Статья «Деятельность муниципального координатора по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике и физике в 2013-2014 учебном году»
Деятельность муниципального координатора по работе с детьми
с повышенной учебной мотивацией по математике и физике
в 2013-2014 учебном году
Берсенева Н.Н., заместитель директора по УВР
Соболева Н.С., заместитель директора по УВР
Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка – муниципальной или региональной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими образовательными учреждениями в своем районе, регионе и стране.
Ещё в 2008 году в послании Федеральному собранию РФ Президент РФ один из основных акцентов сделал на школьном образовании, в том числе указал, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.
Анализ социального заказа жителей города Курска показывает, что актуальным в плане работы с одарёнными детьми является создание творческой среды для выявления особо одарённых ребят, предоставление возможности дистанционного обучения, расширение системы олимпиад и конкурсов, практики дополнительного образования детей, отработка механизмов учёта индивидуальных достижений обучающихся.
Одним из методов решения этой задачи стали изменения в системе работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной учебной мотивацией. В Курске с 2012 года развивается сетевая форма повышения интеллектуально-творческого потенциала одарённых школьников – сеть муниципальных координаторов по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией. Приказом комитета образования г. Курска МБОУ «Лицей № 6 имени М.А.Булатова» определён как муниципальный координатор по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике и физике. Нами была разработана программа деятельности педагогического коллектива в данном направлении, которая включила в себя не только теоретическое осмысление проблемы, но и комплекс мер, направленный на выявление, сопровождение и социальную адаптацию детей с повышенной учебной мотивацией по физико-математическому профилю.
Комплекс мер, направленный на выявление, сопровождение и социальную адаптацию детей с повышенной учебной мотивацией по физико-математическому профилю опирается на положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО) и Государственную программу «Развитие образования» на 2013- 2020 годы.
В этой связи мы рассматриваем миссию муниципального координатора как создание такой образовательной среды, которая способствовала бы обогащению и развитию личности обучающихся, одарённых в области математики и физики и их педагогов, а также предоставление возможности дистанционного обучения, расширение системы олимпиад и конкурсов, практики дополнительного образования детей, отработка механизмов учёта индивидуальных достижений обучающихся.Исходя из подобного понимания нашей миссии мы определили комплект приоритетных задач, в число которых включили создание правовых, финансовых, кадровых, материально-технических условий для реализации проекта, в том числе включение в Положение о системе оплаты труда педагогов лицея тезисов, регламентирующих оплату деятельности по выявлению и сопровождению одарённых детей, привлечение дополнительных средств для развития инфраструктуры лицея и реализации программы развития образовательного учреждения, разработку и обновление локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность лицея в области выявления, сопровождения и социальной адаптации одарённого ребёнка, заключение договоров с вузами города Курска и Российской Федерации. Кроме того, мы активно привлекаем к сотрудничеству профессорско-преподавательский состав вузов города Курска и других регионов страны. Также нами разработаны практические мероприятия по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике и физике.
Год работы в указанном направлении позволил подвести некоторые итоги. Нашим лицеем в рамках деятельности муниципального координатора по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике и физике организованы и проведены следующие мероприятия:
Форма № |
Тема занятия |
Ф.И.О., звание, должность преподавателя |
Дата проведения |
Дистанционные занятия на базе ресурсного центра (МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 27») |
|||
1 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 8-9 классах «Принцип Дирихле» |
Фрундин В.Н., к.п.н., доцент каф. алг. , геом. и теории обучения математике КГУ |
25 ноября 2013 г. |
2 |
Дистанционный урок «Алгебраические уравнения высших степеней с параметрами: использование параметра как равноправной переменной» |
Гончарова М.А., учитель МБОУ «Лицей № 6» |
18 ноября 2013 г. |
3 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 8-9 классах «Принцип Дирихле», занятие № 2 |
Фрундин В.Н., к.п.н., доцент каф. алг. , геом. и теории обучения математике КГУ |
16 декабря 2013 г. |
4 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 8-9 классах «Инварианты» |
Белкина Е.Н., учитель математики «Лицей-интернат № 1» г. Курска |
18 декабря 2013 г. |
5 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 8-9 классах «Логические задачи» |
