Дидактическая игра как метод обучения английскому языку в начальной школе

0
0
Материал опубликован 18 April
Дидактическая игра как метод обучения английскому языку в начальной школе


Игра - это средство познания мира в естественных для ребенка ус­ловиях. Поэтому так важно создать такие педагогичес­кие условия, чтобы потребности

ребят в игре и цели вос­питания и образования совпадали.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

При организации игровой деятельности целесообразно учитывать следующую схему развития игр:

I этап: Введение в игру. Знакомство с правилами. Формирование команд. Самоопределение участников команд относительно игры (какую роль каждый из них будет выполнять в игре).

II этап: Непосредственно игра.

III этап: Выявление победителей, подведение итогов.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов.

Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учёте знаний. Класс делится на команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно создать жюри. Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся детям.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил:

Игра должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

Игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа.

Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

Игры должны проходить под наблюдением учителя.

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной

деятельности, или всем этим одновременно.

Существуют требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации игр на уроках:

Свободное и добровольное включения детей в игру.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме.

Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.

Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и другое.

Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила.


Использование дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения

иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному этапу, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Требуется достаточно продолжительный срок, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. Однако именно на этом этапе существует необходимость использования дидактической игры с детьми.

Уроки – игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

Выделяют общую структуру учебного процесса, включающую четыре этапа:

Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам.

Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.

Одно из первых мест на занятиях по иностранному языку «занимают дидактические игры как общепризнанная форма устного развития школьников младших классов, например, различные виды лото. Эта игра дает широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала.

Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоения лексики (преподаватель называет предмет по-английски, показывая его) к словарно-образному (преподаватель строит разнотипные предложения о предмете, которого в данный момент нет). Следует добиваться, чтобы игра в лото стала неотъемлемым компонентом учебного процесса и способствовала постепенному и последовательному накоплению ребенком словарного запаса, а также всестороннему развитию школьника младших классов».

При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная их них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше будет качество на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой. Проведение игры требует мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре обязательно в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой.

Выделяют цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целей шесть:

формирование определенных навыков;

развитие определенных речевых умений;

обучение уметь общаться;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание (в сфере становления собственно языка);

запоминание речевого материала.

Но специфика игры заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.

Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Применение игры для развития навыков устной иноязычной речи – еще

недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первоклассных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.






Система дидактических игр для активизации познавательной деятельности В основе обучения младших школьников иностранного языка лежит интерес детей к предмету. В настоящее время ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у детей к изучению иностранного языка. Самая главная задача учителя состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Автором данной работы была разработана система дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Игры для обучения говорению.

Игра 1. «Absent-minded man» («Рассеянный человек»)

Цель: Обучение диалогической речи, построенной на исправлении неправильных утверждений по рисункам, предложенным учителем.

Оборудование: доска, рисунки, иллюстрирующие изученную лексику (рис. 1).



t1744979780aa.gift1744979780ab.gift1744979780ac.gift1744979780ad.gif


t1744979780ae.gift1744979780af.gift1744979780ag.gift1744979780ah.gif


Рис.1

Ход игры: На доске прикрепляются картинки, иллюстрирующие изученную лексику. Ученикам говорится, что Absent-minded man , главный персонаж игры, очень рассеян и невнимателен, все говорит и делает наоборот. Ученик, исполняющий эту роль, неверно описывает предмет, его качество, принадлежность, а учащиеся индивидуально исправляют его. Получается примерно следующий диалог:

P1: That is a dress. P2; That is not a dress. It is a hat.

P1; This is red hat. P3; This is not a red hat. It is a black hat.

P1; That is Ann’s picture. P4: That is not Ann’s picture. That is our teachers

picture.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы, изображенные на картинках, прикрепленных на доске.

Игра 2. «Who is he (she)?» («Кто он (она)?»)

Цель: Развитие умений и навыков устной речи по теме «Внешность».

Ход игры: Учитель выходит на минуту из класса. Ученики за это время выбирают ученика (или ученицу), чью внешность им предстоит описывать. Задача учителя в этой игре заключается в том, чтобы при помощи вопросов, обращенных к учащимся, найти ученика (или ученицу), выбранного ребятами. Учитель задает альтернативные, специальные и общие вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них, чтобы ответы на них составили описание внешности ученика.

T: Is this a girl or a boy? P1: This is a girl.

T: Is she tall? P2: Yes, she is. She is tall.

T: Is her face round? P3: Yes, it is. Her face is round.

T: What colour is her hair? P4: her hair is black.

T: Is her nose long or short? P5; Her nose is short.

T: Is her name Lena or Sveta? P6: Her name is Lena.

Игра 3. «Our foreign guests» («Наши иностранные друзья»)

Цель: Обучение диалогической речи по теме «Семья».

Ход игры: Учитель объявляет, что на уроке присутствуют англичане, и представляет двух – трех учеников класса, давая им английские имена. Роль англичан исполняют несколько наиболее подготовленных учеников. Учитель представляет «иностранцам» учеников класса. Между «иностранцами» и учениками класса завязывается непринужденный разговор о семье (состав семьи, возраст и род занятий членов семьи).

Р1,2,3… (исполняющие роль ученика) Р. (исполняющий роль

иностранца)

Р1: Is your family large or small? P: My family is large.

P2: Have you got a mother and P: I have a mother and a father.

a father?

P3; What is your mother’s name? P: My mother’s name is Mary.

P4: How old is she? P: She is 35.

P5: What is she? P: She is a doctor.

