Дидактическая игра «Составь предложение» для коррекции диграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения, текста

0
0
Материал опубликован 23 March

Дидактическая игра «Составь предложение» для коррекции диграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения, текста

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процессов письма. Она проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, которые не связаны с незнанием грамматических правил, а обусловлены несформированностью фонематических и других психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия рассматривается как специфическое расстройство обучения.

Выделяют следующие виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая: ошибки связаны с неправильным произношением.

2. Акустическая: ошибки связаны со смешением звуков.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: ошибки связаны с нарушением структуры слова (пропуски, перестановки, добавления), словосочетания, предложения, текста.

4. Аграмматическая: ошибки связаны с грамматическим строем речи.

5. Оптическая: ошибки связаны с нарушением зрительного восприятия букв.

Самым распространённым видом дисграфии, встречающимся у обучающихся начальной школы, является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Для коррекции данного вида дисграфии была изготовлена дидактическая игра «Составь предложение».

Цель игры: коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Задачи:

развитие анализа и синтеза на уровне предложения;

развитие слуховой памяти;

формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении;

упражнения в согласовании слов в предложении.

Обучение, как правило, наиболее эффективно, когда строится по принципу «от простого к сложному». Именно с этой целью были разработаны следующие варианты игры.

Ход игры:

1 вариант.

Педагог пишет на доске простое повествовательное предложение из двух слов и предлагает обучающемуся выложить схему предложения.

Когда данный навык будет отработан с ребёнком, то количество слов в предложении увеличивается до трёх, четырёх и т.д.

2 вариант.

Педагог проговаривает простое повествовательное предложение из двух слов и предлагает обучающемуся выложить схему предложения. Далее количество слов увеличивается.

3 вариант.

Педагог выкладывает простое повествовательное предложение из двух слов и предлагает обучающемуся придумать предложение по данной схеме. Далее количество слов увеличивается.

После этого в этой же последовательности идёт отработка восклицательного и вопросительного предложения.

На следующих этапах можно вводить в предложение однородные члены, обращения и т.д.


t1742760566aa.gif

Чем больше анализаторов (органов чувств) задействовано в процессе обучения, тем лучше усваивается учебный материал. В данной дидактической игре, кроме зрительного и слухового анализатора, также задействован тактильный анализатор. А это значит, что данный материал может быть использован и при обучении детей с нарушениями зрения.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации