12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5560
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Паспорт учебного кабинета физики. 2012-2013 учебный год

 

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Ответственный:

зав. кабинетом

РАГУЛИНА Л.Д.

2012-2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

План кабинета

Анализ работы кабинета физики за 2011-2012 учеб6ный год

План развития кабинета физики на 2012-2013 учебный год

График занятости кабинета физики 2012-2013 учебный год

Опись имущества кабинета

Опись имущества (ТСО, компьютерная техника)

Аптечка школьной лаборатории физики

Алфавитная систематизация учебно-практического оборудования

Правила поведения учащихся в кабинете физики

Содержание инструктажа по ТБ для учащихся при выполнении плановой лабораторной работы

Учебное оборудование:

Таблицы,

Плакат,

Портреты ученых,

Электронные образовательные ресурсы,

Каталог Интернет ресурсов для учителя физики, для учеников

Учебно-методический комплект для учителя

Учебно-методический комплект для ученика

Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики

Программа инструктажа по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете физики

Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории по физике

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

Инструкция инструктажа по электропожарной безопасности в кабинете физики

Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики

 

 

 

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ КАБИНЕТА ФИЗИКИ

ЗА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Главными направлениями работы кабинета в прошлом учебном году были:

работа по развитию познавательного интереса школьников, через применение ЦОР в преподавании физики, дидактического материала,

работа по развитию одарённых детей, через индивидуальные консультации, проектную деятельность, олимпиады,

подготовка выпускников 9 и 11 классов к итоговой аттестации,

оснащение кабинета лабораторным оборудованием по электротехнике,

пополнение УМК по физике,

выполнение учащимися правил поведения в кабинете

В прошлом учебном году кабинет физики, находящиеся в нём оборудование и материалы, предназначались для обучения физики  учащихся 7-11 классов. Кабинет использовался только для проведения уроков по физике, элективных занятий, индивидуальных и групповых консультации по подготовке к олимпиаде, конференции, экзамену в 9 классе, ЕГЭ.

В целях развития способностей одаренных детей, организованы консультации по подготовке к олимпиаде и научной конференции. Учащиеся 7-11 классов принимали активное участие в школьной олимпиаде. Победителями школьного тура стали Батяев Юрий (11 кл), Богданов Степан (10 кл), Чечко Денис (8 кл), призером – Коваленко Василий (11 кл). Богданов Степан - победитель районного тура олимпиады по физике. Жупанова Кристина (7 кл) выступала на районной конференции с темой «Сообщающиеся сосуды – изучаю и моделирую» и заняла первое место. Для развития познавательной активности, межличностного взаимодействия, сознательного отношения к процессу обучения учащихся проведен открытый урок в 7 классе.

Работа по развитию произвольности деятельности, интеллектуальных умений и практических навыков осуществлялась не только на уроках, но и на элективных занятиях:

8 класс - «Познай физику в задачах и экспериментах»,

9 класс – «Основы механики»,

10 – 11 классы – «Методы решения физических задач».

Подготовка учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации осуществлялась в течение всего учебного года по графику: I полугодие – 1 раз в неделю, II полугодие – 2 раза в год. В 9 классе 3 учащихся сдавали экзамен по выбору в старой форме, в 11 – 1 учащийся в форме ЕГЭ.

Для успешного процесса обучения детей, повышения школьной мотивации накоплен необходимый учебно-методический материал:

УМК 7-9 кл,

учебно-наглядный материал в электронном виде,

разно-уровневый раздаточный материал 7-11 кл,

учебные пособия для подготовки к ГИА, ЕГЭ в электронном и раздаточном варианте,

все учебные видеоролики по всем разделам физики,

наглядные мультимедийные пособия для проведения уроков физики:

слайд-шоу, анимация, интерактивный материал (задача, модель, рисунок), таблица, рисунок, формула, текст, определение, рисунок, схема.

Периодически обновлялся разноуровневый раздаточный материал (карточки с заданиями, тесты, контрольные и самостоятельные работы).

Составлен электронный каталог учебно-методического материала по классам, темам, дидактическому материалу, который постоянно обновлялся и систематизировался.

Накапливались адреса Интернет-ресурсов.

Полностью был оформлен стенд с учебно-познавательной информацией:

Постоянная информация

Сменная информация

«Алгоритмы решения задач»

«Сегодня на уроке»

«Формулы для начинающих физиков»

«Рекомендации по подготовке к ЕГЭ»

«Все законы и формулы в таблицах»

«Подготовка к экзамену за курс основной школы»

«Физический словарь»

«Новости науки и техники»

Для учащихся проводился 2 раза в год входной инструктаж по ТБ и использования практического оснащения в кабинете физики, и каждый раз перед выполнением лабораторной работы. Заполнялся журнал регистрации проведения инструкции по ТБ. Выполнение

правил поведения обучающихся на переменах, уроках,

требований пользования лабораторным оборудованием на практических занятиях

постоянно контролировалось.

Администрацией школы произведено техническое оснащение:

Рабочее место учителя

Кабинет

компьютер, принтер

лабораторное оборудование по электротехнике

Для подготовки работы кабинета к новому учебному году, в нем выполнен необходимый ремонт. В кабинете физики установлена современная люминесцентная лампа над доской, которая привела в соответствие нормам СанПиН освещённость рабочей зоны кабинета.

