Комплекс творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования предметных умений младших школьников
Комплекс творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования предметных умений младших школьников
1. Упражнения на развитие силы голоса.
Читаем громко, еще громче.
Читаем тише, еще тише.
2. Выбор интонации. Задания:
Прочитайте с интонацией удивления, раздражения, восхищения.
Прочитайте с веселой интонацией, с возмущением, с гордостью.
Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
Прочитай предложение с разной интонацией
Прослушай аудиозапись произведения и произнеси отрывок с той же интонацией.
3. Выбор логического ударения
Подчеркни слова, которые следует выделить голосом особенно. Прочитайте стихотворение выразительно.
Тише, мыши, кот на крыше, | Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке | - Что случилось? |
Птичка по небу летела, | Раз, два, три, четыре, пять, | Раз, два, три, четыре, пять, |
Мне теперь не до игрушек - Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Сереже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой... Ничего что он хромой | Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
|
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. | Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. | Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. |
Спит будильник. Спит звонок. | Желтый сарафанчик. Носит одуванчик | У Танюши дел немало, |
Ходит осень в нашем парке, | Осень! Роща золотая! | Ходит осень в нашем парке, Зонтик желтый — тополям, |
Опустел скворечник – | Столько света! Столько солнца! | Ярко солнце светит. |
В ледяной карете мчится | Наш любимый снеговик | Апрель! Апрель! |
Пробирается медведь | Сдвинув облако немножко, | Маша утром рано встала, |
Только просыпаюсь, Улыбаюсь я. Ласково целует Солнышко меня. Я смотрю на солнце – Маму вижу я. Солнце – это мама Милая моя! | Кто на лавочке сидел, | Чудеса! — сказала Люба.- |
Нет, напрасно мы решили | Утром кот | Спать пора! Уснул бычок, |
У меня живет козленок, | В одной стране, | Творог-творог-творожок, Ням-ням-ням — как вкусно! Творог-творог-творожок, Белый, как капуста! В ротик -ам! — и творожок Как снежинка тает; |
Помидор на грядке Делает зарядку; Как здоровье, помидор? — Хорошо! В порядке! Весь вспотел — но не устал! От зарядки красным стал. | Раз малинка, два малинка, Прямо у окошка; Раз малинка, два малинка — Целое лукошко! Только надо рано встать, Чтоб лукошко то собрать. | Рыбка-рыбка, ну дела, |
Мы чернику соберём В папин день рожденья; Сварим папе поскорей Вкусное варенье! Скажет папа: “Молодцы! Всем подарки – леденцы”. | Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон - Значит, пять или четыре Получил сегодня он.
| Мама ёлку украшала, Аня маме помогала; Подавала ей игрушки: Звезды, шарики, хлопушки. |
Я рубашку сшила мишке, | На плите сварилась каша. | Две бабушки на лавочке Сидели на пригорке. Рассказывали бабушки: - У нас одни пятерки! |
Маша варежку надела: | До чего хорош денёк: | Мы едем, едем, едем |
Красота! Красота! | День стоял весёлый | Коль хотите, чтобы вас |
Огуречик, огуречик! | Из-за леса, из-за гор | Ой, ребята, та-ра-ра! |
«Игры-минутки»
Прочитайте. Определите количество действующих лиц. Разыграй диалог от лица персонажей.
