Дидактическая игра «Цветные фигуры»

9
0
Материал опубликован 21 November 2022

Пояснительная записка к презентации

Дидактическая игра «Цветные фигуры»

Пояснительная записка

​​​​​​​Дидактическая игра рассчитана на детей средней и старшей группы детского сада. Более сложные задания могут использоваться для подготовительной к школе группы.

Игра построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

принцип наглядности (игра состоит из графического стимульного материала);

принцип активности (в процессе игры поддерживается интерес и мотивация);

принцип доступности (задания соответствуют возрасту);

принцип индивидуализации (в процессе игры учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка);

принцип систематичности (задания построены с последующим переходом от простого к сложному).

Цель игры: развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания, мышления.

Задачи:

формировать сенсорные эталоны (цвет, форма);

обогащать сенсорно-перцептивный опыт в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

развивать такие свойства внимания как устойчивость, концентрация, распределение, переключение;

развивать такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, классификация;

развивать произвольность поведения, умение не отвлекаться от поставленной задачи.

Для достижения поставленной цели использованы следующие методы и приёмы:

наглядно-практический метод (примерка деталей к домику);

словесный метод (проговаривание названий форм и цветов);

приём эмоциональной заинтересованности (помочь заполнить все окошки);

игровой приём (проблемная ситуация).

Игра изготовлена из бумаги формата А4 (для прочности можно использовать картон) и цветной бумаги.

Комплектация игры

Игра состоит из игровых полей «Домиков» (размер поля для заполнения 3х3 и 4х4 клетки), карточек с цветными геометрическими фигурами.

Игровые поля размещаются и предъявляются по мере усложнения.

Игровые поля 1 и 2. Состоят из простых геометрических фигур (поле 1) (рис 1.) и декоративных фигур (поле 2) (рис. 2). В каждом домике по 3 фигуры и 3 цвета (поле 3х3). Для каждого игрового поля используется по 9 карточек.

Рисунок 1.Игровое поле 1

t1669034692aa.jpg

Рисунок 2. Игровое поле 2

t1669034692ab.jpg


Игровые поля 3 и 4 (рис. 3). Состоят из 4 геометрических фигур и 4 цветов (поле 4х4). При этом кроме трёх основных цветов используется один оттеночный от основного (красный и розовый в поле 3 и синий и голубой в поле 4). Для каждого игрового поля используется по 16 карточек.


Рисунок 3. Игровые поля 3 и 4

t1669034692ac.jpg


Игровые поля 5 и 6 (рис. 4). Состоят из 3 геометрических фигур и 3 цветов (поле 3х3). Для каждого игрового поля используется по 9 карточек. Карточки содержат в себе изображения разноцветных предметов, имеющих похожие очертания с указанными геометрическими фигурами (трапеция – юбка, абажур, сумка; круг – помидор, солнце, арбуз и т.д.). Дополнительно нарисованы 2 карточки, не подходящие ни к одному домику.

Рисунок 4. Игровые поля 5 и 6

t1669034692ad.jpg


Игровые поля 7 и 8 (рис. 5). Состоят из одной геометрической фигуры (квадрат в поле 7; круг в поле 8) с 3 видами узоров на ней и трёх цветов, находящихся в одной цветовой гамме (поле 1 – коричневый, оранжевый, желтый; поле 2 – розовый, коричневый, красный). Каждое поле имеет размер 3х3. Для каждого игрового поля используется по 9 карточек.

Рисунок 5. Игровые поля 7 и 8

t1669034692ae.jpg


Игровые поля 9 и 10. Составные.

В поле 9 (рис. 6) по вертикали даны 4 четырёхугольника (трапеции) 4 основных цветов, по горизонтали – 4 треугольника тех же цветов (поле 4х4). Вместе треугольник и трапеция образуют кораблик. Дано 16 карточек и вариантами окраски корабликов.


