Презентация «Диагностика результатов дополнительной общеобразовательной программы. Контроль и педагогическая диагностика»
Диагностика результатов дополнительной общеобразовательной программы. Контроль и педагогическая диагностика.
Уровни усвоения программ дополнительного образования. Общекультурный (ознакомительные и базовые). Углубленный (формирующие интерес к предметной области)
Результаты освоения программы. Образовательные (освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента) Воспитательные (динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.) Развивающие (практические и творческие достижения, творческая активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям)
Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Педагог Учащийся Содержание педагогической деятельности Педагогические средства и методы Формы организации образовательного процесса Результаты педагогической деятельности. Объектами педагогической диагностики являются:
Объект – то, за чем будет организовано наблюдение. Предмет – конкретизированная часть объекта, которая будет подвергнута анализу и обобщению
Диагностическая система включает в себя: Планируемые результаты; Параметры, критерии и показатели определения результативности – измерительные инструменты; Способы оценки результатов (методики диагностики).
Критерии и показатели для оценки результатов разрабатываются самими педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития становления личности или коллектива. Критерии и показатели для оценки результатов разрабатываются самими педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития становления личности или коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых.
Параметр – величина, характеризующая какое-либо свойство, качество предмета. Критерий – измерительно-оценочный признак, отражающий степень проявления параметра, мера оценки (мерило). Показатель – наглядное выражение, проявление критерия.
Параметры результативности образовательного процесса Критерии 1.Опыт освоения воспитанниками теоретической информации (теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией) Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 2.Опыт практической деятельности: освоение способов деятельности, умений и навыков (практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным темам учебно-тематического плана, навыки соблюдения правил безопасности) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям. 3.Опыт творчества Проявление креативности в процессе освоения программы 4.Опыт общения (эмоционально-ценностные отношения, формирование личностных качеств воспитанников) Конструктивное сотрудничество в образовательном процесс 5.Опыт социально значимой деятельности Социальная активность, достижения воспитанников.
Методика- определенный способ осуществления практической (или теоретической) деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности. Методика- определенный способ осуществления практической (или теоретической) деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности. Виды диагностических методик. Методики диагностики изменения личности ребенка: «карта интересов», «образовательные потребности» (для детей 6-11 лет и 12-16 лет) «ценностные ориентации» (для детей 12-16 лет), «карта оценки результативности реализации программы», «дневник педагогических наблюдений» ит.д. Методики диагностики изменений системы отношений: методика «Позиция родителей в образовательном процессе», методика «Дневник педагогических наблюдений», методика «Цветограмма настроений», социометрия. Методики диагностики изменений личности педагога: методика «Трудовые ценности», методика «Рейтинг профессиональных ценностей», методика «Индикатор профессиональной деятельности», карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования. Методики диагностики изменений субъективного уровня: карты самооценки учащихся и экспертной оценки педагогам компетентности воспитанников (для детей 12-16 лет), «Дневник педагогических наблюдений», информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня.
Методы педагогической диагностики: Наблюдение Педагогический эксперимент Анкетирование Беседа Интервью Опрос Тестирование «Незаконченное предложение» Анализ продуктов деятельности Участие в защите научно-исследовательских проектов Анализ статических данных Рейтинговая система оценки
Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъективный опыт. Для получения более объективных данных проводится анонимное анкетирование.
Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации. Для усиления диагностической ценности необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.
Тесты- краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Этапы тестирования: -выбор теста; -его проведение; -подсчет баллов с последующей интерпретацией результатов.
План создания тестов: -определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста; -подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов; -экспериментальная проверка теста. Тесты должны быть: -относительно краткосрочными; -однозначными ; -стандартными.
Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов: -оно сочетается с воздействием на ребенка, с его воспитанием; -наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачей; -в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течении длительного срока поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными; -наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.
Показатели оценки результатов образовательной деятельности Личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) Учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы)
Формы фиксирования и обобщения достижений учащихся: дневник педагогических наблюдений; диагностические карты; зачетные и личные учебные книжки.
Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий: 1. Четко определить цель диагностики. 2. В соответствии с целью определить объекты диагностики 3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик. 4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. 5. Выделить направления анализа получаемых данных. 6. Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно). 7. Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например, из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
8. Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно). 9. Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все основные стороны развития обучающихся 10. Определить реальные достижения обучающегося с учетом его возраста, генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей воспитания 11. Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития. 12. Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании. 13. У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого. 14. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”. 15. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.
Чем же отличается контроль от диагностики? Вопрос Разъяснение Чем же отличается контроль от диагностики? Традиционный контроль ЗУН лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Диагностика не только обеспечивает фиксирование результатов, но и способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.