- Дай мне! - Не дам! | - Кушай! - Не хочу! | - Пошли! - Не пойду! | - Иди к доске! - Нет! |
- Пошли гулять! - Пошли! | - Будешь конфету? - А она вкусная? | - Угощайся! - А что это? | - Смотри - море! - Ну и что. |
- Извините, который час? - Не скажу! | - Где твоя тетрадь? - Дома. | - Привет! - Пока! | - Как тебя зову? - Наташа!. |
- Как вас зовут? - Оля. - Миша! - Приятно познакомиться, я -Ваня. | - Добрый день! - Здравствуйте! - Мне нужен килограмм конфет. - Пожалуйста! - А мне, пожалуйста, торт. | - Кто там? - Я! - Кто я? - Папа! - Папа? - Маша, ты с кем разговариваешь? | - Саша, ты идёшь? - Куда? - В кино. - Да! - А ты, Катя, идёшь? - Я подумаю. |
- Привет! - И тебе привет! Как тебя зовут? - Меня зовут Таня. А тебя? - А меня - Вова. - Пошли играть! | - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. | - Кто говорит? | – Ай ай ай! – Чего ты? – Она жи жи живая! – Кто живая? – Шля шля шля па. – Что ты! Разве шляпы бывают живые? – По посмотри сам! |
– Я у у хо хо жу! – Куда? – Пойду к себе домой. – Почему? – Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. – А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает? – Ну, пойди, посмотри. – Пойдем вместе. | — А ты меня видишь? | ─ Алло! | ─ Что это? |
— Мне совсем и не страшно. | — Почему ты не кушаешь? | - Был на квартиру налёт? - Просто приходил Серёжка, | - Значит, это не обвал? - Нет. - Слон у нас не танцевал? - Нет.- Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась! |
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — А ты кто? — А я волчок-серый бочок. — Иди к нам жить! | —Федул, чего губы надул? | — Я медведя поймал! | — Ты пирог съел? |
— Где ты, брат Иван? | — Где ты была сегодня, киска? | — Был сапожник? | — Который час? |
| | | |
«Ералаш»
Прочитайте. Восстановите пословицы.
На чужой каравай | роток не разевай. |
Копейка | рубль бережет. |
Не буди лихо | пока оно тихо. |
Друг | познается в беде. |
Жизнь прожить | не поле перейти |
Яблоко от яблони | недалеко падает |
Что в лоб | что по лбу |
У страха | глаза велики |
Тише едешь | дальше будешь |
Хорошо там, | где нас нет |
Шила | в мешке не утаишь |
Что упало | то пропало |
Шила | в мешке не утаишь |
Век живи | век учись |
Не гордись званием | а гордись званием |
Делу время | потехе час |
Не говори гоп | пока не перепрыгнешь |
Повторенье | мать ученья |
Не имей сто рублей | а имей сто друзей |
Терпенье | даёт уменье |
Мать высоко руку подымет | да не больно опустит |
Птица рада весне | а младенец - матери |
Кто мать и отца почитает | тот вовеки не погибает |
Материнская молитва | со дна моря вынимает |
Трудно жить воронушке | на чужой сторонушке |
Час упустишь | годом не наверстаешь |
«Рифмоплет».
Подберите как можно больше рифм к слову.
Картинка – корзинка,…. | Домик - … Кружка - …. Сосед-… |
Точка – …. Мартышка - ……. Птичка - … | Вертушка - … Кошка - …. Мешок - …. |
Сверчок … Кружка … Дело … | Врач … Пчела …. Кино … |
Мошка - …. Соседка - …. Малыш - … | Новый - … Редкий - … Хрустальный - .. |
Ели - .. Коса - … Пора-…. | Прекрасный-… Печальной-.. Заблудился- …. |
Прелестный-… Чернеет-… Густые-… | Коня-… Окно-… Санки-…. |
Дышало-.. Туман-… Двор-… | На дворе-.. Снег-… Кружка-… |
Моет-.. Стучит-… Жила-… | Дорога-.. Летят-.. Играет-… |
4. Придумай рифму и закончи строчку.