Рисунок 6. Игровое поле 9

t1669034692af.jpg


В поле 10 (рис. 7) по вертикали даны 4 треугольника (платья) 4 основных цветов, по горизонтали – 4 бантика тех же цветов (поле 4х4). Дано 16 карточек и вариантами нарядов для девочки.

Рисунок 7. Игровое поле 10

t1669034692ag.jpg



Правила игры

Занятие можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой.

Ребёнку предлагается проблемная ситуация.

Инструкция (начало для любого игрового поля): «Посмотри, пожалуйста, на эти странички. Что здесь изображено? (домик) Правильно, домик! Только, к сожалению, его жители забыли, где чье окошко, поэтому в домике никого нет. Давай поможем им вернуться в домик!? Смотри, здесь есть подсказки. Вверху изображены геометрические фигуры, а сбоку – цвета. Давай их рассмотрим внимательно. Что это за фигура? (ребёнок называет фигуры, на которые указывает психолог) Молодец! А теперь давай рассмотрим цвета. Это какой цвет? (ребёнок называет цвета, на которые указывает психолог) Отлично! Теперь нам нужно расселить жильцов в правильные окошки»


Продолжение инструкции для игровых полей 1-4: «Посмотри, в этих окошках живут все кружочки (психолог показывает соответствующую вертикаль) Давай найдём все карточки с кружочками. (ребёнок откладывает карточки с кружочками в сторону) Молодец! Теперь нам нужно поместить каждый кружок в свое окошко. Это нетрудно. Для этого нам нужно найти в домике пересечение цвета и фигуры. Например, первый цвет у нас какой? (красный) Правильно! Значит, на этом этаже живут все красные предметы. Значит, кружок тоже будет красный. Поместим его вот здесь. (психолог указывает окошко) Тебе понятно, почему красный кружок мы поселили в это окошко? (ребенок отвечает) А теперь попробуй сам. Кто живёт в этом окошке? (психолог указывает на окошко)»

Ребёнок подбирает карточку и с помощью психолога объясняет, почему он поместил эту карточку в это окошко.

Можно сделать наоборот: показать ребёнку карточку, попросить описать ее и найти нужное окошко.

t1669034692ah.jpgt1669034692ai.jpg


t1669034692aj.jpg


Продолжение инструкции для игровых полей 5-6: «Посмотри, что изображено на этой карточке? (арбуз) Правильно! А какой формы арбуз? (круглой) Молодец! Значит, жить он будет вот в этом подъезде под кружочком (психолог показывает нужную вертикаль) А какого арбуз цвета? (зеленого) Молодец! Значит, арбуз будет жить на зеленом этаже в круглом подъезде. Вот здесь. (психолог показывает) А теперь давай поселим вот это изображение. Что здесь нарисовано?»

Ребенок подбирает окошко для каждой карточки.


t1669034692ak.jpg


Продолжение инструкции для игровых полей 7-8: «Давай рассмотрим все карточки. Чем они похожи? (на них квадраты/ кружочки) А чем отличаются? (цветом и узором) Хорошо. Посмотри внимательно на эту карточку. Какого она цвета? (коричневого) Значит, жить она будет на каком этаже? (ребёнок показывает) Найди в домике такой же узор. (ребенок находит) А теперь подумай, куда поместить карточку. (если ребёнок затрудняется, психолог показывает окошко и объясняет еще раз)»


Продолжение инструкции для игровых полей 9-10: «Смотри, в этом ряду нарисованы паруса корабликов, а в этом столбике – корпус кораблика. (параллельно психолог показывает пальцем) А здесь целая армия разноцветных корабликов. Давай им поможем правильно выстроиться, чтобы они смогли отправиться на парад? Я тебе сейчас подскажу, как это делается. Вот смотри, этот парус какого цвета? (синего) Правильно! Давай найдём все кораблики с синими парусами. (ребенок находит) А этот корпус кораблика? (зелёного) Молодец! Давай из этих корабликов с синими парусами найдем тот, корпус которого зеленого цвета. (ребёнок находит) Отлично! Теперь давай поместим его на наше поле для парада. (ребенок размещает карточку на поле) Хорошо! А давай подумаем, куда можно поместить этот кораблик? (психолог показывает карточку)»

