Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения

0
0
Материал опубликован 10 August 2020

Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения.

                                                                                      Фидарова А.А.

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                      МБОУ «Средняя школа № 76»

                                                                                      г.Ульяновск

     Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. Методика чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных исследований и опирается на современные данные психологии, литературоведения и широкий массовый педагогический опыт. Разработка теории деятельности сделала возможным постановку проблемы формирования читательских умений.

         Данная тема актуальна в наши дни, так как литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

    Объектом изучения этого вопроса является вся работа с художественным произведением – виды, приёмы анализа текста, виды работ с текстом, упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения. Использование учителем различных упражнений, методов и приёмов, направленных на формирование системы читательских умений, будет способствовать развитию мышления в целом и читательских умений в частности, полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения, целостному анализу художественного произведения, художественному, эстетическому развитию младших школьников, литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

          Вопросами сознательного чтения занимались многие педагоги: К.Д. Ушинский, Н. Д. Молдавская, М. П. Воюшина, М.И. Оморокова и другие. Высказывалось мнение о том, что анализ не должен убивать художественное произведение, он должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. В анализе необходимо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.

         В методике выделяют следующие принципы анализа художественного произведения:

- принцип целенаправленности;

- принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;

- принцип учёта потребностей ребёнка;

- принцип внимательного отношения к тексту произведения;

- принцип единства формы и содержания;

- принцип избирательности;

- принцип целостности;

- принцип направленности анализа на литературное развитие ребёнка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

      В методике чтения принято использовать такие приёмы анализа, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие. Данные приёмы, применяемые мною в практической деятельности, благоприятно влияют на формирование читательских умений школьников и способствуют «пробуждению» воображения. При этом педагогу надо учитывать, что воображение не поддаётся жёсткому логическому управлению, как, например, решение математических или лингвистических задач и упражнений. Это глубоко субъективный процесс, в который включается образное мышление, фантазия, эстетические эмоции ребёнка, то есть подсистемы правого полушария. Для того, чтобы активизировать работу воображения учащихся, нужно стараться избегать какого-либо авторитарного давления, категоричных требований и оценок. Огромную роль играет эстетическая функция. Прежде чем анализировать произведение, «разбирать» и толковать его, надо дать школьнику возможность почувствовать эстетическое удовольствие от встречи с искусством, наслаждение от его восприятия .

       Именно в начальной школе учитель имеет уникальную возможность учить восприятию искусства. Делать это нужно систематически, приучая маленького читателя к мысли о том, что читать книги – это интересно, это удовольствие. Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных героев, чем больше проживает с ними их жизнь, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем сильнее оно воздействует на него и формирует его как человека. Читатель, способный к такому чтению, проживает не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении участвуют и ум, и сердце.


Литература:

Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах // Под редакцией М. С. Васильевой, М. И. Омороковой. – М., 1977.

Мещерякова Н. Я., Гришина Л. Я. О формировании читательских умений на уроках литературы// Литература в школе. – 1976, № 3.

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.:Педагогика, 1976.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации