Статья «Деятельностный подход в обучении»

1
0
Материал опубликован 24 November 2022

Линейцева Т.И. учитель биологии-химии,

МБОУ основной общеобразовательной школы с. Баляга

Петровск-Забайкальского района.


Деятельностный подход в обучении.


«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

/Б. Шоу/

Современное образование находится на стадии развития. Идет становление новой системы, главным ориентиром которой является вхождение в мировое образовательное пространство. Процесс сопровождается инновационными изменениями, как в педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем. В условиях перехода школ на ФГОС нового поколения возрастает потребность в усвоении обучающимися большого объема научной информации, быстром обновлении знаний, развитии и совершенствовании умений. Изменилась и роль учителя, главной задачей которого, является, формирование у обучающихся умения применять знания, приобретенные ими на уроках, на практике. Для решения этой задачи потребовалось внедрение форм и методов, ведущих к активной деятельности обучающихся. Любое умение, в том числе и умение применять знания – это деятельность, осуществляемая частично или полностью самостоятельно, творчески. В связи с этим назрела необходимость перестроить урочную систему, которой пользовались ранее, организовать процесс обучения на основе деятельностного подхода, с учетом способностей и возможностей обучающихся. Деятельностная технология обучения, основанная психологом А.Н. Леонтьевым, позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, так по его мнению, «лишь когда ребенок становится субъектом общественных отношений, только тогда его можно называть личностью».[3]

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

учет интересов учащихся;

учение через обучение мысли и действию;

познание и знание - следствие преодоления трудностей;

свободная творческая работа и сотрудничество.[2]

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественную жизнь взрослых.

Классно-урочная система не может и не должна исключать уроки, где идет формирование основных понятий, умений, навыков. В то же время обучающиеся не должны быть пассивными слушателями. Обучение учащихся умению применять знания целесообразно проводить в три этапа: ориентировочно-мотивированный, операционально-исполнительный и рефлексивно-оценочный, учитывая при этом, какие учебные умения могут и должны быть сформированы на каждом этапе обучения.

Первый этап предполагает первоначальное ознакомление со способами действий, как и в каком порядке должны совершаться действия, лежащие в основе формируемого умения.

На втором этапе учащиеся учатся применять знания и действия в аналогичных связях и сходных учебных ситуациях.

На третьем этапе учащиеся должны уметь применять знания и действия в новых связях или иных учебных ситуациях, увидеть результат своей деятельности.

В результате поэтапного формирования умения применять знания изменяется:

- уровень овладения знаниями и способами действий от первоначального восприятия к усвоению и овладению;

- характер мыслительной деятельности: от первоначального осознания, запоминания, к осознанию знаний и действия по образцу к пониманию и самостоятельному использованию знаний;

- характер познавательной деятельности: от репродуктивной к продуктивной и к самостоятельной, творческой;

- качество умения применять знания: действия по образцу, действия по аналогии и в сходных ситуациях и наконец, действия в новых ситуациях, новых связях;

- уровень развития умения применять знания: от низшего к среднему и высшему.

Формирование знаний изменяет характер мыслительной деятельности школьников, а совершенствование умения применять знания обеспечивает более высокий уровень овладения знаниями.

Используемая мною технология деятельностного подхода позволяет вовлечь обучающихся в процесс активного учения, дает возможность организовать такую деятельность учащихся, которая призвана развивать их мышление, это:

- решение проблемных вопросов и ситуаций;

-исследование и проектирование;

-работа с научной статьей;

-работа со справочной литературой;

-проведение лабораторно-практических работ;

-применение структурно-логических схем;

-игровые задания.

Проблемные ситуации и проблемные вопросы, – это пути активизации деятельности обучающихся на уроках, помогающие им творчески и осмысленно относиться к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, требующая новых знаний об объекте или явлении, о способе и условиях выполнения действия, выявляются мотивы познавательной деятельности. Поэтому уроки, по усвоению нового материала, имея проблемный характер, включают учащихся в активную деятельность для их решения. На этих уроках дети учатся логически мыслить, излагать материал, устанавливать взаимосвязи между элементами знаний.

Конечно, для решения проблем обучающийся должен обладать определенным запасом знаний, уметь рассуждать и обсуждать поставленную проблему. Но преимущества проблемного подхода очевидны. У ребенка развиваются навыки познавательной самостоятельности, формируется умение нестандартно решать учебные задачи, выстраивать логические цепочки, анализировать. Например, при изучении темы: «Пищеварительная система» возникает проблемный вопрос: «Почему пища должна перевариваться?» или «Происходит ли изменение пищи в ротовой полости?», «Полезно ли есть овощи и фрукты, содержащие волокна целлюлозы?». Многие пытаются ответить на эти вопросы сразу, но не всегда это удается. Возникает проблемная ситуация, требующая не только базовых знаний, но и дополнительных, ведущая к самостоятельному поиску информации, работы с дополнительной литературой.

Одной из технологий, направленной на реализацию деятельностного подхода, является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессах проектирования. Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Так, например, Н.Г.Алексеев определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть»[1]. На проблемно - деятельностный характер проектирования, отражающийся в этимологии самого слова «проект», указывает Н.Г.Алексеев: «Примечательно движение слов – переход от «проблемы» к «проекту». Проблема – по-древнегречески – нечто брошенное вперед, то, к чему ещё следует придти. Проект предполагает также бросание вперед, но уже не материальных вещей, а мыслей, идеальных образов»[1].

Само содержание предмета биологии открывает широкую возможность развития исследовательских умений и навыков обучающихся, в процессе выполнения исследовательских, лабораторных и практических работ, мониторинга за биологическими объектами. Так, при изучении тем курса «Человек и его здоровье», на уроках учащиеся исследуют и выявляют «Влияние алкоголя на клетку организма», «Психотропные вещества – польза и вред», «Курение и легкие человека», а во внеурочное время пишут исследовательские работы по этим темам. При изучении раздела «Растения» в 6 классе обучающиеся учатся создавать учебные проекты на уроках. Так, например, в конце темы «Органы цветковых растений» на заключительном уроке разрабатываем учебный проект «Растительный организм – единое целое», в результате которого в конце урока появляется модель растения.

Решение биологических задач также повышает активность учащихся, вовлекает их в деятельность, способствует развитию умения сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу, ставит обучающихся перед необходимостью знать определения терминов, понимать их смысл. Задача – это тренажер мыслительной деятельности, а самостоятельно найденный путь решения задачи – это маленькое открытие для каждого обучающегося, чувство удовлетворенности, положительные эмоции. Повышается самооценка, ученик начинает верить в себя, а учитель с помощью этого метода может проследить, умеют ли его ученики применять свои знания на практике.

Внедрение в практику информационно-коммуникационной технологии В.П. Беспалько, А.П. Ершова, Я.А. Ваграменко повышает эффективность деятельностного подхода в обучении. Создание электронных презентаций учащимися по определенным темам, нахождение и отбор нужной информации помогает развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях, использовать разные источники информации, умение видеть и представлять результаты своей работы.

Таким образом, деятельностный подход позволяет пересмотреть взаимоотношения ученика и учителя и построить их на демократической основе, дает возможность вовлечь учащихся с разным уровнем обучения в процесс познания, а самостоятельная работа становится ведущей в познавательном процессе.

Список литературы.

Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.

Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 .

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М.: 1977.

Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании (методические рекомендации) Томск .: 2002.


6



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.