В течение года постоянно поддерживалось санитарно-гигиеническое состояние кабинета, сохранность мебели, технического оборудования.

Проблемы в работе кабинета:

недостаточное техническое оснащение для проведения лабораторного и физического практикума по разделам физики «Механика», «Оптика», «МКТ»

не соответствие ТСО современным требованиям,

отсутствие демонстрационных таблиц «Инструкция по ТБ», «Физические величины и формулы»,

отсутствие подключения компьютера в локальную сеть Интернет (использую модем), мультимедийного проектора, экрана,

отсутствие необходимой мебели для сохранности учебно-методических пособий,

недостаточная организация работы со способными учащимися,

недостаточный опыт по подготовке детей к итоговой аттестации

ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Задачи кабинета физики на 2012-2013 учебный год:

Обеспечение качественного выполнения программы по физике в 7 - 11 классах

Систематизация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу на уроках, элективных занятиях, внеклассных мероприятиях, работу НОТ

Обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Пополнение учебно-методического обеспечения кабинета, интерактивных пособий, демонстрационных таблиц «Инструктаж ТБ», «Физические величины и формулы»

Приобретение мебели для сохранности учебно-методического материала, ТСО

Систематизация деятельности подготовки к ГИА, ЕГЭ

Подключение компьютера в сеть Интернета

Организация фронтальной учебной деятельности с использованием компакт-дисков учебного назначения, а также ресурсов Интернета

Организация обучения и доступа учащихся к Интернет-ресурсам по физике

Обеспечение комфортных условий труда, соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете

Поддержание в рабочем состоянии  оборудования для лабораторных работ и демонстрационных опытов

Обеспечение необходимыми техническими средствами кабинет для проведения лабораторного и физического практикума

Организационная деятельность

при подготовке новому учебному году:

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Подготовить кабинет к началу учебного года

август

2.

Провести учет учебного оборудования, имеющегося в кабинете физики

I неделя сентября

3.

Провести профилактический осмотр оборудования для лабораторных работ и демонстрационных опытов

I неделя сентября

4.

Составить график работы кабинета

I неделя сентября

5.

Обновить медикаменты в аптечке

август

6.

Провести инструктажи по технике безопасности и правилам работы в кабинете с учащимися 7 - 11 классов

до 10.09

7.

Провести инструктаж по эвакуации школьников во время пожара с учащимися 7 - 11 классов

до 10.09

8.

Провести инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока с учащимися 7 - 11 классов

до 10.09

9.

Составить паспорт и план работы кабинета

до 10.09

10.

Составить расписание внеклассных занятий по договоренности с учащимися и их родителями

05.09

11.

Обновить раздел на стенде «Инструкция по охране труда»

до 01.09

12.

Получить акт-разрешение на работу в кабинете в 2012 – 2013 учебном году

до 01.09

Учебно-методическая деятельность:

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Составить и утвердить рабочие программы элективного курса по физике для 8, 9, 10, 11 классов

до 05.09

2.

Составить и утвердить рабочие программы по физике в 7 - 11 классах

до 05.09

3.

Периодически пополнять УМК по физике:

- программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера (диски, мультимедийное оборудование),

- карточки с разноуровневыми заданиями,

- тесты, КИМы,

- методическая литература,

- презентации к уроку, элективным занятиям, внеклассным мероприятиям

в течение года

4.

Проверить обеспеченность учащихся учебниками по физике. Предоставить возможность использования учебных пособий кабинета

до 05.09, 

в течение года

5.

Накапливать и систематизировать материал по подготовке детей к ГИА, ЕГЭ

в течение года

6.

Подобрать материал и разместить на стенде кабинета:

- рекомендации по подготовке детей к ГИА – 9 кл, ЕГЭ – 11 кл,

- алгоритмы решения физических задач,

- формулы курса физики ученикам, начинающим изучать предмет (7 кл),

- новости в астрофизике,

- работы учащихся,

- правила поведения учащихся в кабинете физики

Периодически обновлять информационный стенда для выпускников

I четверть

7.

Подготовить итоговые и тематические тесты в новой форме по физике в 7 -11 классах

в течение года

9.

Расширить объем различных видов контроля знаний учащихся (тематические тесты, физические диктанты, контрольные работы, зачеты и т.д.) для учащихся 7 – 11 классов в электронном виде

в течение года

10.

Активно использовать компьютер в учебном процессе; вести накопление учебного материала в электронном виде

в течение года

11.

Участвовать в районном и школьном методическом объединении учителей физики

в течение года

12.

Создавать учащимися презентации по физике для последующего использования их для закрепления знаний учащихся и с целью повышения интереса к изучению физики

в течение года

13.

Накопить и систематизировать коллекцию образовательных работ интерактивной физики:

- анимации моделей физических процессов, виртуальных лабораторий,

- видео: явления, опыты, эксперименты, уроки, фильмы, консультации,

- наглядные мультимедийные пособия: слайд-шоу, формула, рисунок, задача, таблица

в течение года

15.

Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в школьных и районных олимпиадах и научных конференциях по физике

ноябрь

17.

Подготовить учащихся к итоговой аттестации:

- составить рекомендации психологической готовности к экзамену,

- организовать консультации и индивидуально-групповые занятия,

- провести инструктаж с учащимися по правилам заполнения бланков на ЕГЭ и ответов на ГИА,

- обучить ребят работать с КИМами

в течение года

18.

