Статья «Взаимосвязь между уровнем толерантности и сплоченности классного коллектива (на примере 10 классов)»
Взаимосвязь между уровнем толерантности и сплоченности классного коллектива (на примере 10-х классов).
Болдук Ш.А., педагог-психолог
Актуальность проблемы не вызывает сомнений, потому что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Таким образом, развитие толерантности у подростков, сплочение классного коллектива, формирование позитивных групповых норм и ценностей важны не только для становления позитивных отношений в классном коллективе, но и для успешной учебной деятельности.
В современных исследованиях термин «толерантность» понимается как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности; это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.). В настоящее время сложились разные подходы к трактовке понятия «толерантность» в разных областях науки.
В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения. Согласно толковому словарю под редакцией Ушакова (1940), толерантность – это слово, производное от французского «tolerant» (терпимый). В словаре Ожегова слово «терпимый» толкуется как «умеющий без вражды терпеливо относиться к чужому мнению», что созвучно с современным пониманием термина «толерантность».
Таким образом, толерантность можно трактовать как доброжелательность или доброжелательное отношение к людям вне зависимости от их веры, этнической принадлежности, политических взглядов.
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.
Под индивидуальностью классного коллектива понимается конкретная форма его существования, характеризующаяся уникальной, неповторимой интеграцией общих, особенных и единичных свойств (М. В. Воропаев). Данное понятие позволяет наиболее адекватно объяснить причины процессов, происходящих в том или ином классе. Через феномен индивидуальности прослеживается вся многоликость школьного класса. В ней отражаются особенности его состава, специфика воспитательной системы школы и окружающей среды, особенности личности классного руководителя[13].
Таким образом, групповая сплоченность включает в себя такие понятия как «индивидуальность коллектива», психологический климат класса, эмоциональная привлекательность членов группы, эмоциональная оценка группы в целом.
С целью выявления взаимосвязи между уровнем толерантности и сплоченности классного коллектива было проведено исследование в одной из школ республики. Были использованы методики, позволяющие выявить уровни толерантности и сплоченности:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова.
Групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22 – 60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61 – 99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100 – 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
2 Методика. Индекс групповой сплоченности Сишора.
Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). Уровни групповой сплоченности
• 16 баллов и выше – высокая;
• 12 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11 – средняя;
• 5 – 6 – низкая.
По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности». У обучающихся тувинского класса получены следующие результаты: 14 человек из 15 показали средний уровень толерантности, 1 человек показал высокий уровень. У обучающихся русского класса получены следующие результаты: 10 человек из 15 показали средний уровень толерантности, 5 человек показал высокий уровень. Для личностей показавшим средний уровень характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя интолерантно, в других могут проявлять интолерантность. (рис.1)
По результатам Индекса групповой сплоченности Сишора. У обучающихся тувинского класса получены следующие результаты: у 12 человек из 15 групповая сплоченность в классе среднего уровня, у 3 человек выше среднего. У обучающихся русского класса получены следующие результаты: 10 человек из 15 групповая сплоченность в классе среднего, у 3 человек выше среднего, 2 человек показал высокий уровень. (рис.2)
Таким образом, у учащихся 10-х классов по итогам проведенного исследования, можем говорить, что уровень толерантности и сплоченности находится на среднем уровне. Толерантность и сплоченность у обучающихся русского класса выше, чем у обучающихся тувинского класса. Следовательно, по итогам проведенного исследования наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Нами разработаны Рекомендации педагогам и родителям
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Рекомендации.
* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
*Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
Рекомендации родителям по воспитанию толерантной личности.
Воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-пятых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.
Список использованной литературы
Артемьева В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте [Текст] / В. А. Артемьева // Молодой ученый. 2014. №7. С. 486-489.
Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Москва: МГУ, 2001. С. 8-18.
Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001.
Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность – её сущностные характеристики [Текст] / Д. В. Зиновьев // Парадигма. 1998. № 1. С. 50–61.
6.Ильинская С. Г. Философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность» / С. Г. Ильинская // Философско-политический ежегодник. 2008. Вып. 1. С. 154–168
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. П.: Питер, 2012. 940 с.
Михайленко О.И. Общая педагогика: Возрастные и индивидуальные особенности личности[Электронный ресурс ] // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова [Офиц.сайт]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_5.html (дата обращения: 30.11.2015)
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - П.: Питер, 2012. - 430 с.
Рожков М.И. Классному руководителю: учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
Солдатова Е.Л Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие. Ростов на/Д.: «Феникс», 2004–384 с.
Сомова Н. Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции. М.: 2006. С. 56–58.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. 471 с.
Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416 с.
Толерантность / Толковый словарь живого великорусского языка Даль В., 1998
Толерантность/ Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935-1940
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2006. С. 17.
Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / О. А. Чебыкина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 2. URL: www.psyedu.ru. (дата обращения: 6.12.2015)
Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004. С. 57-58
Старшов Михаил Александрович
Старшов Михаил Александрович