После тренировки следует добиться того, чтобы ребёнок искал кораблик по двум признакам (цветам) одновременно среди всех карточек.


t1669034692al.jpg


Для игрового поля 10 инструкция строится подобным образом, только в данном случае ребёнок ищет не парус и корпус корабля, а отправляет девочку в детский сад и одевает её в платье и бантик нужных цветов.

t1669034692am.jpg

Предварительный просмотр презентации

Дидактическая игра «Цветные фигуры» Подготовила: педагог-психолог МБУ ДО Дом детского творчества г. Азова Исаева Галина Ивановна

Пояснительная записка Дидактическая игра рассчитана на детей дошкольного возраста Игра изготовлена из бумаги формата А4 (для прочности можно использовать картон) и цветной бумаги. Игра построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип наглядности (игра состоит из графического стимульного материала); принцип активности (в процессе игры поддерживается интерес и мотивация); принцип доступности (задания соответствуют возрасту); принцип индивидуализации (в процессе игры учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка); принцип систематичности (задания построены с последующим переходом от простого к сложному).

Пояснительная записка Цель игры: развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания, мышления. Задачи: формировать сенсорные эталоны (цвет, форма); обогащать сенсорно-перцептивный опыт в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; развивать такие свойства внимания как устойчивость, концентрация, распределение, переключение; развивать такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, классификация; развивать произвольность поведения, умение не отвлекаться от поставленной задачи. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы и приёмы: наглядно-практический метод (примерка деталей к домику); словесный метод (проговаривание названий форм и цветов); приём эмоциональной заинтересованности (помочь заполнить все окошки); игровой приём (проблемная ситуация).

Комплектация игры Игра состоит из игровых полей «Домиков» (размер поля для заполнения 3х3 и 4х4 клетки), карточек с цветными геометрическими фигурами. Игровые поля размещаются и предъявляются по мере усложнения.

Комплектация игры Игровые поля 1 и 2. Состоят из простых геометрических фигур (поле 1) и декоративных фигур (поле 2). В каждом домике по 3 фигуры и 3 цвета (поле 3х3). Для каждого игрового поля используется по 9 карточек.

Комплектация игры Игровые поля 3 и 4. Состоят из 4 геометрических фигур и 4 цветов (поле 4х4). При этом кроме трёх основных цветов используется один оттеночный от основного (красный и розовый в поле 3 и синий и голубой в поле 4).Для каждого игрового поля используется по 16 карточек.

Комплектация игры Игровые поля 5 и 6. Состоят из 3 геометрических фигур и 3 цветов (поле 3х3). Для каждого игрового поля используется по 9 карточек. Карточки содержат в себе изображения разноцветных предметов, имеющих похожие очертания с указанными геометрическими фигурами (трапеция – юбка, абажур, сумка и т.д.). Дополнительно нарисованы 2 карточки, не подходящие ни к одному домику.

Комплектация игры Игровые поля 7 и 8. Состоят из одной геометрической фигуры (квадрат в поле 7; круг в поле 8) с 3 видами узоров на ней и трёх цветов, находящихся в одной цветовой гамме (поле 1 – коричневый, оранжевый, желтый; поле 2 – розовый, коричневый, красный). Каждое поле имеет размер 3х3. Для каждого игрового поля используется по 9 карточек.

Комплектация игры В поле 9 (составное) по вертикали даны 4 четырёхугольника (трапеции) 4 основных цветов, по горизонтали – 4 треугольника тех же цветов (поле 4х4). Вместе треугольник и трапеция образуют кораблик. Дано 16 карточек и вариантами окраски корабликов.

Комплектация игры В поле 10 (составное) по вертикали даны 4 треугольника (платья) 4 основных цветов, по горизонтали – 4 бантика тех же цветов (поле 4х4). Дано 16 карточек и вариантами нарядов для девочки.