Использовать Интернет – ресурсы, ЦОР по физике на различных этапах урока

в течение года

19.

Обновить дидактический материал в соответствии с программой

в течение года

20.

Накапливать, систематизировать и внедрять элементы здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Музыкотерапия - один из методов сохранения духовного, психического и физического здоровья школьников на уроке физики.

в течение года

21.

Подбор учебной и справочной литературы для подготовки к экзаменам

октябрь

22.

Обновить архив электронного носителя методического и учебного материала по классам, разделам, темам

в течение года

23.

Составить каталог Интернет ресурсов для учителей физики, систематизировать материал

в течение года

24.

Участвовать в сетевых педагогических сообществах в сети Интернет («Про школу»)

в течение года

25.

Вести журналы по выполнению техники безопасности в соответствии с требованиями.

в течение года

Материально-техническая база:

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Приобрести демонстрационные таблицы «Инструктаж по ТБ», «Физические величины и формулы»

в течение года

2.

Пополнить лабораторию необходимым техническим оснащением для проведения лабораторного и физического практикума по разделам физики «Механика», «Оптика», «МКТ»

в течение года

3.

Приобрести необходимую мебель (шкаф, тумба) для сохранности учебно-методических пособий

в течение года

4.

Подключиться к локальной сети Интернет

в течение года

5.

Приобрести новую мебель для размещения и хранения ТСО

в течение года

Соблюдение санитарно-гигиенических

норм в кабинете:

п/п

Содержание работы

Ответственный

Сроки

1.

Проводить профилактический осмотр компьютера

специалист по обслуживанию компьютера

 

2.

Проводить очистку жесткого диска от ненужных файлов

специалист

1 раз в 2 месяца

3.

Проводить дефрагментацию диска

специалист

1 раз в полугодие

4.

Проводить проверку диска на наличие вирусов

специалист

по мере необходимости

5.

Проводить регулярное обновление антивирусной

базы компьютера

специалист

еженедельно

6.

Проводить ежедневную влажную уборку кабинета

тех.персонал

ежедневно

7.

Проветривать кабинет после каждых 2 часов занятий.

зав. кабинетом

ежедневно

8.

Проводить генеральную уборку кабинета

тех.персонал

1 раз в четверть

9.

Соблюдать световой и тепловой режим

зав. кабинетом

ежедневно

10.

Следить за сохранностью мебели и оборудования в классе

зав. кабинетом

ежедневно

11.

Поддерживать в надлежащем порядке

методическую литературу

зав. кабинетом

в течение года

Ответственный: зав.кабинетом физики Рагулина Л.Д.

ГРАФИК ЗАНЯТОСТИ КАБИНЕТА ФИЗИКИ

АУДИТОРНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

урок

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1

11 Е

10 Е

10Е

7

8

 

2

7

10 У

9

9

11 У

11 Е

3

 

11 Е

   

10 Е

 

4

8

11 У

11 ЭЛ.К

     

5

10 Е

10 ЭЛ.К

 

11 Е

9 ЭЛ.К

11 Е

6

   

10 У

10 Е

 

8 ЭЛ.К

ВНЕУЧЕБНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Класс

Время работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

 

8

     

1600 - 1700

(подготовка к олимпиаде, конференции)

 

9

 

1600 - 1700

(подготовка к ГИА

   

1600 - 1700

(подготовка к экзамену)

11

1600 - 1800

(подготовка к ЕГЭ)

       

7-11

   

1600 - 1700

( консультации)

   

ИЗМЕРИТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ:

контрольные работы,

тематические тесты,

самостоятельные работы,

зачеты,

КИМы ГИА, ЕГЭ

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КАБИНЕТА ФИЗИКИ

п/п

Наименование имущества

Кол-во

 

Учительский стол

1

 

Учительский стул

1

 

Парты двуместные

12

 

Стулья ученические

18

 

Шкафы для хранения ТСО

2

 

Доска меловая - магнитная

1

 

Люминесцентная лампа над доской

1

 

Стол для демонстрационных опытов

1

 

Настенная полка для хранения печатных пособий

1

 

Струна

4

 

Шторы

4

 

Стенд

1

 

Указка

1

 

Огнетушитель

1

16.

Аптечка

1

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА

(ТСО, КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА)

п/п

Наименование ТСО

Кол-во

1

Компьютер

1

2

Принтер

1

АПТЕЧКА

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И МЕДИКАМЕНТОВ ДЛЯ АПТЕЧКИ ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ФИЗИКИ

1. Индивидуальные перевязочные антисептические средства –3 шт.,

пакеты без бинтов (3шт), с бинтами (3 шт.)

2. Бинты (3 шт.)

3. Вата (2 пакета)

4. Жгут (1 шт.)

5. Настойка Йода – 1 флакон

6. Нашатырный спирт – 1 флакон

7. Сода питьевая – 1 пачка

8. 2-4 %-ный раствор борной кислоты – 1 флакон

9. 3 %-ный раствор уксусной кислоты – 1 флакон

10. Перманганат калия

11. Перекись водорода – 1 флакон

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

КАБИНЕТА ФИЗИКИ

Наименование

Количество

 

Амперметр лабораторный.

