Изучение детской агрессивности
Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей младшего школьного возраста. На их появление большое влияние оказывают три фактора:
- первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление;
- второй - агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр;
- третий - дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия, и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Модели поведения
родителей и детей
Поведение |
Реакция |
Результат |
Родители систематиче-ски проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. |
Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. |
Ребенок часто конфликтует, дерется; применяет агрессивную модель поведения в жизни. |
Родители применяют слишком суровые, несоотноси-мые с проступком наказания. |
Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям. |
Вероятность ответной агрессивно-сти в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивно-сти. |
Родители не обращают внимания на агрессивное поведение ребенка, не контролиру-ют его. |
Вседозволенность. |
Проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты. |
Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самосто-ятельному выбору, запрещают любые проявления детского гнева. |
Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. |
Деструктив-ная агрессивность, насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
|
Родители проявляют агрессию по отношению к окружаю-щим в присутствии ребенка. |
У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновника-ми всех их бед. |
Вероятно, что ребенок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения , проявления агрессии.
|
Конфликты между родителями, развод.
|
Демонстра-тивная агрессив-ность (привлече-ние внимания к своей персоне). |
Формирова-ние агрессивной модели «выяснения отношений».
|
Рекомендации родителям:
· Будьте последовательны в воспитании ребенка;
· Старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;
· Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
· Все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной форме;
· Давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;
· Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения;
· Старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собственного гнева;
· Если вы все же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату;
· Наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка;
· Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его любым;
Обратитесь к психологу, если сами не справляетесь с ситуацией