Правила игры Занятие можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой. Ребёнку предлагается проблемная ситуация. Инструкция (начало для любого игрового поля): «Посмотри, пожалуйста, на эти странички. Что здесь изображено? (домик) Правильно, домик! Только, к сожалению, его жители забыли, где чье окошко, поэтому в домике никого нет. Давай поможем им вернуться в домик!? Смотри, здесь есть подсказки. Вверху изображены геометрические фигуры, а сбоку – цвета. Давай их рассмотрим внимательно. Что это за фигура? (ребёнок называет фигуры, на которые указывает психолог) Молодец! А теперь давай рассмотрим цвета. Это какой цвет? (ребёнок называет цвета, на которые указывает психолог) Отлично! Теперь нам нужно расселить жильцов в правильные окошки»

Правила игры Продолжение инструкции для игровых полей 1-4: «Посмотри, в этих окошках живут все кружочки (психолог показывает соответствующую вертикаль) Давай найдём все карточки с кружочками.(ребёнок откладывает карточки с кружочками в сторону) Молодец! Теперь нам нужно поместить каждый кружок в свое окошко. Это нетрудно. Для этого нам нужно найти в домике пересечение цвета и фигуры. Например, первый цвету нас какой? (красный) Правильно! Значит, на этом этаже живут все красные предметы. Значит, кружок тоже будет красный. Поместим его вот здесь.(психолог указывает окошко) Тебе понятно, почему красный кружок мы поселили в это окошко? (ребенок отвечает) А теперь попробуй сам. Кто живёт в этом окошке? (психолог указывает на окошко)» Ребёнок подбирает карточку и с помощью психолога объясняет, почему он поместил эту карточку в это окошко. Можно сделать наоборот: показать ребёнку карточку, попросить описать ее и найти нужное окошко.

Правила игры Продолжение инструкции для игровых полей 5-6: «Посмотри, что изображено на этой карточке? (арбуз) Правильно! А какой формы арбуз? (круглой) Молодец! Значит, жить он будет вот в этом подъезде под кружочком (психолог показывает нужную вертикаль) А какого арбуз цвета? (зеленого) Молодец! Значит, арбуз будет жить на зеленом этаже в круглом подъезде. Вот здесь.(психолог показывает) А теперь давай поселим вот это изображение. Что здесь нарисовано?» Ребенок подбирает окошко для каждой карточки.

Правила игры Продолжение инструкции для игровых полей 7-8: «Давай рассмотрим все карточки. Чем они похожи? (на них квадраты/ кружочки) А чем отличаются? (цветом и узором) Хорошо. Посмотри внимательно на эту карточку. Какого она цвета? (коричневого) Значит, жить она будет на каком этаже? (ребёнок показывает) Найди в домике такой же узор. (ребенок находит) А теперь подумай, куда поместить карточку. (если ребёнок затрудняется, психолог показывает окошко и объясняет еще раз)»

Правила игры Продолжение инструкции для игрового поля 9: «Смотри, в этом ряду нарисованы паруса корабликов, а в этом столбике – корпус кораблика.(параллельно психолог показывает пальцем) А здесь целая армия разноцветных корабликов. Давай им поможем правильно выстроиться, чтобы они смогли отправиться на парад? Я тебе сейчас подскажу, как это делается. Вот смотри, этот парус какого цвета? (синего) Правильно! Давай найдём все кораблики с синими парусами. (ребенок находит) А этот корпус кораблика? (зелёного) Молодец! Давай из этих корабликов с синими парусами найдем тот, корпус которого зеленого цвета.(ребёнок находит) Отлично! Теперь давай поместим его на наше поле для парада. (ребенок размещает карточку на поле) Хорошо! А давай подумаем, куда можно поместить этот кораблик? (психолог показывает карточку)» После тренировки следует добиться того, чтобы ребёнок искал кораблик по двум признакам (цветам) одновременно среди всех карточек.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.