Материал на проверке

Дидактическая игра «Найди пару букве» для профилактики и коррекции оптической дисграфии

0
0
Материал опубликован 25 March

Дидактическая игра «Найди пару букве» для профилактики и коррекции оптической дисграфии

Оптическая дисграфия - это расстройство письма, при котором у человека возникают трудности с воспроизведением букв и слов из-за проблем с зрительным восприятием и/или зрительной памятью. Это не связано с интеллектуальными нарушениями или проблемами с моторикой рук.

Чаще всего оптическая дисграфия встречается у обучающихся с нарушениями зрения или у леворуких детей.

Основные признаки оптической дисграфии:

зеркальное письмо: «Е» вместо «З»;

пропуск элементов букв: «л» вместо «м», «и» вместо «ш»;

замена похожих букв: «ш» вместо «щ», «х» вместо «ж»;

неправильное расположение букв в слове: перестановка букв, добавление лишних букв или их пропуск;

трудности с копированием текста: невозможность точно скопировать текст, даже когда он находится перед глазами;

проблемы с различением печатных и письменных букв;

сложности с воспроизведением сложных графических элементов;

медленное письмо.

Причины оптической дисграфии могут быть различными, но часто связаны с нарушениями в работе определенных областей мозга, отвечающих за зрительное восприятие, зрительную память и пространственную ориентацию. Среди возможных причин:

нарушения зрительного восприятия: проблемы с распознаванием форм, размеров, ориентации объектов;

нарушения зрительной памяти: трудности с запоминанием и воспроизведением зрительных образов букв и слов;

нарушения пространственного анализа и синтеза: проблемы с ориентацией в пространстве и пониманием отношений между объектами (например, верх-низ, лево-право);

недостаточная сформированность межполушарных связей;

генетическая предрасположенность (в некоторых случаях).

Коррекция оптической дисграфии - это длительный и комплексный процесс, который должен быть индивидуализированным и учитывать особенности каждого ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия: упражнения на различение форм, размеров, цветов, ориентации в пространстве. Игры с мозаикой, конструктором, пазлами;

развитие зрительной памяти: запоминание и воспроизведение зрительных образов букв, слов, картинок. Использование карточек с буквами и словами;

развитие пространственного анализа и синтеза: упражнения на ориентацию в пространстве, понимание отношений между объектами. Игры с лабиринтами, оригами;

формирование правильного графического образа букв: обведение, срисовывание, написание букв по точкам. Использование тактильных материалов (например, написание букв на песке);

дифференциация смешиваемых букв: специальные упражнения на различение похожих букв (например, «б» и «д», «п» и «т»);

развитие фонематического слуха и анализа: умение различать звуки в словах, определять их последовательность;

развитие мелкой моторики рук: упражнения на развитие координации движений пальцев и кистей рук. Лепка, рисование, вырезание;

использование различных стратегий и приемов письма: Например, использование опорных схем, таблиц.

Ранняя диагностика и коррекция оптической дисграфии значительно повышают шансы на успешное преодоление трудностей с письмом.

Цель дидактической игры «Найди пару букве» - профилактика и коррекция оптической дисграфии.

Задачи:

развивать зрительное восприятие и внимание;

обогащать сенсорный опыт детей.

Ход игры:

1 вариант.

Педагог делит картинки с буквами на два комплекта. Один комплект разложен на столе перед ребёнком в хаотичном порядке, другой находится в руках у учителя. Педагог показывает образ буквы и предлагает обучающемуся найти похожую.

2 вариант.

Все картинки с буквами лежат в хаотичном порядке перед ребёнком, и он самостоятельно складывает буквы по парам.

3 вариант.

В игре участвуют два ученика. Педагог показывает картинку с буквой и предлагает найти похожую. Выигрывает тот ребёнок, который соберёт быстрее и больше пар букв.

4 вариант.

Педагог выкладывает перед ребёнком три оптически схожие буквы и предлагает найти лишнюю («З», «З» и «Е»; «Ш», «Ш», и «Щ» и т.д.).

5 вариант.

Педагог выкладывает слово из букв и предлагает ребёнку составить такое же. Слова следует начинать составлять из трёх букв, затем четырёх и т.д.

6 вариант.

Педагог составляет слово, делая в нём ошибку (заменяя букву «З» на «Е», «М» на «Л» - оптически схожие буквы), и предлагает ребёнку найти её.

7 вариант.

Педагог выдаёт обучающемуся несколько букв и предлагает составить из них слово. Слова следует начинать составлять из трёх букв, затем четырёх и т.д.

8 вариант.

Педагог называет слово и предлагает обучающемуся составить его, найдя соответствующие буквы среди остальных. Слова следует начинать называть из трёх букв, затем четырёх и т.д.

9 вариант.

Ребёнок самостоятельно составляет любые слова изо всех букв.

10 вариант.

В игре участвуют два ребёнка. Педагог предлагает составить слова из различных букв. Выигрывает тот обучающийся, который выложит больше слов.

Картинки букв к дидактической игре «Найди пару букве» заимствованы из пособия по речевому развитию «По дороге к азбуке» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и Т.Р. Кисловой.

t1742855377aa.gift1742855377ab.gift1742855377ac.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.