5

 

Барометр-анероид.

1

 

Ведерко Архимеда.

1

 

Весы лабораторные № 2235

5

 

Вольтметр лабораторный.

5

 

Динамометр лабораторный.

5

 

Дифракционная решетка

1

 

Калориметр.

5

 

Катушка-моток № 6286

5

 

Камертоны на резонансных ящиках.

1

 

Комплект портретов физиков.

1

 

Комплект соединительных проводов

10

 

Модель двигателя внутреннего сгорания.

1

 

Набор лабораторный «Геометрическая оптика» № 2373

2

 

Набор лабораторный «Механика» № 7088

1

 

Набор лабораторный «Оптика» № 7108

1

 

Набор лабораторный «Электричество» № 7107

1

 

Набор лабораторный «Электричество» № 2263

4

 

Прибор для изучения привила Ленца

1

 

Реостат лабораторный.

5

 

Таблица «Шкала электромагнитных волн».

1

 

Термометр лабораторный (0-100 С).

5

 

Шар с кольцом.

1

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране труда.

Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней одежды.

Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.

Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.

Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя.

Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход выполнения.

Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения учителя.

Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.

Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его проветривают.

СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНОВОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Цель инструктажа

Класс

Содержание инструктажа

1

Вводный инструктаж

7

Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным со стеклянными предметами, не крутиться, чтобы не опрокинуть свои или соседские приборы. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки. Не задевайте их стульями, т.к. их легко вывести из строя и тогда некоторые лабораторные работы нельзя будет выполнить.

2

Вводный инструктаж

8-11

Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки, не задевайте их стульями.

3

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 ”Определение цены деления измерительного прибора”

7

При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Для этого нужно оставаться на своем рабочем месте, не крутиться, не толкать соседей, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

4

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 ”Измерение размеров малых тел”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

5

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение массы тела на рычажных весах”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

6

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение объема тела”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

7

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение плотности твердого тела”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

8

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Градирование пружины и измерение сил динамо-метром ”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

9

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7

“Определение выталкивающей силы в жидкости”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

10

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Выяснение условий плавания тела в жидкости”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

11

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Выяснение условий равновесия рычага”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

12

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Определение КПД наклонной плоскости”

7

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

13

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

14

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Определение

удельной теплоемкости вещества”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

15

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

16

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение напряжения на различных участках электрической цепи”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.

17

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Регулирование силы тока реостатом”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.

18

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить.

19

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение работы и мощности электрического тока”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.

20

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение КПД установки с электрическим нагревателем”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Аккуратно обращайтесь с термометром.

21

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Сборка электромагнита и испытание его действия”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

22

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Изучение электрического двигателя постоянного тока”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

23

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 11 “Получение изображений с помощью линзы”

8

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

24

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Измерение ускорения при равноускоренном движении”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

25

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение жесткости пружины”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

26

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение коэффициента трения скольжения”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

27

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Изучение движения тела, брошенного горизонтально”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

28

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Изучение движения тела по окружности”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

29

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение равновесия тела под действием нескольких сил”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

30

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Изучение закона сохранения энергии”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

31

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение g с помощью маятника”

9

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

32

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Проверка закона Гей-Люссака”

10

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

33

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение модуля упругости резины”

10

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку.

34

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Определение удельного сопротивления проводника”

10

При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

35

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Последовательное и параллельное соединение проводников”

10

При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

36

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”

10

При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

37

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Наблюдение действия магнитного поля на ток”

10

Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

38

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение заряда электрона”

10

Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

39

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Изучение электромагнитной индукции”

11

Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение.

40

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение коэффициента преломления стекла”

11

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

41

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Наблюдение интерференции и дифракции света”

11

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

42

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки”

11

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

43

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Наблюдение сплошного и линейчатого спектров”

11

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

44

Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям”

11

При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными.

Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА

ТАБЛИЦЫ

Кинематика материальной точки

·         Закон движения. Перемещение.

·         Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

·         Ускорение.

·        Равнопеременное движение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени.

·         Баллистическое движение.

·         Кинематика вращательного движения.

·         Кинематика колебательного движения.

·         Законы Ньютона.

·         Законы всемирного тяготения.

·         Сила тяжести.

·         Сила упругости. Вес тела.

·         Сила трения.

Закон сохранения. Динамика периодического движения

·         Закон сохранения импульса.

·         Работа силы.

·         Потенциальная энергия.

·         Абсолютно неупругое и упругое столкновения.

·         Движение тел в гравитационном поле.

·         Динамика свободных колебаний.

·         Колебательная система под действием внешних сил.

·         Вынужденные колебания. Резонанс.

Молекулярно – кинетическая теория

·         Броуновское движение. Диффузия.

·         Агрегатное состояние тел.

·         Опят Штерна.

·         Шкалы температур.

·         Давление идеального газа.

·         Закон Бойля-Мариотта.

·         Закон Гей-Люссака.

·         Закон Шарля.

·         Плавление. Испарение. Кипение.

·       Поверхностное натяжение. Капиллярность.

Термодинамика

·         Внутренняя энергия.

·         Работа газа в термодинамике.

·         Первое начало термодинамики.

·         Второе начало термодинамики.

·        Адиабатный процесс.

·        Цикл Карно.