Под землей шуршала мышка, Вдруг с сосны упала -…(шишка) | Было Маше очень худо, Но вчера случилось -…(чудо). | В огороде ползал жук, На грядке вырос …(лук). |
Под сосной сидит ….,(хорек) Хищный маленький…(зверек). | Я на стол поставил кашку, Уронил котенок-…(чашку). | Очень громко плачет Мила- Она двойку…(получила). |
Ну и соня наша Маша, У неё остыла …(каша). | В КВН играли утки, Нам понравились все -…(шутки). | Папа мне купил билет, И пошла я на -…(балет). |
На рыбалку мы сходили, Много … …..(рыбы наловили) | Я на улицу схожу, На прохожих …(погляжу). | Повар сделал нам омлет Приготовил….(винегрет) |
Снеговик совсем…(замерз) У него краснеет…..(нос) | Мама вымыла …(посуду) Навела порядок …(всюду) | Мы отправились …(в поход) Увязался с нами….(кот) |
Очень любят мыши сыр, В хорошем сыре много -…(дыр). | Ветер ночью сильно дул, Стоял повсюду страшный …(гул). | Живёт у бабушки Барбос Его курица ……(клюнула в нос) |
Ночью спит Серега чутко, Темноты боялся…(жутко). | Мой портфель тяжелый слишком Я отдам его…(мальчишкам) | Весь наш класс каникул ждёт- Лето красное …(придёт)! |
Мы купили Саше книжки Он отдал их все ….(мартышке) | Был дырявым мой кулек Уронил я …(кошелек) | На улице сейчас жара Мне на пляж ….(идти пора) |
В классе нашем есть Игнат У него есть -…(самокат). | У Марины есть секрет Всем сказала,….(а мне нет) | Дождик очень сильный лил Я же зонт свой взять..(забыл) |
Дверь закрыл на крючок Добрый маленький..(жучок) | Не хочу …(пирожное) Купите мне …(мороженое) | Я надел себе жилет И купил в театр …(билет). |
Жил на свете мальчик Коля, У него сестрёнка…(Оля). | Дежурным Вася в классе был, Полы он тряпкой чисто…(мыл). | В комнате летал комар Я с трудом его…(поймал) |
Рано утром мы проснулись И друг другу …(улыбнулись) | Посмотрите вы на нас У нас самый лучший …(класс). | Хоть на улице мороз Мы подарим маме..(роз). |
Пригласил я маму Погулять на …(Каму) | Проиграл сейчас я фант, Мне девчонки дарят…(бант). | Со стола упал пенал Миша мне его ..(поднял) |
У забора стоит палка На нее присела…(галка) | Тёмная настала ночка, Засыпает моя…(дочка). | Красивые у кошки лапки- Пушистые обуты…(тапки). |
Никогда не стоит врать И нельзя …..(чужого брать) | В комнате диван стоит Папа наш там крепко…(спит) | На полянке два лисенка Вдруг увидели…(бельчонка) |
Чтоб придать причёске лоск, Нам понадобится…(воск). | Не заметила ворону Унесла она ….(корону) | В доме тихо, в доме тишь В комнате заснул..(малыш) |
Мы разбили в школе вазу, Но признались ….(в этом сразу) | Экзотический фрукт-манго. Незнакомый танец…(танго). | Возле дома стоит горка- Ледяная на ней …(корка). |
Мама сшила мне штаны Удивительной …(длины) | У села бежит река А над нею …(облака) | Под сосной уснул волчок Лег на правый он ..(бочок) |
Не нужны солдату санки, Изучать он будет…(танки). | Случай приключился раз- Отключили в доме…(газ). | Любит Даша рисовать, А Наташа -…(погулять). |
Думали в сети судак Оказалось это…(рак) | Убежали с клумбы козы, Очень уж колючи…(розы). | Птички по небу летят На юга попасть…(хотят) |
Танцевала танго Света. Подарили два…(букета) | Все мальчишки любят спорт, Отправились они на …(корт). | На столе осталась спички, Уберите их …(сестрички) |
Дед пошёл дрова колоть, А бабуля – лук …(полоть). | Рассёк боксёр ударом бровь, И сразу побежала…(кровь). | На скачках выступали кони, А детей катают…(пони). |
Всю сметанку слизал кот, Вытирает лапкой…(рот). | Под окошком у Наташки Распустились две ….(ромашки). | Очень страшен зайцу холод, Но ещё страшнее…(голод). |
На столе лежала пышка- Запах уловила…(мышка). | Мама сделала салат, Постирала свой…(халат). | На полу лежит ковер Папа взял и пол.. (протер) |
Стас прибрался в доме сам Все расставил ..(по местам) | Хорошо в лесу гуляли Много…(мы грибов набрали) | Раз боишься докторов Оставайся ты…(здоров) |
Такой красивый папочка У него на шее.. (бабочка) | Вдруг запнулся, упал мишка У него вскочила..(шишка) | Стал пилить Тимур полено, Повредил себе…(колено). |
Мы решили, что в субботу Мы поедем ..(на охоту) | Мы с Наташей в лес пришли Много…(ягод там нашли) | Если хочешь ты конфету Съешь сначала..(всю котлету) |
5. Преобразуй слог в слово
Фар.. | Раз… | Об… | Со… |
Кар.. | Де… | По… | Ко.. |
За.. | У… | Шка.. | Сте… |
Про.. | При… | Ве… | Ди… |
Бо… | Де… | У… | Во… |
Се… | То… | Вес… | Жал… |
Дво… | О… | Пры… | Зве… |
6. Найди синоним (антоним) к слову.
