Игра - как метод обучения
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
г. Лысьва Пермского края
Мастер-класс в группе 3 года обучения по теме:
«ИГРА – КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Автор:
Педагог дополнительного образования
Овчинникова Лариса Владимировна
Концертмейстер:
Кулаева Елена Владимировна
ИГРА – КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Используя музыкальные игры, родители и педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.
Ритмические игры, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЗНАКОМСТВО»
Дети стоя в кругу на сильную долю выполняют по очереди хлопок перед грудью с одновременным произношением своего имени. Эту игру может начинать или заканчивать педагог.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «АППЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.
Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КОМАРИКИ»
Дети под музыку хлопают, как бы убивая больших комаров на 1/2 , затем обычных комаров на ¼, и совсем маленьких комариков на 1/8.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Дети стоят на своих местах, в линиях. Исходное положение: I поз. ног, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по VI поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка заканчивается, учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ИГРА-ПРЕВРАЩЕНИЕ «КУКЛЫ»
Куклы в этой игре деревянные и тряпичные. При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвивают вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.
ИГРА-ПРЕВРАЩЕНИЕ «ПОДСНЕЖНИК»
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («подснежник встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, голова цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЗАМРИ!»
Ребята исполняют некий пластический этюд на заданную тему. При слове «Замри!» они застывают в тех позах, в каких их застал этот возглас. В данном случае пластический этюд переходит из динамической формы в статическую, то есть дает детям преставление об относительности движения и покоя, развивает координацию движений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЛИМБО»
Дети стоят друг за другом, впереди натянутая лента или перекладина. Нужно под ней пройти по очереди прогнувшись назад, не задев её. Кто не справляется-выходит из игры. Игра проводится в несколько этапов, во время которых лента или перекладина опускается постепенно ниже.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ИГРА «ПЛАСТИЛИН»
Дети стоят в кругу, один- «пластилин» в середине круга, из него по очереди дети лепят фигуру, в конце вместе придумывают ей название.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ПЛАТОЧЕК»
Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходят в центр круга и под хлопки детей(или другой музыкальный отрывок) танцуют известные движения. Затем игра продолжается дальше.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ИГРА «ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»
Под музыку дети двигаются по залу в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки ведущий называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок и подняв руки вверх.
ИГРА «МЫШЕЛОВКА»
Двое ребят берутся за руки и поднимают их над головой — это мышеловка. Остальные-мыши становятся друг за другом и пробегают в воротца пока звучит музыка, как только музыка останавливается, мышеловка захлопывается, кого поймали становится в мышеловку. Итак с каждой остановкой музыки мышеловка становится больше, выигрывает самый ловкий ребёнок, не попавшийся в мышеловку.
ИГРА «НИТОЧКА, ИГОЛОЧКА»
Один ведущий, дети в «домиках» (коврики, обручи). Под музыку заданным шагом ведущий «иголочка» ходит по залу, задевая за плечо детей, таким образом собирает за собой «ниточку». «Ниточка» идет за «иголочкой» тем же шагом. Когда музыка обрывается, дети должны занять свободные «домики». Кто остался без домика выбывает из игры.