Электростатика

·         Электризация тел.

·         Опыт Милликена.

·         Закон Кулона.

·         Напряженность электростатического поля.

·         Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

·         Потенциал электростатического поля.

·         Конденсаторы.

·        Энергия электростатического поля.

Электродинамика

·         Электрический ток. Сила тока.

·         Сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

·         Зависимость сопротивления проводника от температуры.

·         Соединение проводников.

·         ЭДС, Закон Ома для полной цепи.

·         Закон Джоуля – Ленца.

·         Электромагнитная индукция.

·         ЭДС индукции в движущемся проводнике.

·         Индуктивность. Самоиндукция.

·         Электромагнитное поле.

Квантовая физика.

·         Тепловое излучение.

·         Фотоэффект.

·         Корпускулярно-волновой дуализм.

·         Волновые свойства частиц.

·         Планетарная модель атома.

·         Атом водорода.

·         Излучение и поглощение света атомом.

·         Лазер.

ПЛАКАТ

Шкала электромагнитных колебаний.

ПОРТРЕТЫ УЧЕНЫХ

А. Вольт

А. Эйнштейн

А.М Ампер

С.И. Вавилов

Г. Галилей

Г.Р. Герц

Г.С. Ом

Д.К. Максвелл

Д.П. Джоуль

И. Ньютон

И.В. Курчатов

А.С. Попов

О. Кулон

Э. Резерфорд

М. В. Ломоносов

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ:

НАКОПЛЕН ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ ФИЗИКИ

КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Крупнейшие образовательные ресурсы:

  1. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. http://www.ed.gov.ru/

Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/

В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/

Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников

http://www.school.edu.ru/

Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/

Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов http://rating.fio.ru/

Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение – проект «Открытый колледж» http://www.college.ru/

Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

Всероссийский августовский педсовет http://pedsovet.alledu.ru/

Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/

Все образование Интернета http://all.edu.ru/

Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/

Челябинский институт повышения квалификации педагогических кадров http://www.idppo.uu.ru

Министерство образования и науки Челябинской области http://www.ed.gov.ru/

Каталоги

Электронные бесплатные библиотеки http://allbest.ru/mat.htm

Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные) http://en.edu.ru/db/

Электронная библиотека статей по образованию http://www.libnet.ru/education/lib/

Электронная библиотека «Наука и техника» http://n-t.org/

Методические материалы

Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы, методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/

Методика физики http://metodist.i1.ru/

Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/

Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http://www.uroki.ru/

Лаборатория обучения физике и астрономии - ведущая лаборатория страны по разработке дидактики и методики обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения основных документов, регламентирующих физическое образование. Все они в полном варианте расположены на этих страница. Можно принять участие в обсуждении. http://physics.ioso.iip.net/

Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm

Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО) . Материалы по стандартам и учебникам для основной и полной средней школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru

Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/

Опыт работы

Банк педагогического опыта http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/turina/index.html

Физик представляет http://www.phizik.cjb.net/

Виртуальные шпаргалки

Делаем уроки вместе! http://www.otbet.ru/

Автоматизированный взаимный перевод разнообразных физических единиц измерения http://www.ru.convert-me.com/ru/

Периодические издания в Интернет

http://archive.1september.ru/mat/

http://www.poisknews.ru/

Сайт Учительской газеты http://www.ug.ru/

http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/title.html

http://www.aboutstudy.ru/magazine2.shtml

Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio

Научно-методический журнал «Методист» http://www.physfac.bspu.secna.ru/Metodist/

Сайт «Вестей» http://www.vesti.ru/fotovideo.html

Каталог всех публикаций в журнале "Квант" за 30 лет: 1970 – 1999 http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/quantum/182.html

Журнал Компьютер в школе http://www.osp.ru/school

Живая физика http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html

Разное

Физика в анимациях. На сайте размещены мультики с физическими процессами и даны теоретические объяснения. Очень показательно и поучительно. Есть материал по механике, оптике, волнам и термодинамике. http://physics.nad.ru/physics.htm

Дифракция Сайт с интерактивными моделями http://www.kg.ru/diffraction/

Программное обеспечение по физике в http://physika.narod.ru/

Инструментальная программная система "СБОРКА" для изучения законов постоянного тока в средней школе http://shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1/index.html

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ, АСТРОНОМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ гимназии №1567 г. Москвы http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/

Программа по физике «Абитуриент» http://www.karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur/index.htm

Дистанционная физическая школа http://school.komi.com/

Уроки физики

Компьютерная поддержка уроков физики. Методика проведения уроков физики с компьютерной поддержкой http://tco-physics.narod.ru/

Российский Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Северный филиал. Дистанционное обучение. Интерактивные уроки физики http://domino.novsu.ac.ru/

Урок по теме «Решение задач. Относительность движения» http://ivsu.ivanovo.ac.ru/alumni/grgr/index.htm

Кабинет физики http://edu.delfa.net:8101

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УЧИТЕЛЯ

1.Программы по физике и астрономии. Издательство «Дрофа», 2007 год

Учебники. Методические пособия

А.В.Пёрышкин «Физика- 7 », Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

А.В.Пёрышкин «Физика- 8 », Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика- 9 », Москва, издательство «Дрофа», 2005-2010г.

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика-10» , Москва, «Просвещение» 2008г.