красный | добро | хороший |
дружба | ложь | свежий |
известный | любовь | шагать |
важный | человек | искусство |
доброта | книга | результат |
интересный | отсутствие | вопрос |
изменение | новый | радость |
рассмотреть | решение | изучение |
старый | задача | ударил |
Продолжи фразу, где каждое слово начинается с одинаковой буквы
Дятлов Данил …..(девочку дразнил) | Красивую корзину…(купили крокодилу) | Чукча чистит чум…(чрезвычайно чисто) |
Зима закружила…(замела, запорошила) | Старая сосна…(стонала и скрипела) | Соседка Светлана…(слишком строга) |
Сидорова Сима…..(суп себе сварила) | Мыла мама….(Милу мылом) | Петров Петр….(получил приз) |
Пришел пёс….( подарок папе принёс) | Белые бараны…(бьют барабаны) | Дядя Данил…(деньги делил) |
Веселая ворона ….(высоко взлетела) | Ласковая Лиля…(лилии любила) | Белый бант…(болтался быстро) |
Рано раненько …(разбудили Раеньку) | Бабушка бабуся…(бросила бусы) | Веселый весельчак …( веселится весело) |
Злой злодей …(зло злится) | Гусь гогочет…(гости где)? | Добрые друзья…(делали добро) |
Ежевику…(еж жует) | Скорая спешила…(светом слепила) | Середина сентября…(солнце светит серебря) |
Слабый свет…(слегка струится) | Добрый дятел…(дерево долбил) | Милая Мила…(малину мыла) |
Слабый Слава…(слез со стула) | Симцова Соня…(совсем соня) | Серая сова…(смотрит с сосны) |
Попов присел… (песни пел) | Тихий Толя…(тихо топнул) | Папа Полю…(попросил поспать) |
8. Собери строчку.
теплей улыбки станет от всем | качается вагон бежит голубой | картошку Антошка пойдем копать Антошка |
ручейка начинается голубого река с | ход скорый набирает поезд | я лежу на солнышко на гляжу и солнышке |
лежит рядом ушами и львёночек шевелит, | я обо иду и хорошем пою всем. | эту переживем мы неприятность |
лишнего не друг в не бросит спросит беде | вот друг значит настоящий что верный | меня друг всегда выручить сможет |
а виду я у играю гармошке на прохожих на | лужам пусть пешеходы бегут неуклюже по | волшебник вертолете вдруг голубом, прилетит в |
в кузнечик траве сидел | речку наша в уронила громко мячик Таня плачет | у дуб Лукоморья цепь зеленый златая том на дубе |
9. Прочитай предложение. Придумай и запиши продолжение (до 5 предложений).
Вдруг я проснулся. | Наступило лето. | Мама испекла торт. |
У меня сегодня праздник. | Мы приехали на дачу. | Меня пригласили в гости. |
Меня вызвали к доске. | Мне купили котенка. | Я долго не мог заснуть. |
Что подарить маме? | Я забыл купить хлеб. | Я потерялся в лесу. |
Я остался дома один. | Папа позвал меня в кино. | Вдруг началась гроза. |
Я сегодня счастлив. | На улице сильный дождь. | Мой друг заболел. |
Весело. | Грустно. | Мама купила билет на море. |
10. «Аукцион» По цепочке называем слова оканчивающиеся на …
ра- пора, жара, Жора, нора, кора, дыра, игра, лира, мера, пара, Шура, фура, | ба - арба, баба, губа, жаба, изба, Люба, раба, роба, рыба, туба, шуба.. |
Ло – мыло, сало, соло, село, мало, мяло, мило, дело, тело, дуло, жало, шило, поло, весло, горло, дупло… | за -база, буза, ваза, виза, доза, коза, Лиза, лоза, муза, поза, фаза, фраза, блуза, глаза, гроза, егоза.. |
Ро- бюро, добро, утро, сыро, ядро, бедро, ведро, сыро, скоро, озеро, ребро… | На- Анна, Вена, вина, зона, корона, жена, Зина, Инна, Лена, луна, Нина, тина, глина, цена, шина, мина,тина |
По цепочке называем слова на букву.
