Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка
«Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка».
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы образования. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов.
Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить студентов учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.
В мировой и российской образовательной практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях.
В условиях компетентностного подхода принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Он формирует не отвлечённые ЗУНы, а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности за осуществление определённых действий.
Компетентностный подход изменяет и требования к современному уроку. Условием формирования компетентностей является опыт успешного решения реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать), организация учения на основе мотивации, субъектной активности и самостоятельности.
Проблема активизации процесса обучения возникла с самого рождения методики русского языка как науки. Ещё Ф.И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый даётся ему готовый, без всякого с его стороны пытания».
В настоящее время в методике русского языка нет единой классификации методов обучения, в тоже время большинство классификаций строится на одном основании – источнике получения знаний.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
2.Условия возникновения и становления опыта:
внедрение новых педагогических технологий в работу;
создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
накопление краеведческого материала;
накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
Формы и методы
1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;
5) метод дифференцированного обучения;
6) метод проектов.
Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, необходимо включать детей в исследовательскую деятельность.
В целях достижения лучшего результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.
Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью учащегося с широкими возможностями для самоуправления.
Плюсы такой технологии: Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, сугубо целенаправленное управление.
К активным формам обучения русскому языку отношу лабораторные работы. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы.
Лабораторные работы особенно актуальны, так как они, активизируя познавательную деятельность, формируют навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения, углубляют знания учащихся, приучают работать с научной литературой. Лабораторные работы могут быть на различные темы: понятие языковой нормы, вопросы теории и практики современной лексикографии, лингвистический анализ единиц разных уровней языка, что необходимо для подготовки к ЕГЭ.
Анализ единиц разных языковых уровней должен быть «созвучен» с разными видами разбора: фонетическим, морфемным, словообразовательным, морфологическим и синтаксическим, когда внимание сосредоточено на трудных случаях этих разборов. Весьма полезным является, например, задание по установлению общих и отличительных грамматических особенностей ряда слов определённой части речи в процессе их параллельного морфологического разбора.
Еще более сложным, но и увлекательным задание будет в том случае, если для разных видов анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) предложить несколько омонимичных слов разных частей речи, т. е. функциональных омонимов:
На лабораторных занятиях студенты приобретают навыки разных видов лингвистического анализа, обогащают свой лексикон, развивают свои способности к дальнейшей активизации познавательной деятельности.
Уроки-практикумы обязательно заканчиваю тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов использую мультимедиа.
Большое количество заданий рассчитаны на развитие нестандартного мышления:
Разгадывание кроссвордов и ребусов
Составление кроссвордов и ребусов
В последнее время компьютер на уроках русского языка стал жизненно необходимым средством обучения. Он помогает создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
для оптимального закрепления изученного материала,
для улучшения контроля знаний учащихся,
для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
Самым распространённым или популярным средством ИТ является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентации с иллюстративным материалом -рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях - демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.
Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, - они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.