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «Физика-11» , Москва, «Просвещение» 2005г., 2008г.

С.И.Кабардина «Методика преподавания физики в 7-8 классах», «Просвещение», 1991 год.

А.В.Пёрышкин. Методика преподавания физики в 3-х томах. «Просвещение», 1975г.

Г.С,Лансберг. Элементарный учебник физики. «Наука», 1970г.- 2 том; 1971г.- 1том; 1973г.- 3 том.

В.В. Порфирьев Астрономия: Учебник для 11 класса. – М.: Просвещение, 2003.

Е.П. Левитан Астрономия: учебник для 11 класса. – М.: Просвещение, 2005.

В.Л. Прокофьев, В.Ф. Дмитриева. Физика. - М.: Высшая школа, 1983.

А.Е. Марон, Г.Я. Мякишев. Физика. - М.: Просвещение, 1988.

Н.М. Шахмаев. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика /Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 1989.

Н.М. Шахмаев. Физический эксперимент в средней школе: Колебания и волны. Квантовая физика /Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов, В.И. Тыщук. - М.: Просвещение, 1991.

В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Часть II Основы электродинамики. - М.: Просвещение, 1979.

2.Тематическое планирование:

Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова « Тематическое и поурочное планирование к учебникам А.В.Пёрышкина. 7-9 класс», Москва, «Дрофа», 2006 год.

В.А.Волков, С.Е. Полянский «Тематическое и поурочное планирование к учебникам А.В. Пёрышкина и Е.М.Гутник. 7-9 класс», Москва, « Вако», 2005 год, 2004 год

В.А. Волков. Поурочные разработки по физике. 10 класс. – М.: Вако, 2007.

В.А. Волков. Поурочные разработки по физике. 11 класс. – М.: Вако, 2007.

3.Контрольные и проверочные материалы:

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010

Кирик Л.А. Физика 7 - 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Москва, «Илекса», 2002.

О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. «Контрольные и проверочные работы по физике». 7-11 классы. «Дрофа» .2002 год.

О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-11 классы. «Дрофа» 2004 год.

Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова « Физика. Тесты». 7-9 класс. «Дрофа», 2008г.

Е.А.Марон. «Разноуровневые задания по физике». 7-11 класс.Санкт-Петербург,2007г. Марон А.Е, Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 7 класс. Москва «Дрофа», 2004.

Ю.С. Куперштейн, Е.А.Марон. Физика 10-11 классы. Контрольные работы. Санкт – Петербург. Специальная литература, 1998.

Ряболов, Н.Р. Дадашева, В.А. Курганова. Сборник дидактических заданий по физике. – М.: Высшая школа, 1985.

В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Физика. – М.: Просвещение, 2002.

4.Задачники и фронтальные работы

В.Лукашик «Физика. Сборник задач. 7-9 класс», «Просвещение», 2002-2008г.

А.П. Рымкевич. Задачник. Физика 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2003.

Буров В.А, Кабанов С.Ф, Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Москва «Просвещение», 1981.

5.Экзаменационные материалы:

Камзеева Е.Е, Демидова М.Ю. ГИА – 2011. Экзамен в новой форме. Физика 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. ФИПИ, 2010. Москва «Астрель», 2010.

Кабардин О.Ф. Физика 9 класс. Готовимся к экзаменам ГИА. Москва «Дрофа», 2011.

А.В. Берков и В.А. Грибов. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010 Физика. – М.: Астрель, 2010.

Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. Физика. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2003.

А.Ю. Миниович, Н.С. Рябинский. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2005.

Е.К. Страут, И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева. ЕГЭ 2001 Тестовые задания. Физика. - М.: Просвещение, 2002.

Н.Н. Тулькибаева, А.Е. Пушкарев, М.А, Драпкин, Д.В. Климентьев. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2004.

В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, А.А. Фадеева. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. - М.: Интеллект – Центр, 2003.

 

В.А.Коровин, Г.Н. Степанова «Материалы для проведения устного экзамена по физике за курс основной и средней школы. 9 класс.11 класс», «Дрофа», 2002-2008г

С.И.Кабардина «Сдаём единый государственный экзамен.Физика»

ФИПИ. М., 2009г.

6.Справочники:

Г.А. Рассказов. Физика в таблицах. – М.: Школа, 1996.

Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнев. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. – М.: Наука, 1984.

А.С.Енохович. Справочник по физике и технике. «Просвещение», 1983год.

О.Ф.Кабардин. Справочные материалы по физике. «Просвещение», 1991 год.


 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебники и книги для чтения:

А.В.Пёрышкин «Физика- 7 », Москва, издательство «Дрофа», 2006-2010г.

А.В.Пёрышкин «Физика- 8 », Москва, издательство «Дрофа», 2006-2010г.

А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика- 9 », Москва, издательство «Дрофа», 2005-2010г.

Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Учебник физики. 10 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Учебник физики. 11 класс. М.: Просвещение, 2008.

Б.И.Спасский. Хрестоматия по физике. «Просвещение», 1982г.

А.И.Китайгородский. Физика для всех. «Наука», 1979г..

М.И.Блудов. Беседы по физике. «Просвещение», 1984г. (2 части)


 

Опорные конспекты:

А.Е.Марон, Е.А. Марон. Физика. Опорные конспекты. 7-9 класс. Санкт- Петербург, 2007 год.