«Кто лишний?»
кошка, окно, дорожка, мошка | Природа, пилот, поход, кот, |
стрижка, книжка, жуки, мартышка | Свет, буфет, фуршет, кофе |
пенка, стенка, Ленка, дом | Стол, груша, суша, вруша, |
Пена, вена, река, стена | Нора, гора, пора, стена |
Весна, красна, солнышко, десна | Шкаф, штраф, шарф, |
«Продолжи сам». Сочини стишок.
У меня зазвонил телефон. | У меня зазвонил телефон. |
Рано – рано ….. Прискакала ….. | Мы оправились ….. ………. |
Если хочешь….. ……….. | Хорошо когда… …….. |
Вечером на… ……….. | Однажды в лес… …… |
Меня зовут… ………. | Кто у вас… ……. |
Этот класс…. ………. | Просыпаясь по утрам… …… |
Если вдруг… …….. | Кто сказал… ……. |
Мама вымыла ….. | Папа был …. |
Творческие задания при работе с произведением:
Задай «странный» вопрос.
Замени слово в стихотворении. Какие изменения произошли?
«Сочини загадку». Выберите слово из произведения, эмоционально расскажи о предмете, не называя его.
Конкурс «Мастер красноречия».
Представь себя в роли героя произведения, и расскажи о себе.
Задания.
Расскажи, как характер героя изменился до … и после.
Расскажи историю от имени …….. .
«Продолжи сюжет».
Сочини сказку про ………, (зонтик, облачко)
Замени персонаж.
Добавь еще один персонаж.
Подумай, что нужно сделать, чтоб сюжет совершенно изменился. Измени его.
Сочини историю по началу и по концу
Выступление на конференции.
Придумай собственное окончание фразы героя.
Соотнеси слова и персонажа.
Задания для формирования умения по созданию собственных текстов:
Напиши письмо другу (маме, любимому герою).
Сочини сказку на новый лад. Ребята выбирают любимых персонажей, инсценируют сказку, используя современную лексику.
Составь объявления от лица героя произведения
Напиши отзыв о том, что увидели, прочитали, услышали.
План:
(Не) Понравился?
Почему?
Что (не) удалось автору?
Что было интересно?
Какие средства использовал автор?
Перечитаешь (посмотришь) ли еще раз?
Посоветуешь другу прочесть (посмотреть) ….?
Задания, направленные на формирование предметных умений по драматизации и инсценированию.
Снимаем немое кино. Постановка картины с использованием мимики и пантомимы
Показываем мини-спектакль. Представление для родителей. (подбор декораций, костюмов)
Постановка «живых картин» к произведению
Поиграем интонацией, тембром, голосом
Приглашаем в кукольный театр
«Угадай-ка» по жестам, мимике, движениям нужно угадать героя
«Изобрази, как … ведет себя в…..». Изображение животного, человека в определенной ситуации.
Рассмотрите иллюстрации. Расскажите о мимике, позе, внешнем виде персонажа.
Задания, направленные на формирование умения в иллюстрировании текста:
Создание «Ожившей картины» с последующим обменом личными впечатлениями.
«Третий лишний». Подбор иллюстрации или отрывка к ней
Создание подписи к иллюстрации
«Словесное рисование»
Изобразительная творческая деятельность
Нарисуй эпизод, персонаж
Нарисуй серию картинок к эпизоду
Составь диафильм. Выполни раскадровку, подбери титры.
Создадим книжку-малышку
Нарисуй картинный план текста
Куликова Ирина Геннадьевна