P6: How many sisters do you have? P: I have one sister.

P7: How old is she? P: She is tenEtc.

Игры для обучения аудированию.

Игра 1. «Who is he (she)?» («Кто он (она)?»)

Цель: Обучение восприятию на слух структур, включающих следующие лексические единицы: in the middle of, between, on the right (left), in front of, behind, near.

Ход игры: Ученик – ведущий выходит к доске и поворачивается спиной к классу. В это время один из учеников встает таким образом, чтобы не слышал ведущий. Учитель описывает этого ученика, не называя его имени, указывает его местоположение, используя различные структуры с предлогами: in the middle of, between, on the right (left), in front of, behind, near.

Если ученик – ведущий называет имя ученика, этот ученик выходит к доске и исполняет роль ведущего.

Игра 2. «Quartet» («Квартет»)

Цель: Обучение восприятию на слух и употреблению в речи приказаний и структурных групп с глаголами в Present Continuous.

Оборудование: Набор предметов, иллюстрирующих изученную лексику (книга, тетрадь, ручка).

Ход игры: Игра называется «Квартет», т. к. в этой игре должно быть строго определенное количество участников – 4 человека.

Четыре ученика выходят к столу, на котором расположены предметы, иллюстрирующие изученную лексику. Ученики выполняют действия с предметами, задают друг другу вопросы, связанные с этими действиями,

комментируют их:

P1: Touch the book!

P2: What am I doing?

P1: You are touching the book.

P3: What are you doing?

P2: I am touching the book.

P4: What is he doing?

P1: He’s touching the book.

Если кто-то из учеников испытывает затруднения с ответом, класс оказывает ему помощь. Участник «Квартета» повторяет верный ответ, уступая место этому ученику.

Игра 3. «Follow the order» «Выполняй приказ»

Цель: Обучение аудированию приказаний.

Оборудование: Книга, тетрадь, портфель.

Ход игры: Учитель вызывает с каждого ряда по одному ученику поочередно. Ученик выполняет серию приказаний учителя, следующих в быстром темпе. Учитель предупреждает учащихся заранее о том, что действия следует выполнять только тогда, когда будет выслушана вся серия приказов. Остальные учащиеся должны выполнять приказы учителя на местах. Когда все три ученика выполнили приказания, данные учителем, подводится итог. Побеждает ряд, представитель которого выполнил все приказания без ошибок. Приказания отдаются в определенной логической последовательности. Touch the book! Take the book! Open the book! Shut the book! Put the book down! Sit down!

Игры для обучения чтению.

Игра 1. «Who is faster?» («Кто быстрее?»)

Цель: Обучение чтению слов с буквой i в закрытом слоге, а также дифференцированному чтению ее в открытом и закрытом слогах.

Оборудование: доска, карточки со словами.

Ход игры: На доске прикрепляется ряд карточек со следующими словами: six, nine, sit, big, five, it, my, lip, ill, tie, in, is.

Класс делится на две команды, каждая выбирает себе ведущего. Представители команд читают поочередно по 6 слов. Ведущие, поочередно повторяя слова, должны расположить их согласно типу слога. Слева прикрепляются карточки, где гласная находится в открытом слоге, а справа – где эта же буква стоит в закрытом слоге. За каждое правильно прочитанное и расположенное слово команда получает очко. Режим проведения данной игры должен определяться учителем.

Игра 2. («СrosswordO”» Кроссворд «О»)

Цель: Обучение чтению слов с гласной “o” в открытом слоге.

Ход игры: Для этой цели ребятам предлагается разгадать кроссворд, изображенный на доске (рис 3). Желающий ученик заполняет кроссворд у доски, остальные учащиеся могут срисовать кроссворд на черновик и заполнить на местах. В этой игре выигрывает тот, кто первым разгадает кроссворд. Он читает слова АО горизонтали и по вертикали, класс повторяет за ним. Если на доске допущены ошибки, этот ученик исправляет все неточности, а тот, кто допустил ошибки, еще раз читает слова.


t1744979780ai.gif

Рис. 3 Стимульный материал для проведения игры «СrosswordO”»

По горизонтали: 2. Нос. 4. Роза.

По вертикали: 1. Идти. 3. Камень.

Игры для обучения письму.

Игра 1. Учитель записывает на доске слово schoolchildren.

Из букв этого слова учащиеся должны составить и записать новые слова. Выигрывает команда, составившая больше слов.

(Слова, которые можно составить из букв слова schoolchildren he, she, side, shoe, son nose, ill, red, doll, child, school и др.)

Игра 2. «Choose the word» («Выбери слово»)

Цель: Активизация изученной лексики, развитие навыков письма.

Оборудование: Простые предложения-загадки и слова-ответы к ним,

написанные на листах бумаги.

Ход игры: Игра проводится индивидуально. Детям предлагается выбрать и вписать слова, соответствующие каждой загадке. «At first read the riddles, then choose the right word and write it down.» Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

The riddles:

I have leaves.

I can fly.

4 + 5 =

We shine.

I cook meat.

The words:

fire tree bee nine stars

Игра 3. «What can you see at the picture?» («Что ты можешь видеть на картинке?»)

Цель: Развитие навыков употребления времени Present Continuous.

Оборудование: Лист бумаги с картинкой (рис. 4).

Ход игры: Детям предлагается посмотреть на картинку и письменно ответить на вопрос: «Что делает на картинке каждый ученик?» (Look at the picture and guess what does each pupil do in the classroom? Make up the sentences in Present Continuous.)















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.