Статья на тему «Диагностика в дополнительном образования»
Дико Алла Михайловна
методист МБОУДО «Центр развития творчества
детей и юношества «Созвездие» г. Калуги
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Л.С. Выготский
Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с учащимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.
Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса нам не обойтись. В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.
Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», то есть учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений. Под диагностированием (диагностическим обследованием) понимается алгоритм действий педагогов-практиков (включая управленцев системы образования) для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.
Цель педагогической диагностики – управление личностным ростом ребёнка. Принципы педагогической диагностики.
1. Целенаправленность.
2. Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в соответствии с определённым планом работы. Системность диагностики подразумевает комплексность в создании, подборе самих методик, их взаимосвязь между собой. Это позволит контролировать данные, получаемые одними методиками с помощью других, взаимодополняя и углубляя представления педагогов об учениках.
3. Научная обоснованность теории и практики диагностики. Необходимо учесть современные достижения методологии психолого-педагогических наук как в процессе диагностики, так и при анализе результатов, при выработке педагогических решений коррекционного характера.
4. Последовательность и преемственность. Необходим последовательный переход от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в учебно-воспитательном процессе, поэтапное усложнение и углубление процесса диагностики.
5. Доступность диагностических методик и процедур. Необходим такой подбор методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития учеников, их опыт. Зрительная наглядность тестов, заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками и т.д.), особенно у младших школьников и детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Использование компьютерной техники открывает качественно новые возможности для наглядного обеспечения диагностирования на всех его этапах. Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что стимулирует естественность поведения обследуемых, повышает достоверность получаемого материала.
6. Активизация учащихся. Разъяснение ребятам о полезности объективной картины изучения их психолого-педагогических особенностей, позволяет им добросовестно, сознательно и ответственно выполнять диагностические задания, откровенно отвечать на вопросы анкет, личностных опросников. Такая активизация ребят при педагогической
диагностике позволяет обучать их самодиагностике, развить их способности к самонаблюдению и самоанализу, а в конечном счете – к самоопределению и самоуправлению.
7. Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в: ориентации диагностической деятельности на коррекционную педагогическую работу в «зоне ближайшего развития учащихся»; учёте тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения необходимости их поддерживать или изменять.
Функции педагогической диагностики
1. Выявление уровня подготовки учащихся.
2. Определение степени реализации образовательной программы.
3. Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.
4. Целесообразная организация образовательного процесса.
5. Подбор индивидуального образовательного маршрута.
Этапы педагогической диагностики.
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя несколько этапов:
- подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания пара-метров, таблиц показателей;
- организационный: определение и обсуждение механизма проведения диагностики;
- обработка данных и их анализ;
- оформление результатов диагностики.
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входящего (начального) контроля, текущего контроля, промежуточного (рубежного) контроля и итогового контроля учащихся.
1. Входящий (начальный) контроль проводится в течение двух недель с начала изучения образовательной программы
Цель – определение уровня развития детей, их творческих способностей
Формы контроля:
- тестирование;
- опрос;
- анкетирование.
2. Текущий контроль проводится в течение всего учебного года
Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение готовности детей к восприятию нового материала; повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Формы контроля:
- опрос;
- контрольное занятие;
- самостоятельная работа и т.д.
3. Промежуточный (рубежный) контроль проводится по окончании изучения темы или раздела образовательной программы, в конце полугодия.
Цель – определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение результатов обучения.
Формы контроля:
- выставка;
- конкурс;
- концерт;
- фестиваль;
- праздник;
- творческая работа;
- опрос;
- контрольное занятие и т.д.
4. Итоговый контроль проводится в конце учебного года или курса обучения.
Цель: определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение; получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения..
Формы контроля:
- выставка;
- конкурс;
- концерт;
- фестиваль;
- праздник;
- творческая работа;
- презентация творческих работ;
- опрос;
- контрольное занятие;
- экзамен;
- защита рефератов, проектов;
- самоанализ;
- тестирование;
- самоанализ и т.д.
Основные методы педагогической диагностики
Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.
Рассмотрим основные методы педагогической диагностики.
1. Анкетирование.
Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.
2. Индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.
3. Тесты. Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test - испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
Тесты должны быть:
- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;
- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.
4. Наблюдение.
Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:
- оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция ученика на различные воспитательные влияния);
- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;
- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика; - наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:
− личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции);
− учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).
Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Формы представления результатов диагностики
Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:
- дневник педагогических наблюдений;
- диагностические карты;
- зачетные и личные учебные книжки и т.д.
Анализ материалов педагогической диагностики позволяет:
администрации ОУ:
− увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии учащихся;
− выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе.
педагогу:
− правильно оценить качество знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;
− правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению;
− повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей.