Мастер-класс для учителей «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках окружающего мира»

2
0
Материал опубликован 5 November 2021

Мастер-класс для учителей «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках окружающего мира»

Цель: познакомить с приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом.

Задачи:

1) Расширить знания участников мастер-класса о стратегиальном подходе к обучению смысловому чтению на уроках окружающего мира.

2) Содействовать непрерывному профессиональному самообразованию педагогов.

3) Создать условия для продуктивного взаимодействия педагогов.

Ход мастер-класса

I.Ориентировочно-мотивационный этап


Сегодня на мастер-классе мы будем работать индивидуально, в парах и в группах. Для этого нам необходимо придерживаться следующих правил:

- обязательное участие каждого в работе;

- открытость и доброжелательность в общении;

- четкое и ясное выражение своих мыслей;

- помощь друг другу.

Современный образовательный процесс характеризуется обновлением программ по всем предметам, а а также изменением содержания общего начального образования с учетом практикоориентированной направленности. Содержание образования предполагает в первую очередь формирование ключевых компетенций учащихся, что возможно реализовать средствами компетентностно-ориентированных заданий.

В структуре компетентностно-ориентированных заданий есть такой этап, как работа с источником информации. Как правило это текстовая информация. Как же разнообразить и активизировать деятельность на данном этапе работы? Как сделать так, чтобы ребенок не погас на этом сложном и непростом этапе? Задача учителя сделать эту работу интересной и привлекательной для ребенка, сделать так, чтобы он был активен на этом этапе.

II. Актуализация субъектного опыта

Почти на каждом уроке мы работаем с учебником. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их осмысленному чтению, научить находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: выделять основную мысль самостоятельно, выделять главную и второстепенную информацию; самостоятельно формулировать вопросы к тексту.

Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности детей является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

«Стратегия» (в переводе с древнегреческого) – это «искусство полководца»; план военных действий; способ достижения цели. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Стратегия чтения – это план, программа действий читателя, которые способствуют умению размышлять о читаемом и анализировать информацию.

-Что такое «смысловое чтение»?

Смысловое чтение – это качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Для обучения смысловому чтению используются следующие педагогические технологии:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в разных источниках информации: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д..

III. Освоение новых знаний

- Сегодня я вам представлю фрагмент, практическую часть урока «Окружающий мир» в IV классе с использованием элементов технологии критического мышления и коуч-инструментов для развития учебно-познавательной компетенции.

- Перед вами маршрутный лист. (Приложение 1)

Задание №1. Прочитайте слова, выделите корень.

Как называются эти слова? Какой корень? (-вод-)

О чём будем говорить на уроке?


Задание №2. Запишите в течение 1 мин все понятия, которые вам приходят на ум, связанные с водой.


Задание №3. Посмотрите на слайды. О каком источнике пресной воды мы будем говорить? (Адово озеро). Запишите своё предположение.


Задание №4. Возьмите лист с текстом (Приложение 2), прочитайте только 1 абзац. Вставьте пропущенное слово. (Адово). Совпал ли ответ с вашим предположением? Как вы написали это слово? Почему?

Прочитайте весь текст. Возле каждого предложения ставьте «+», «-» (знаю-не знаю). Назовите, какая информация стала для вас новой.


Задание №5. Заполните таблицу с опорой на содержание текста. Для этого выберите из текста данные и запишите их в нужный столбик.


Задание №6. 

Запишите факты, которые доказывают, что Адово озеро – необычный водоём.

Задание №7. 

Работа в парах. Запишите 1 тонкий и 1 толстый вопрос.

Педагогический приём «Толстый и тонкий вопрос» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать на них. Задайте друг другу эти вопросы.


Задание № 8. 

Подумайте и запишите ответ «да» или «нет» на вопрос: «Если ты нырнёшь в озере на глубину 2 метра, смогут ли понаблюдать твои родители, как ты плаваешь под водой?»

Приведите доказательство этому утверждению

Задание №9. 

Записать, как сохранить воду в Адовом озере прозрачной и чистой.

Используется коуч-инструмент «Стратегия Уолта Диснея». (Коучинг – это метод управления, консультирования, способ мышления)

В процессе работы с текстом используются три роли: роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.

Данная техника может быть использована для организации группового мозгового штурма.

Мечтатели

Идеи по охране воды

Критики

«+» «-»

Реалисты

Реальная идея

- Такое сочетание приёмов при работе с текстом позволяет нам сделать работу с текстом более продуктивной и более интересной для учащихся.

IV. Применение полученных знаний на практике

Организуется работа в группах по выбору эффективных заданий для смыслового чтения текста «Почему вода в океане соленая? » (Приложение 3). Во время практической работы можно пользоваться «Банком заданий» (Приложение 4). Результаты обсуждаются и афишируются.