Белкина Е.Н., учитель математики «Лицей-интернат № 1» г. Курска |
06 декабря 2013 г. |
6 |
Семинар для обучающихся 9-х классов по разбору задач повышенной сложности по математике |
Скрипкина Е.В., преподаватель кафедры высшей математики ЮЗГУ |
15 января 2014 г. |
7 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 10 классе «Задачи на делимость». Занятие 1. |
Фрундин В.Н., к.п.н., доцент каф. алг. , геом. и теории обучения математике КГУ |
17 февраля 2014 г. |
8 |
Дистанционный урок «Уравнения с неравенствами и модулями» |
Попова Р.А., учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» |
11 марта 2014 г. |
9 |
Дистанционный урок «Игровые логические задачи для 9-го класса» |
Колпакова Е.Н., учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» |
14 марта 2014 г. |
10 |
Спецкурс для углублённого изучения математики в 10 классе «Задачи на делимость». Занятие 2. |
Фрундин В.Н., к.п.н., доцент каф. алг. , геом. и теории обучения математике КГУ |
07 апреля 2014 г. |
11 |
Разбор задач повышенной сложности |
Скрипкина Е.В., преподаватель кафедры высшей математики ЮЗГУ |
11 апреля 2014 г. |
12 |
Дистанционный урок «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
Некрасова З.В., учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» 29 апреля 2014 г. |
|
Участие в научно-практических конференциях |
|||
1 |
Научно-практическая конференция «Математика и её приложения в различных областях знаний» |
Берсенёва Н.Н., заместитель директора по УВР |
6-7 декабря 2013 г. |
2 |
Научно-практическая конференция для школьников с повышенной учебной мотивацией по физико-математическому профилю в рамках проекта «Каникулы в КГУ» |
Берсенёва Н.Н., заместитель директора по УВР |
Январь, март 2014 г. |
3 |
Презентация лучших исследовательских проектов школьников по проблемам математического знания в КГУ |
Гончарова О.А., Терещенко Е.С. , учителя математики МБОУ «Лицей № 6» |
Апрель 2014 г. |
4 |
Круглый стол «Математика на все времена» с защитой и последующей публикацией работ в сборнике КГСХА им. Иванова |
Берсенёва Н.Н., заместитель директора по УВР |
Май 2014 г. |
Организация участия в предметных олимпиадах |
|||
1 |
Многопрофильная олимпиада КГУ |
Берсенёва Н.Н., Шевердина Т.В., Соболева Н.С., заместители директора по УВР |
|
2 |
Многопрофильная олимпиада ЮЗГУ |
Берсенёва Н.Н., Шевердина Т.В., заместители директора по УВР, |
|
3 |
Заочные олимпиады для обучающихся 10-11 классов с последующим разбором заданий на базе лицея |
Берсенёва Н.Н., Шевердина Т.В., заместители директора по УВР, Гончарова О.А., Терещенко Е.С., учителя математики МБОУ «Лицей № 6» |
Октябрь 2013 г. |
4 |
Международная математическая олимпиада «Третье тысячелетие» |
Берсенёва Н.Н., заместитель директора по УВР, Гончарова О.А., Терещенко Е.С., учителя математики МБОУ «Лицей № 6» |
Январь 2014 г. |
5 |
Зимний лагерь для одарённых в области математики детей на базе С.-Петербургского государственного университета |
Берсенёва Н.Н., заместитель директора по УВР |
Январь 2014 г. |
6 |
Заочная олимпиада для обучающихся 9-х и 10-х классов с последующим разбором заданий |
Берсенёва Н.Н., Шевердина Т.В., заместители директора по УВР, Гончарова О.А., Терещенко Е.С., учителя математики МБОУ «Лицей № 6» |
Январь, март 2014 г. |
Лектории |
|||
1 |
Лекция для обучающихся 11-х классов «Производные высших степеней» |
Гончарова О.А., учитель математики МБОУ «Лицей № 6» |
Январь, март 2014 г. |
2 |
Консультации обучающихся по вопросам выполнения образовательных проектов по математике |
Дмитриев В.В., Журавлёва Е.В., преподаватели кафедры вышей математики ЮЗГУ |
В течение учебного года |
Итогом деятельности муниципального координатора стала апробация сетевого взаимодействия с образовательными организациями города по созданию условий для развития детей, одарённых в области математики и физики, в том числе:
Определение круга участников сетевого взаимодействия, апробация нескольких моделей организации связи «координатор - участник»;
Внедрение в практику работы ОУ дистанционных видов образовательных услуг;
Организация участия школьников города в проектах высших учебных заведений города по физико-математическому профилю;
Организация участия делегации школьников г. Курска в работе зимнего математического лагеря при С.-Петербургском государственном университете
Привлечение преподавателей высшей школы к развитию детей с повышенной учебной мотивацией по физике и математике.
Кроме того, уже в 2014-2015 учебном году нами проведены 3 дистанционных занятия по математике, организовано участие математически одарённых школьников города в олимпиаде «Третье тысячелетие», по итогам которой будет проведён отбор на зимнюю смену профильного лагеря при С.-Петербургском государственном университете, проведён I этап Математического турнира для обучающихся 5-6 классов школ города.
В дальнейших планах расширение участия преподавателей высшей школы в работе муниципального координатора, организация методической работы с учителями школ города, направленной на решение проблем воспитания одарённой личности.