Дидактические игры как средства интеллектуального развития детей младшего возраста
Дидактические игры как средства интеллектуального развития детей младшего возраста
Анализ научно-методических публикаций свидетельствует о том, что проблема формирования социальной компетенции дошкольников в процессе игровой деятельности все более приобретает особую актуальность и указывает на то, что процесс обучения и воспитания средствами игры в дошкольных учебных заведениях способствует гармоничному и всестороннему развитию детей. В детском коллективе дети приобретают навыки коллективного сожительства, опыта самоутверждения в коллективной деятельности, взаимодействия и общения. Коллектив положительно влияет на освобождение ребенка от эгоцентризма, от привычки ориентироваться только на собственное «Я», на свои предпочтения, взгляды, умение. Умение играть по правилам, общаться с другими детьми – необходимое условие комфортного пребывания ребенка в детском коллективе. Ему важно чувствовать себя принятым в коллектив, значимым для других [20, с. 38].
В игре ребенок дошкольного возраста приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром. Значительное влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника состоит в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения.
Важное место в процессе формирования социальной компетенции подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Человечество выбрало игру для стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения. Игры широко использовались и продолжают использоваться как основное средство социальной интеграции детей. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в обучении и воспитании детей на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и в непринужденной атмосфере познать себя, типы и нормы поведения, способы и модели решения тех или иных задач, и окружающий мир.
С.Л. Рубинштенй отмечает, что по К. Гроссу, игра является первичной формой приобщения человека к социуму, поскольку для нее характерны:
– добровольное подчинение общим правилам или лидеру;
– воспитание чувства ответственности за свою группу, благородного стремления показать свои возможности в действии, совершаемом ради группы;
– формирование способности к общению [37, с. 650].
К. Гросс детскую игру рассматривал как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для развития и будущей деятельности индивида. Он одним из первых показал социальное качество и значение игры, как детской, так и взрослой.
К игре как эффективному средству обучения и воспитания обращался и В. Сухомлинский, который отмечал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и дрожащих звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, вдохновляющей егосердце, в стремлении делать добро людям» [41, с. 18].
Именно игра является одним из самых эффективных средств подготовки ребенка к «взрослой» жизни, его социализации, его морально-этического воспитания. В процессе игры формируется личность ребенка, его социальная компетентность и гуманистическое мировоззрение, с особой яркостью проявляются индивидуальные особенности дошкольника, развиваются его творческие способности, целенаправленное воображение, движение от мысли к действию.
В игре дети по собственной инициативе вступают в различные контакты между собой, в основном самостоятельно строят свои отношения. Если игровая деятельность ребенка является свободной и непринужденной, выходящей за пределы давления со стороны взрослых, игровые отношения выступают в роли добровольных тренировок, путем которых ребенок усваивает морально-этические нормы поведения.
Можно выделить следующие особенности игровой деятельности детей:
– разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире;
– эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;
– практическая направленность на творчество, что дает возможность самореализации;
– опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей;
– навыки социально адекватного поведения.
В формировании социальной компетенции ребенка используют сюжетно-ролевые игры. Одной из значительных особенностей таких игр является произвольность игровых действий, которые подчинены общим игровым интересам. По наблюдениям психолога Л. Выготского [9, с. 65], в игре дети действуют путем наименьшего сопротивления, то есть делают то, чего им больше всего хочется. В то же время они учатся действовать по пути наибольшего сопротивления. Когда дети выполняют принятые роли, то они пытаются по-своему воссоздать действия, взаимоотношения взрослых подчиняются обусловленным ролью правилам поведения.
Дидактические игры достаточно используются в дошкольных детских учреждениях, в семейном воспитании. В научной литературе в большей степени исследованы дидактические игры, направленные прежде всего на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения) – интеллектуальные игры. Другой важный аспект дидактических игр – способ обучения – изучен меньше.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется следующими причинами:
1. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Именно поэтому ориентация на игровую деятельность, игровые формы и приемы – важный и максимально адекватный способ включения детей в учебную работу.
2. Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит чрезвычайно медленно. Дети вообще не понимают, что значит «учиться».
3. Имеются возрастные особенности детей, которые связаны с недостаточным постоянством внимания, преимущественным развитием непроизвольной памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры прежде всего способствуют развитию соответствующих психических процессов у детей.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив, с которым малыши приходят учиться, не связан с содержанием той деятельности, которую они должны выполнять в новых социальных условиях.
Особенно важно сочетание игры с учебной деятельностью в старшей группе дошкольного учреждения, когда сложный переход от дошкольного детства к школе обуславливает постепенную смену ведущих видов деятельности – игровой на учебную.
А. Савченко определила такие компоненты в структуре развернутой игровой деятельности:
– побудительный – потребности, мотивы, интересы, стремления, которые определяют желание ребенка участвовать в игре;
– ориентировочный – выбор средств и способов игровой деятельности;
– исполнительный – действия, операции, которые дают возможность реализовать игровую цель;
– контрольно-оценочный – коррекция и стимулирование активности игровой деятельности [39].
В детских играх свободная игровая деятельность выступает как самоцель. В дидактических играх, созданных педагогикой, игровая деятельность специально планируется и приспосабливается для учебных целей. Дидактические игры – разновидность игр с правилами. В мировой педагогике известны системы дидактических игр, которые впервые разработали для дошкольного воспитания Ф. Фребель и М. Монтессори.
Дидактическая игра – это интегрированная система воздействий, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных навыков и умений [6, с. 267].
Она создается и разрабатывается с разной педагогической целью: сенсорного воспитания, речевого развития, ознакомления с окружающим, с элементарными математическими представлениями и тому подобное. Место и роль применения дидактической игры определяются общими задачами воспитания: самой дидактической игры и заданиями, которые ставит педагог в каждом конкретном случае.
В дидактической игре как форме обучения сочетаются два аспекта: учебный (познавательный) и игровой (интересный). Познавательное содержание обучения выражается в определенных дидактических задачах, которые ставятся перед дошкольниками, тесно связываясь с игровыми задачами и игровым действием. Дидактическая цель, скрытая в игровом задании, является незаметной для ребенка, и усвоение познавательного содержания происходит нечаянно, в процессе интересных игровых действий, элементов состязания в достижении игрового результата и тому подобное. Основным мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное стремление к игре, желание достичь игровой цели, выиграть. Именно это побуждает детей к умственной активности.
Дидактические игры, используемые на занятиях в дошкольном учреждении, выполняют различные функции: активизируют интерес и внимание детей; развивают познавательные способности, смекалку, воображение; закрепляют знания, умения, навыки; тренируют сенсорные умения и т.д.
Правильно построенная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.
Ценность такого вида игры прежде всего в том, что она выполняет роль эмоциональной разрядки, предотвращает усталость детей, снижает гиподинамию. Если педагог систематически использует интересные дидактические игры, у его воспитанников зарождается интерес к умственному труду.
В учебном процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приема, игрового упражнения.
А. Савченко привела такую классификацию дидактических игр: сюжетно-ролевые, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирование [39]. Она отметила, что дидактические игры могут иметь несколько вариантов выражения: быть только в словесной форме; сочетать слово и практические действия; сочетать слово и наглядность; сочетать слово и реальные предметы.
Современная методика предлагает и иную классификацию дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предсказания, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что происходит рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются разные способы решения познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, пояснение способов ее решения, поэтапное решение и тому подобное.
Игры-поручения по содержанию более элементарные, по продолжительности – короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предсказания (“что было бы...”). Перед малышами ставится задача и создается ситуация, требующая осознания дальнейших действий. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать и понимать друг друга.
Игры-загадки предусматривают проверку приобретенных знаний, сообразительности. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать обоснованные выводы.
В основе игр-бесед заключается познавательное общение. Такие игры требуют активизации эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывающих навык слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять высказанное, рассуждать.