Диагностическая программа педагога-психолога

1
0
Материал опубликован 29 April 2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 6 г. Саратова»

 

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

 

на заседании МО «__»________ 20___г. «__»________ 20___г.

 

от «__»________ 20___г. зам. директора по УВР директор школы

 

руководитель МО

 

(Г.М. Криммер) (Н.С. Никифорова) (И. Н. Бузаев)

 

 

 

Диагностическая программа педагога-психолога

ГБОУ СО «Школа АОП № 6 г.Саратова»

Автор-составитель:

Зенкова Ю.А.

2018/2019 учебный год

Пояснительная записка

Проблема обучения, воспитания и развития детей с особенностями развития в последнее время становится наиболее актуальной. Главной задачей является создание для каждого ребенка оптимальных условий для обучения, всестороннего развития и коррекции существующих дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей обучающихся, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого обучающегося.

Состав каждого класса разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом-психологом школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого обучающегося.

Всестороннее обследование обучающегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Новизна программы заключается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении каждого участника образовательного процесса, в отслеживании динамики психологического развития.

Методологической основой для составления программы являются основные положения отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф.  Зейгарник).

Основные цели и задачи программы

Цель: психолого-педагогическое изучение обучающегося с множественными нарушениями в развитии, выявление индивидуально-психологических особенностей, для оценки актуального состояния, представление прогноза дальнейшего развития, разработка рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Задачи программы:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи.

Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Результаты, полученные в ходе диагностических мероприятий, используются для составления социально-психологического портрета ребенка, выявления уровня актуального развития, определение форм психологической коррекции и личностного развития, консультирования педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма I. Младший школьный возраст ( 7 – 10 лет)

 

Сфера изучения

Методика

Блок I. Изучение развития высших психических функций

Сенсорное и психомоторное развитие

Обследование уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

 

Развитие речи

Выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций

методика Эббингауза

Внимание

Диагностика  объема и  концентрации внимания

методика «Корректурная проба»

Переключение внимания

методика «Красно-черная таблица»,

Исследования скорости внимания

таблицы Шульте

Определение устойчивости внимания

модификация метода Пьерона-Рузера

Память

Изучение памяти

«Долговременная память»

Исследование логической и механической памяти

методика «Запомни пару»,

Изучение кратковременной памяти

методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память»

Диагностика слухоречевой  памяти

методика «Запомни 10 слов».

Мышление

Диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления

методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»

Блок II. Личностные и коммуникативные особенности

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы

методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и  опросник  «Оценка школьной мотивации»

Исследование типологических особенностей личности

методика «Лесенка»

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Тест цветовых отношений

Диагностика сформированности учебной деятельности

Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств

Диагностика учебной мотивации

Изучение мотивации обучения младших школьников ( Н.Лусканова)

Личностные особенности

«Дом-дерево- человек»

«Несуществующее животное»

«Рисунок семьи»

Диагностика тревожности, агрессивности

Графическая методика «Кактус», “Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлипсса

 

 

Подпрограмма II. Средний школьный возраст ( 11 – 15 лет)

Сфера изучения

Методика

Блок I. Изучение межличностного взаимодействия

Микроклимат в семье

Опросник социализации для подростков «Моя семья»

Микроклимат в классе, школе

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто

Методика “Социометрия”

Блок II. Эмоционально-личностные характеристики

Тип темперамента

«Тест – опросник на определение типа темперамента» Г. Айзенка

Агрессивность

Опросник на выявление уровня агрессивности (Л.Г. Почебут)

Тревожность

Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук)

Отклоняющееся поведение

Методика первичной диагностики и выявление «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук)

Риск суицидального поведения

«Опросник суицидального риска»

(Т.Н. Разуваева)

Блок III. Профессиональное самоопределение

Определение профессиональных предпочтений

 

«Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова

Общие сведения о программе

 

Программа состоит из тестов и тестовых заданий с правилами, предполагающих следующие формы работы: индивидуальное тестирование, анкетирование, опрос.

Педагог-психолог поэтапно осуществляет диагностические процедуры.

Программа включает в себя две подпрограммы психологического обследования:

I. Подпрограмма обследования обучающихся младшего школьного возраста (7 – 10 лет);

II. Подпрограмма обследования обучающихся среднего школьного возраста (11 – 15 лет).

 

Список литературы

Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008 - № 2 – С. 9 -19

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.

Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 416 с.

Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.