Тема «Развитие речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения»
Тема «Развитие речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения».
С первых дней пребывания детей в школе, приоритетным направлением педагогической деятельности, стало формирование детского коллектива, основанное на уважительном отношении друг к другу, к старшим. Началом работы по данной теме стало проведение диагностики по определению речевых умений.
По результатам диагностики в 1 классе произошло расслоение класса на несколько групп. Выявились лидеры по результативности техники чтения, а также учащиеся, которые нуждались в большей степени педагогической поддержки на продвинутом уровне обучения.
В ходе анализа результатов изучения навыков речевых умений у учащихся определилась необходимость развития этих умений на основе деятельностного подхода.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач школы.
Проблема развития речевых умений младших школьников на основе деятельного подхода в современной начальной школе приобретает доминирующее значение.
Ориентация на формирование навыков технического компонента читательской деятельности побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию условий, необходимых для интенсивного обучения различным видам речевой деятельности-чтению и письму, говорению и слушанию.
Педагогическая идея заключается в такой организации учебного процесса на уроках литературного чтения, когда предметом совместной работы учителя и ученика становится не просто учебный материал, а учебная деятельность на основе деятельностного подхода.
Введение уроков различных типов способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения и потребности читать, приобщению детей к литературе как искусству слова, введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитанию личности со свободным и независимым мышлением
Словосочетание «деятельностный подход» в словаре С.И.Ожегова определяется как «живой и энергичный, активно действующий».
Теоретический анализ, позволил выделить следующие показатели развития читательского интереса к предмету литературного чтения:
результативность техники чтения;
понимание прочитанного;
творческая активность;
выразительность чтения;
правильность
На основе выявленных показателей выделились уровни речевых умений в учебно-познавательной деятельности:
высокий уровень - дети читают правильно, без ошибок, понимают содержание прочитанного;
средний уровень – дети допускают при чтении 1-4ошибки в словах, понимают содержание прочитанного;
низкий уровень – дети допускают при чтении более 5 ошибок в словах, слабо разбираются в прочитанном тексте.
Применяются разнообразные формы организации образовательного процесса:
урок традиционный и нетрадиционный,
используются индивидуальные, групповые и коллективные формы
репродуктивные и творческие задания, организации учебной деятельности,
тренинги,
ролевые игры,
приемы: «мозговая атака», «яркое пятно», задания-провокации, игровые моменты.
Наиболее положительный результат достигается с помощью развивающего урока. Доступность, насыщенность, проблемность, связь с жизнью, большой воспитательный потенциал – основа уроков автора.
При подготовке каждого урока нужно соблюдать условия здоровьесберегающих технологий – залог усвоения знаний без ущерба физическому и психическому здоровью школьника. Благодаря такой форме работы у обучающихся формируются определенные умения и способы деятельности, характеризующие степень сформированности коммуникативных умений и навыков. Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их читательских способностей.
На уроках нужно использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, ориентированной на побуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка: фронтальная работа, групповая, индивидуальная. Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на побуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характер взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности
Успешная реализация педагогических задач зависит от личности учителя, степени его профессионального мастерства, желания и умения идти в ногу со временем, используя в своей практике опыт передовых современных технологий. Поэтому учитель должен стараться постоянно совершенствовать себя в профессиональном плане.
Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения часть учеников имели скорость чтения не менее 120слов\мин., при этом читали выразительно, правильно, осознанно.
Одним из приёмов достижения высокой результативности является «жужжащее» чтение. Способствуют увеличению скорости чтения ежеурочные пятиминутки чтения. Следует обратить внимание на чтение перед сном. Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие оперативной памяти
Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения.
Очень важную роль при обучении детей чтению играет и дифференцированная работа. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.
Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.
Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:
- прочитай текст;
- подчеркни непонятные слова;
- отметь трудные для чтения слова;
- прочитай и расставь ударения;
- выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок;
- просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;
- прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения;
- выполни задания, данные после текста;
Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.
Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:
- подбери однокоренные слова к заголовку рассказа;
- на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова;
- распространи предложение прилагательными;
Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например:
- прочитай рассказ в лицах;
- какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?
- почему текст так называется? Докажи;
- какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?
- выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку;
Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.
Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах. Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогают сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, помогают не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новым произведением.