V. Этап рефлексии

Синквейн



Приложение 1

Маршрутный лист

Задание№1. Водолаз, подводная, водолей, водоем


Задание №2.




Задание №3.



Задание №4

Задание №5.

Площадь

(кв. км)

Глубина

Форма

С какой стороны подход к озеру

Что происходит весной

Что происходит в середине озера

Как называют центр озера


Задание №6




Задание №7.

Тонкий вопрос: Кто? Что? Когда? Толстый вопрос: Почему? Что, если…?




Задание №8.


Задание №9.

Мечтатели

Идеи по охране воды

Критики

«+» «-»

Реалисты

Реальная идея








СИНКВЕЙН

Работа с текстом


Фигура10

Фигура10Фигура10

Фигура10Фигура10Фигура10
Фигура10Фигура10Фигура10Фигура10


Приложение 2

Адово озеро

В Пермском крае есть удивительное место, подход к которому открыт лишь с одной географической стороны. Это __________ озеро. К нему можно подобраться лишь с западной стороны, тайну озера с остальных сторон охраняют многочисленные болота.

Озеро занимает небольшую площадь порядка четырех гектар и имеет яйцевидную форму три километра в длину и два — в ширину. Озеро не имеет точных данных о своей глубине. Предполагают, что глубина может составлять примерно 10 метров, но в некоторых местах эта цифра может значительно увеличиваться.

Это место заслужило свою репутацию мистического объекта сразу по нескольким причинам:

1. По странным обстоятельствам каждую весну озеро начинает пузыриться и бурлить. Ученые высказывают предположения об определенных геологических процессах, но пока предположениями это и остается.

2. Озеро никогда не бывает спокойным, даже в безветренную погоду. Бушующие волны круглосуточно сотрясают поверхность водоема, середина озера затянута в сильнейший водоворот. Ни рыбаки, ни птицы стараются не приближаться к водовороту и держаться ближе к берегам. Но при этом вода здесь достаточно прозрачная и озеро полно рыб, большинство из которых имеет весьма крупные размеры.

3. Центр озера нередко называют пермским аналогом Бермудского треугольника. Случайно заплывшие рыбаки рассказывают о сильном водовороте, разрушающем лодки, а группа аквалангистов, приехавшая исследовать воду озера, чуть не утонула, недооценив силу природной аномалии. Это подтверждают и представители животного мира: перелетные птицы редко садятся на водную гладь, а лебеди прижимаются к берегам.

Есть и еще одна необычная черта озера. Старожилы говорят, что рыба из озера исчезает таинственным образом. Если на мелководье частенько можно видеть как плещутся и резвятся стаи мальков, то уже крупную рыбу отсюда не выловить — сколько удочку не закидывай.


Приложение 3


Почему вода в океане солёная?

Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей Земле, которые представляются нам таинственными и на которые ещё не найдено ответов. Например, наличие соли в воде океанов.

Как она туда попала?

Да мы просто не знаем, как соль попала в океан! Конечно, нам известно, что соль растворяется в воде и что она попадает в океаны с дождевой водой. Соль с поверхности Земли постоянно растворяется и попадает в океан.

Но мы не знаем, можем ли мы этим объяснить наличие огромного количества соли в океанах. Если высушить все океаны, из оставшейся соли можно было бы построить стену высотой 230 км и толщиной почти 2 км. Такая стена смогла бы обогнуть по экватору весь земной шар. Или другое сравнение: соль всех высохших океанов по

объёму в 15 раз больше всего европейского континента!

Обычную соль, которой мы ежедневно пользуемся, получают из морской воды, солевых источников или при разработке залежей каменной соли. Морская вода содержит 3-3,5% соли. Внутренние моря, такие, как Средиземное море, Красное море, содержат больше соли, чем открытые моря. Мёртвое море, занимая всего 728 км2., содержит примерно 10 523 000 000 тонн соли.

В среднем, в литре морской воды содержится около 30 г соли. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды. Для образования каменной соли необходимо, чтобы испарилось девять десятых объёма морской воды; полагают, что на месте современных залежей этой соли находились внутренние моря. Они испарялись быстрее, чем поступала новая морская вода — вот и появились залежи каменной соли.

Основное количество пищевой соли добывают из каменной соли. Обычно к залежам соли прокладывают шахты. По трубам закачивают чистую воду, которая растворяет соль. По второй трубе этот раствор поднимается на поверхность. ​​​​​​​


Приложение 4

Банк заданий для смыслового чтения

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

2. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы..

3. Приём  «Кластер» 
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы.

4. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

5. Приём  «Верные и неверные утверждения» 
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
6. Приём «Верите  ли вы…» 
7. Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности

8. Составление/ разгадывание кроссворда.

9.Оставление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

10.Таблица «Что, где, когда, почему»






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации