Музыка как средство воспитания с древних времён использовалась во всех педагогических системах. Издревна она признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Влияя на все сферы жизни ребенка, музыка помогала воспитанию полноценной и гармоничной личности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Так, например, когда исполняя музыкальное произведение, ребёнок выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетических начал. Эффективность воспитательной роли музыки неоспорима. На философско-эстетическом уровне музыкальное искусство рассматривается в контексте всей культуры, где её воздействие определяется как общественно-значимое. Об этом свидетельствуют работы В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, И.А.Ильина.
По мнению учёных (Б.М.Теплов, Н.А. Ветлугина, О.П.Радынова и др.) музыкальные способности есть у каждого ребёнка, но у одних они развиты несколько лучше, у других – хуже в силу особенностей физиологического развития. Учёные доказали, что если создать окружающую музыкально-художественную среду, систематически заниматься с ребёнком, то его музыкальные способности будут развиваться. Через музыку малыш познаёт мир, развивается его эмоцонально-волевая сфера, он учится говорить и общаться, пластично и раскрепощённо двигаться. В связи с этим, родитель не должен забывать, что отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, что бы уже в раннем детстве взрослый смог бы раскрыть перед ребёнком красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
В первые месяцы жизни малыш ярко реагируют на характер музыки. Поэтому необходимо ещё в раннем и дошкольном возрасте давать детям такие музыкальные впечатления, которые побудят сопереживать музыке. В дошкольном возрасте ребёнок в детском саду приобщает к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия (слушания) музыки, исполнительства (пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, музыкальная игра), творчества.
Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:
- развить музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка;
- сформировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Разберём задачи более подробно. Б.М. Теплов определили способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения.
Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного его осуществления.
Под музыкальностью понимается способность человека эмоционально отзываться на музыку. В понятие музыкальность входят 3 музыкальные способности:
1.ладовое чувство,
2.музыкально-слуховые представления,
3.чувство ритма.
Говоря в целом о музыкальной культуре дошкольника, мы говорим о формировании музыкально-эстетического сознания, которое включает в себя:
1.Эстетическую установку, интерес к музыке.
2.Эстетические эмоции, переживания.
3.Эстетическую оценку, музыкальный вкус.
Дополняет структуру музыкально-эстетического сознания «музыкальное воображение» и «музыкальное мышление».
Музыкально мышление ребёнка – это сознание выразительности музыкального образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития. Его формирование происходит в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности.
Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, способствовать накоплению языкового багажа, осознаю возможностей музыкально-выразительных средств. С помощью игр, бесед дети получат представление о различной высоте и длительностях звуков, их различной окраске (тембровой, динамической, регистровой), связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Слушая музыку, дети осознают её эмоциональное содержание. Находят общие и различные черты, учатся сравнивать, анализируют. Развивается образная речь детей, с помощью которой они выражают свои впечатления, наполняется их «эмоциональный словарь». Восприятие музыки проходит при активизации внимания, воли и воображения. Слушая музыку, дети различают настроения, их смену, определяют средства музыкальной выразительности произведения, слышат его жанровые особенности и замечают элементы изобразительности. Знакомясь с высокохудожественной музыкой, дети накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки, так формируются основы музыкального вкуса. Так формируется начало музыкального мышления дошкольников в дальнейшем позволяющее им творчески воспринимать музыкальные образы.
Так постепенно дети приобретают знания о музыке, формируются их музыкальные умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству и начинает прорастать «зерно» музыкально-эстетического сознания.
Развивая музыкальное мышление, мы приобщаем ребёнка к музыкальной культуре, закладываем её основы. Расширяя музыкальный кругозор, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивая себе культурный опыт поколений.
Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. После беседы о характере музыки и средствах выразительности можно задействовать разные виды исполнительства, включить творческие задания.
В перспективе, когда дошкольник станет взрослым, он будет испытывать чувство удовлетворения от того, что он может петь, слушать музыку, играть на некоторых музыкальных инструментах и радоваться этому удивительному миру музыкального искусства.
Литература
1. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей : сб. «Проблемы индивидуальных различий». М. : АПН РСФСР, 1961.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968.
3. Радынова О.П., Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации, Музыка для дошкольников Гном и Д, Гном-Пресс, 2000 г., 80 стр., 5-89334-141-4/5-296-00136-2/5-296-00007-2 , 60*90/16 мм.