Мастер-класс «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

7
0
Материал опубликован 17 August 2020 в группе

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором

он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ

своего интеллектуального развития – чтение.

Д.С. Лихачев

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», потому что одним их главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром.

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно про­сто прочесть текст, необходимо дать оценку инфор­мации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с

помощью анализа текста. Владение на­выками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Смысловое чтение отличается от любого друго­го чтения тем, что при смысловом виде чтения про­исходят процессы постижения читателем ценност­но-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный мо­мент, в зависимости от его потребностей и способ­ностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как на­учные, так и художественные тексты. При этом не нужно забывать главную отличительную особен­ность этих текстов. Суть чтения научной литера­туры состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Ес­ли книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской.

Разминка для активизации деятельности.

Закончить пословицы, поговорки, крылатые выражения

Примеры пословиц (шпаргалки готовятся заранее на отдельных листах, складываются в конверт):

По работе и мастера знать.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

Каков мастер, такова и работа.

Кушанье познается по вкусу, а мастерство по искусству.

Люби дело – мастером будешь.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Мастер из печеного яйца живого цыпленка вытащит.

Дерево от плодов, а человек у дел познается.

Золотые руки мастеру ученье делает.

Мастера по работе видно.

Разминка проводится для создания положительного эмоционального настроя, является удачным началом мастер-класса. Неформальное, свободное общение оптимизирует работу, играет роль психогимнастики, а так же поспособствует организации полилога, в ходе которого будет проводиться мастер-класс.

Владимир Крупин. 
Сбрось мешок!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар. ДОПИШИТЕ, ЧТО МОГЛА УВИДЕТЬ ГЕРОИНЯ

Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».


1.Стратегии предтекстовой деятельности

-анализ заголовка текста (Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте)

-поиск в тексте непонятных слов (тятя, воссияло и др)

2.стратегии текстовой деятельности

-дописывание текста

-выделение главной мысли текста

-объяснение смыла текста

-ответьте на вопросы по тексту

От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? ( от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)

- Что можно сказать о речи героини? (простая, безыскусная, живая)

- Слова какого стиля часто встречаются в сказе? Приведите примеры разговорных, просторечных слов. (обомлела, ровно, хлоп )

- А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? (Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности.

- Что заставило девушку сбросить мешок? (Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?)

- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? ( Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня.

- Как называется этот художественный прием? ( Метафора)

- А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление? ( Воссияло - устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.)

- Как подействовала красота на девочку? (Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище)

Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.

- А этом отрывке какое народное слово передает состояние очарования? (обомлела)

Старое, но какое точное, красивое слово! Запомните его!

- Вы обратили внимание, как называет мама дочь, как называет Варя отца, как отец относится к Варе? Что же объединяет три поколения этой семьи? Да, забота, ласка

или

-Как вы думаете, когда происходит действие рассказа?

-Как жилось рассказчице?

-Какие глаголы раскрывают физическое состояние героини?( таскала мешки, ноги подгибаются. промокла, мешок к земле пригибает)

-Что же случилось в этот вечер необычного?

-Какие отношения связывают дочь и отца?

-Как обращается к дочери отец?

-Как вы понимаете слово красота?

-Какие плоды принесла всего лишь одна фраза : «Сбрось мешок!»

-самостоятельно задайте вопросы по тексту

3 стратегии послетекстовой деятельности

-вопросы после текста или Ромашка Блума

- Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка)

(Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком)

Ромашка Блума

используют 6 типов вопросов:

простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;

уточняющие вопросы — обычно начинают­ся со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...» Целью этих вопросов является предостав­ление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся;

интерпретационные (объясняющие) вопро­сы — обычно начинаются со слова: «Поче­му?» Они направлены на установление при­чинно-следственных связей;

творческие вопросы — если в вопросе есть ча­стица «бы», элементы условности, предположе­ния, прогноза: «Что изменилось, если бы...?»;

практические вопросы — направлены на установление связи между теорией и практикой: «Где в обычной жизни можно наблюдать явление...»;

оценочные вопросы — направлены на выяс­нение критериев, почему то или иное явле­ние плохо или хорошо.


4.стратегия компрессии текста.

-составьте аннотацию к рассказу Крупина «Сбрось мешок»



мастер-класс Смысловое чтение и работа с текстом
PPTX / 1.39 Мб






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации