Организация проблемных уроков при изучении литературы
Организация проблемных уроков при изучении литературы.
Ю. С. Кузьмина
учитель русского языка и литературы
Аннотация. В статье представлена краткая история развития проблемного обучения, его методы и виды. Также приведен фрагмент урока с использованием проблемного обучения.
Ключевые слова: проблемное обучение, педагогика, метод, литература.
Настоящая работа освещает одну из самых актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы - применение проблемного обучения в педагогической практике учителей - словесников. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент общество, в котором мы живем, испытывает острую потребность. Оно нуждается в социально активной и творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения во всех сферах жизни. Эту проблему можно решить путем введения в учебный процесс проблемного обучения, обладающего широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Для полного понимания данной темы необходимо выяснить, что же такое «Проблемное обучение»?
Вопрос о проблемном обучении не нов. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса обучения в процесс познания, развития умственных сил и способностей обучающихся. Данной теме посвящено очень много научной литературы, например, Ю.К. Бабинский «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985 г.), Т.В. Кудрявцев «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (1991 г.), В.Г. Марaнцман, Т.В. Чирковская «Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей» (1977 г.), а также многочисленные статьи: Н.И. Кудряшев «К итогам дискуссии» (1972 г.), В.Г. Маранцман «Проблемный анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"» (2002 г.) и т.д.
История развития проблемного обучения начинается с разработок американского философа и педагога Джона Дьюи, который ввел исследовательский метод в буржуазную педагогику. Обширное исследование проблемного обучения начались в 60-х годах.
Однако в истории педагогики постановка вопросов собеседнику, которые вызывают затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сокрaта, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения путем включения обучающихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей нового воспитания и других [Брушлинский; 1983; с. 33].
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
В условиях современного обучения, когдa ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы, формирование проблемы и вопросов, которые им нужно выяснить, - дело учителя. Поэтому проблемное обучение, по большей части, явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озадаченного тем, как бы заинтересовать обучающихся учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего побудительного фактора [Гальперин; 1985; с. 34].
Преодолевая такое положение, учитель сам умышленно создает определенную проблемную ситуацию. То есть вызывает определенное состояние ученика. когда он в результате сопоставления имеющихся у него знаний или выработанных умений с неизвестным фактом или явлением обнаруживает, что его прошлые знания не соответствуют новому факту, более того он наблюдает противоречия в имеющихся знаниях.
Суть проблемного обучения заключается в том, что поисковая деятельность обучающихся, которая начинается с постановки вопросов, закладывается в учебных программах, далее последовательно выдвигается в учебниках, в изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе обучающихся.
Американским ученым Джоном Дьюи разработаны шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, которые представляют собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Рассмотрим их.
1. Метод монологического изложения.
Этот метод подразумевает, что учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует опыты с целью их подтверждения [Гальперин; 1985; с. 114].
2. Рассуждающий метод обучения.
Суть данного метода заключается в том, что если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он его использует. Причем учебный материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает систему риторических вопросов проблемного характера, чтобы привлечь обучающихся к мысленному анализу проблемных ситуаций. Раскрывает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает использовать предложения повествовательного и вопросительного типа, повествование ведется в форме лекции. В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к истине» [Махмутов; 1975; с. 154], он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы, показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.
3. Диалогический метод изложения.
Такой метод учитель использует, если он ставит перед собой задачу привлечь обучающихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы, чтобы активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале. Учитель дополняет структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.
Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень познавательной активности обучающихся в процессе познания, так как они уже непосредственно привлекаются к учaстию в решении проблемы под жестоким упрaвляющим воздействием преподавателя.
4. Эвристический метод изложения.
Данный метод используется учителем, когда он хочет обучить обучающихся каким-либо отдельным элементам решения проблемы, или организовать частичный поиск новых знаний и способов действия [Гальперин; 1985; с. 68].
5. Исследовательский метод.
Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер. Он отнес к этому метод организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач. Адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет обучающимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а обучающиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания» [Гальперин; 1985; с. 87].
При использовании данного метода учитель пользуется таким же построением материала и такими же структурными элементами, что и при эвристическом методе. Порядок следования вопросов, заданий и указаний остается таким же. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство обучающихся с решением подпроблемы справились.
6. Метод программированных заданий.
Метод программированных заданий подразумевает постановку учителем системы программированных заданий. Применение программированных заданий заключается в том, что каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров. Один кадр может содержать часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, было выяснено, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал обучающиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и постановка задач, и выполнение обучающимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.
Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский».
Нами был разработан конспект урока, где непосредственно реализовывалось проблемное обучение. С помощью данного урока мы изучили возможности использования проблемного обучения на уроках литературы и можем сделать выводы о том, что данный вид обучения необходим и возможен на уроках литературы, что он способствует развитию умения аргументированно и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, развитию умений и навыков коммуникативного общения, ведения правильно выстроенной дискуссии, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Литература:
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В.Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Издательство МГУ, 1985. – 320 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. – 382 с.