Диагностическая программа педагога-психолога
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 6 г. Саратова»
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО «__»________ 20___г. «__»________ 20___г.
от «__»________ 20___г. зам. директора по УВР директор школы
руководитель МО
(Г.М. Криммер) (Н.С. Никифорова) (И. Н. Бузаев)
Диагностическая программа педагога-психолога
ГБОУ СО «Школа АОП № 6 г.Саратова»
Автор-составитель:
Зенкова Ю.А.
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Проблема обучения, воспитания и развития детей с особенностями развития в последнее время становится наиболее актуальной. Главной задачей является создание для каждого ребенка оптимальных условий для обучения, всестороннего развития и коррекции существующих дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей обучающихся, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого обучающегося.
Состав каждого класса разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом-психологом школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого обучающегося.
Всестороннее обследование обучающегося должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.
Новизна программы заключается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении каждого участника образовательного процесса, в отслеживании динамики психологического развития.
Методологической основой для составления программы являются основные положения отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф. Зейгарник).
Основные цели и задачи программы
Цель: психолого-педагогическое изучение обучающегося с множественными нарушениями в развитии, выявление индивидуально-психологических особенностей, для оценки актуального состояния, представление прогноза дальнейшего развития, разработка рекомендаций, определяемых задачей обследования.
Задачи программы:
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи.
Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Результаты, полученные в ходе диагностических мероприятий, используются для составления социально-психологического портрета ребенка, выявления уровня актуального развития, определение форм психологической коррекции и личностного развития, консультирования педагогов и родителей.
Подпрограмма I. Младший школьный возраст ( 7 – 10 лет)
Сфера изучения |
Методика |
Блок I. Изучение развития высших психических функций |
|
Сенсорное и психомоторное развитие |
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
|
Развитие речи |
|
Выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций |
методика Эббингауза |
Внимание |
|
Диагностика объема и концентрации внимания |
методика «Корректурная проба» |
Переключение внимания |
методика «Красно-черная таблица», |
Исследования скорости внимания |
таблицы Шульте |
Определение устойчивости внимания |
модификация метода Пьерона-Рузера |
Память |
|
Изучение памяти |
«Долговременная память» |
Исследование логической и механической памяти |
методика «Запомни пару», |
Изучение кратковременной памяти |
методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память» |
Диагностика слухоречевой памяти |
методика «Запомни 10 слов». |
Мышление |
|
Диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления |
методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах» |
Блок II. Личностные и коммуникативные особенности |
|
Диагностика развития личностно-мотивационной сферы |
методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и опросник «Оценка школьной мотивации» |
Исследование типологических особенностей личности |
методика «Лесенка» |
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
Тест цветовых отношений |
Диагностика сформированности учебной деятельности |
Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств |
Диагностика учебной мотивации |
Изучение мотивации обучения младших школьников ( Н.Лусканова) |
Личностные особенности |
«Дом-дерево- человек» «Несуществующее животное» «Рисунок семьи» |
Диагностика тревожности, агрессивности |
Графическая методика «Кактус», “Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлипсса |
Подпрограмма II. Средний школьный возраст ( 11 – 15 лет)
Сфера изучения |
Методика |
Блок I. Изучение межличностного взаимодействия |
|
Микроклимат в семье |
Опросник социализации для подростков «Моя семья» |
Микроклимат в классе, школе |
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто Методика “Социометрия” |
Блок II. Эмоционально-личностные характеристики |
|
Тип темперамента |
«Тест – опросник на определение типа темперамента» Г. Айзенка |
Агрессивность |
Опросник на выявление уровня агрессивности (Л.Г. Почебут) |
Тревожность |
Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук) |
Отклоняющееся поведение |
Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук) |
Риск суицидального поведения |
«Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева) |
Блок III. Профессиональное самоопределение |
|
Определение профессиональных предпочтений |
«Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова |
Общие сведения о программе
Программа состоит из тестов и тестовых заданий с правилами, предполагающих следующие формы работы: индивидуальное тестирование, анкетирование, опрос.
Педагог-психолог поэтапно осуществляет диагностические процедуры.
Программа включает в себя две подпрограммы психологического обследования:
I. Подпрограмма обследования обучающихся младшего школьного возраста (7 – 10 лет);
II. Подпрограмма обследования обучающихся среднего школьного возраста (11 – 15 лет).
Список литературы
Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008 - № 2 – С. 9 -19
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 416 с.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.