Задачники:

В.Лукашик «Физика. Сборник задач. 7-9 класс», «Просвещение», 2002-2008г.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10 - 11 классы. Москва, «Дрофа», 2006.

Экзаменационные материалы:

В.А.Коровин, Г.Н. Степанова «Материалы для проведения устного экзамена по физике за курс основной и средней школы. 9 класс.11 класс», «Дрофа», 2002-2008г

С.И.Кабардина «Сдаём единый государственный экзамен.Физика»

ФИПИ. М., 2009г.

Справочники:

А.С.Енохович. Справочник по физике и технике. «Просвещение», 1983год.

О.Ф.Кабардин. Справочные материалы по физике. «Просвещение», 1991 год.


 

ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

1. ПРАВИЛА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.
Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем, как начать процедуру, необходимо:
А) положить пострадавшего на твердую поверхность;
Б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;
В) также быстро надо освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижний челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив из за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы.
Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.
В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».
При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего происходит пассивно. Частота циклов «вдох-выдох» зависит от возраста пострадавшего: для взрослого – 10-12 в минуту, для школьника 15- 18, но вдувание воздуха делается менее резко и при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.
Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании «изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило и если челюсти пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе – воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого, другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать воздух.

2. ПРАВИЛА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА.
Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.
Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом; наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и необходимость усиления мер по оживлению организма.
Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердце из вен нижней части тела.

3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ И РАНЕНИЯХ
Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой. Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить обязательно под контролем врача.
Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рванных и ушибленных ран в том, что они обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида  Н2  О2(«перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа. Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.
Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 ч, поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием времени наложения жгута.
№ 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ, ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТРАВЛЕНИИ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА.
При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах) больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на голову не класть.
Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь обрызгивая их холодной водой. При остановке же дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание.
Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве случаев из-за неправильного обращения с отопительными и светильными  приборами. Поскольку угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и не заметно. Пахнут угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они то и предупреждают о том что в воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом – головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на «звон в ушах», «стук в висках», головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал кислородом.
Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При появлении рвоты нужно положить угоревшего на бок или повернуть на бок его голову. Если пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача делать искусственное дыхание.
Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела вследствие замедления в нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячие чай и молоко, а на плечи набрасывают теплую одежду или закрывают теплым одеялом.
№ 5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока. Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника)или путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!) любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или прорезиненной тканью.
Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:
- при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;
- если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается; для этого (при напряжении до 500 В) можно воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки – проводники электрического тока;
- для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на пострадавшего прорезиненную или сухую материю;
- отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.
После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой помощи зависят от его состояния, надо:
- немедленно уложить его на спину;
- проверить по подъему грудной клетки дышит ли он;
- проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);
- посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак отсутствия мозгового кровообращения).
Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15 – 20 с.
Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол) и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения состояния.
При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело.
Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или наоборот, судорожно, рекомендуется делать искусственное дыхание.
При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся; оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем не прерывно и на месте происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача.

ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

1. ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ И ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФОПРОЕКТОРА.
Диаскопическая проекция транспарантов и прозрачных моделей осуществляется в основном с помощью графопроектора «Лектор – 2000», у которого световой световой  поток Ф = 2000 лм. и фокусное расстояние обьектива F = 365мм.
Яркость и контрастность изображения, создаваемого на экране любым графопроектором, зависят от чистоты оптики. Поэтому не следует браться за линзы руками, особенно осторожно нужно обращаться с пластмассовыми линзами кондерсона – нельзя допускать их механических повреждений. Протирать поверхность объектива следует тампоном, смоченным спиртом, а линзы кондерсона – только легким касанием мягкой салфетки.
Зная проекционное расстояние графопроектора, можно определить размеры  и яркость создаваемого пятна на экране, а это и позволит обоснованно решить вопрос, нужно или нет затемнение.
№ 2. ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕЛЕВИЗОРА.
Удобства эксплуатации и надежность работы, качество изображения и звука зависят от размещения телевизора. При этом надо иметь в виду наличие у него комфортной, оптимальной и удовлетворительной зон видимости.
Лучшая зона для восприятия передач находится в интервале 2,5 – 4,5 м от экрана телевизора.
Следует избегать засветки экрана, в том числе и искусственными источниками света, так как она снижает контрастность изображения и насыщенность цвета. Для лучшей видимости изображения при засветки обычно делают максимальными яркость и контрастность, однако это снижает срок службы кинескопа, приводит к общему ухудшению качества изображения и появлению неприятных мерцаний. Вместе с тем не рекомендуется смотреть телепередачи и в полной темноте, поскольку при этом утомляются глаза
Телевизор нельзя устанавливать возле печей и радиаторов отопления, водопроводных и газовых кранов. Не следует закрывать вентиляционные отверстия задней стенки и поддона телевизора. На работу цветных телевизоров отрицательное действие оказывают магнитные помехи, создаваемые радиоприемниками и другими электроприборами.
Регулировку и настройку телевизора и видеомагнитофона при их эксплуатации можно производить только органами управления, доступными без снятия задней крышки. Искажения изображения, вызванные неисправностью схемы (разрушение строчной и кадровой разверток), устраняются специалистами.
№ 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АППАРАТУРОЙ ТСО И ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ

Правила техники безопасности для кабинетов физики предусматривают следующие меры предосторожности:
1. До включения аппарата необходимо убедиться в соответствии положения его переключателя сетевого напряжения номинальному напряжению сети, а также в исправности плавких предохранителей и электроустановочных деталей (вилок, розеток)
2. Нельзя заменять в аппаратах (даже временно) заводские предохранители различными металлическими проводниками – «жучками».
3. Надо постоянно следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также, шнуров, с помощью которых электроприборы включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками). При работе с переносной проекционной аппаратурой нужен исправный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
4. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, подвешивать их на гвоздях и металлических предметах, вешать что- либо на проводах, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.
5. Нельзя касаться руками вращающихся зубчатых барабанов, баллонов проекционных и электронных ламп, так как в первом случае можно поранить пальцы, во втором – вызвать их ожог (поэтому лампы заменяют только после выключения и остывания аппарата). Следует избегать прямого попадания света проекционных ламп в глаза  при юстировке осветительно-проекционных систем.

4. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГАЗОВОЙ ГОРЕЛКОЙ.
Перед работой с газовой горелкой нужно убедиться (при закрытом газопроводе) в отсутствии утечки газа. Затем  закрыв кран горелки и регулятора подачи в нее воздуха, открыть кран горелки, повернуть на 2-3 оборота винт регулятора газа и поднести горящую спичку сбоку к отверстию горелки – появится красноватое длинное пламя. После этого надо постепенно приоткрыть доступ воздуха в горелку до получения голубого пламени. Открывать отверстие для воздуха сразу намного недопустимо, так как пламя может «проскочить» внутрь горелки, что заметно по характерному щелчку и резкому уменьшению длины пламени.
№ 5. ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СПИРТОВКОЙ

Спиртовки (стеклянные или металлические) применяются чаще всего при постановке лабораторно-практических работ. Их нельзя использовать, если фитили не пропущены через жестяные трубочки с кольцами – без них стеклянные резервуары обязательно лопнут, что может вызвать растекание горящего спирта. Во время горения спиртовки нельзя регулировать величину пламени, изменяя длину фитиля. Не следует допускать полного выгорания спирта, так как при малом его количестве происходят периодические вспышки пламени: загораются пары спирта, заполняющие резервуар.  После первой же вспышки  необходимо загасить спиртовку, остудить ее и заполнить  спиртом (при отсутствии спирта ее можно заправить керосином). Нужно обязательно предупредить учащихся о том, что нельзя зажигать одну спиртовку от пламени другой; делать это надо только спичкой, причем спиртовка должна находиться от человека на расстоянии вытянутой руки.
№ 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕАКТИВОВ.

При постановке физического эксперимента, особенно в классах с углубленным изучением физики, применяются следующие химикаты: серная и соляная кислота, щелочи – едкий натрий и едкий калий, медный купорос, хлорная медь, двухромовокислый  калий, йодистый калий. Аппарат для получения газов дает водород, кислород, углекислый газ. При пользовании любыми реактивами запрещается их нюхать и тем более пробовать на вкус.
Серная кислота нужна для опытов по изучению закона Ома для полной цепи, электропроводности растворов электролитов и др., а также для приготовления хлористого цинка, применяемого при паянии, для очистки от оксидов меди и латуни, получения углекислого газа.
Едкие щелочи вызывают сильные ожоги человеческой кожи и действуют разрушающе  на органические вещества. При обращении с ними нужно соблюдать не меньше предосторожностей, чем с кислотами. При получении раствора дробить кусочки щелочи следует в какой – либо ткани, не касаясь их руками и перенося потом в сосуд с дистиллированной водой стеклянной лопаточкой  и небольшими порциями – так, чтобы вода не разбрызгивалась.
7. БЕЗОПАСНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОМ

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с персональным электроинструментом (например, с электродрелью): ведь может произойти поражение электрическим током при отсутствии заземления и неисправности проводки (отлетающие от дрели стружки и осколки могут к тому же поранить лицо и глаза – нужны защитные очки).
Перед выдачей переносного инструмента учащимся необходимо проверить его исправность (отсутствия заземления на корпус, оголенных токоведущих частей, изоляцию проводов) и соответствие условиям работы. Важно проследить за тем, что бы защитные оболочки проводов были заведены в корпус инструмента и прочно там закреплены.
№ 8. ОПАСНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РТУТНЫХ ТЕРМОМЕТРОВ И ИХ БЕЗОПАСНЫЕ АНАЛОГИ.

Постановка опытов с ртутью опасна, ибо пары ее ядовиты, поэтому она запрещена, но в кабинетах физики используются еще ртутные термометры и некоторые другие приборы, содержащие ртуть. Будучи пролита при их поломке, она интенсивно испаряется и может вызвать отравление учащихся, так как ее пары способны быстро распространять в воздухе, проникать через пористые тела, конденсироваться в тканях, штукатурке, кирпичи, древесине. Поступая в организм с воздухом, ртуть накапливается преимущественно в печени и почках; наиболее резко действие ее паров отражается на центральной нервной системе.
При случайной поломке ртутного прибора, в частности термометра, и разливе ртути (для их сбора можно применить всасывающую воздуходувку или пылесос) и сообщить  администрации гимназии, врачу, в районную СЭС.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.