Материал для диагностики и контроля достижения предметных результатов по литературе в 5 классе
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Материал для диагностики и контроля достижения предметных результатов
Материал можно использовать не только для диагностики или контроля, а также для практической работы на уроках, посвящённых чтению и изучению данного произведения.
1. Перед вами неполный план сказки. Озаглавьте недостающие части:
1. Раненый конь
2. _____________________
3. _____________________
4. _____________________
5. _____________________
6. _____________________
7. Примирение
2. К.Г.Паустовский назвал «Тёплый хлеб» сказкой. Какие черты народной волшебной сказки вы можете отметить? (Учтите, что в произведении «Тёплый хлеб» могут быть представлены не все черты)
1) Волшебные герои
2) Волшебные события
3) Резкое деление героев на положительных и отрицательных
4) Троекратные повторы
5) Борьба темных и светлых сил
6) Добро побеждает зло
7) Совершение ошибок, нарушение запретов
8) Преодоление препятствий, прохождение испытаний
9) Волшебные помощники (чаще всего – животные)
10) Одаривание героя волшебными предметами
3. Каким мы видим Фильку в начале и во второй половине сказки? Впишите качества характера.
Начало сказки |
Вторая половина сказки |
|
|
4. Исследователь А.Эрлих писал: «Мир большинства произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населен смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжелой борьбе природу». Слово оптимизм означает «бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Впишите слова героев сказки, которые подтверждают, что произведение Паустовского оптимистично:
Бабка |
|
Панкрат |
|
Филька |
|
5. В сказке очень много описаний природы. Природа напрямую участвует в жизни людей: наказывает за зло и награждает за добро. Определите, каким выразительным средством являются выделенные слова и словосочетания:
А) Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. |
1) Сравнение
|
Б) А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались. |
2) Метафора |
В) За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
|
3) Олицетворение |
Г) Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой… Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. |
4) Эпитет |
Впишите получившиеся соответствия в таблицу:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
6. А.В.Степанов писал: «В названии Паустовский мастерски сочетает прямое и переносное значение слова». Определите, в каких значениях употребляется слово «тёплый» в сказке Паустовского:
ТЁПЛЫЙ (Толковый словарь С.И.Ожегова)
1. Нагретый, дающий или содержащий тепло. Тёплый луч солнца. Теплая комната. Теплое молоко.
2. Не знающий морозов, южный (о климате, местности). Теплые страны. Тёплый климат.
3. Хорошо защищающий тело от холода. Теплая одежда.
4. Имеющий отопление. Теплая дана. Теплая половина избы.
5. перен. Ласковый, приветливый. Теплое чувство. Тёплый прием. Теплые слова утешения.
6. Близкий к цвету огня. Теплые тона (красный, оранжевый, желтый, коричневый)
7. О хлебе народ создал много пословиц. Прочитайте их.
· Хлеб – всему голова.
· Хлеб да вода – крестьянская еда.
· Хлеб сердце человеку укрепит.
· Хлеба нет – и друзей не бывало.
· Хлеба нет – и корочки в честь.
· Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
· Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в палатах возьмёт тоска.
Напишите связный ответ на предложенный вопрос: Как народ относился к хлебу? Ваш ответ должен представлять собой рассуждение, т.е. в нём должны быть следующие части: тезис – аргументы и примеры – вывод.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как и любая сказка, произведение «Тёплый хлеб» поучительно. Какие из следующих утверждений можно считать выводами из сказки:
1) Чтобы остановить зло, надо совершить добрый поступок.
2) Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.
3) Зло всегда наказуемо.
4) Человек и природа неразделимы, и об этом нельзя забывать
5) Каждый сам за себя.
6) Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.
Ключ к проверке заданий
№ задания |
Диагностируемые (контролируемые) планируемые результаты по литературе (в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования) |
Примерный ответ |
Максимальный балл за выполнение задания |
1 |
Владеть различными видами пересказа, знать последовательность событий |
1. Раненый конь 2. Филька обидел коня 3. Мороз 4. Рассказ бабки 5. У мельника Панкрата 6. Спасение мельницы 7. Примирение |
2 |
2 |
Определять родо-жанровую специфику произведения |
1,2,5,6,7,8,9 |
2 |
3 |
Характеризовать героя-персонажа |
В начале сказки: молчаливый, недоверчивый, неласковый, злобный, жадный Во второй половине: Совестливый, умный, упорный, трудолюбивый, отзывчивый |
2 |
4 |
Выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними |
Бабка: «Зачем помирать? Надеяться надо… на то, что поправит дурной человек своё злодейство» Панкрат: «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит» Филька: «Пробьём мы, ребята, и такой лёд!... Я их умолю. Наши ребята – хорошие» |
3 |
5 |
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя |
А-2; Б-3; В -4; Г - 1
|
1 |
6 |
Понимать нравственно-философскую проблематику произведения |
1,5 |
2 |
7 |
Представлять развернутый письменный ответ на поставленный вопрос |
Примерное рассуждение: Народ очень ценил хлеб, потому что он был основной крестьянской едой («Хлеб да вода – крестьянская еда»), чтобы его вырастить, надо было много трудиться («Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом»), так что от хлеба зависела жизнь людей. |
3 |
8 |
Определять тему и основную мысль произведения |
1,2,3,4,6 |
2 |
ИТОГО |
17 баллов |
Критерии оценки
Менее 9 баллов – «2»
9-11 баллов – «3»
12-14 баллов – «4»
15-17 баллов – «5»
Литература
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2012.
2. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.