Дидактическая карточка по биологии «Экологические взаимоотношения организмов»

18
4
Материал опубликован 7 April 2020 в группе

Дидактическая карточка

«Экологические взаимоотношения организмов»

Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край


Пояснительная записка

Ресурс   направлен на отработку знаний об экологических взаимоотношениях организмов. Содержит задание в табличном варианте и ответы. 

Цель: закрепление знаний  учащихся об экологических взаимоотношениях организмов друг с другом.

Задачи: 

  • Обобщить материал об экологических взаимоотношениях между организмами.
  • Активизировать работу с биологическими терминами.
  • Организовать повторение материала по данной теме и подготовку обучающихся к ЕГЭ и ВПР.

Задание.

  1. Заполните таблицу в тетради, впишите в неё основные типы экологических взаимоотношений между организмами и примеры.
  2. Какие типы комменсализма вам известны? Приведите примеры. 

Экологические взаимоотношения организмов


Основные типы экологического взаимодействия между организмами

Знаки


Типы взаимодействия

Примеры взаимодействий между организмами


-     -









-    +











+       +












0     +




0      -




0     0




 Ответы:

1.


Основные типы экологического взаимодействия между организмами

Знаки


Типы взаимодействия

Примеры


-     -



Конкуренция внутривидовая

Конкуренция за пищу, за территорию обитания, за самку

Конкуренция межвидовая

Конкуренция за территорию обитания, за пищу



-    +




Хищничество


Хищник-жертва

Паразитизм

Паразиты гельминты, вирусы-внутриклеточные паразиты





+       +




Протокооперация


Расселение муравьями семян чистотела


Мутуализм


Опыление шмелями цветков клевера


Симбиоз


Сожительство гриба и водоросли в лишайнике, жгутиконосцы в кишечнике термитов, микориза – сожительство гриба и деревьев


0     +


Комменсализм

Распространение семян растений птицами и млекопитающими


0      -


Аменсализм

Затенение травянистых растений ветками ели


0     0


Нейтрализм

Белка и лось


  1. Комменсализм подразделяется на:

А) нахлебничество (песцы в Арктике идут по следам белого медведя и подбирают остатки пищи);

Б) сотрапезничество (отребление разных частей одного и того же ресурса. Например, зебры питаются верхними самыми сочными частями травы в саванне, антилопы поедают более низкие части, богатые протеинами);

В) квартиранство (растения-эпифиты на стволах деревьев, некоторые орхидеи в тропиках; рыбки прячутся среди щупалец актинии).

​​​​​​​Источники информации:

Источники информации: Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 1996. 


Комментарии

Действительно, подготовку к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял. Замечательно, что у Вас, Раиса Поликарповна, накоплен такой богатый материал по всем важным темам.

7 April 2020

Вирус - вирусом, а ОГЭ-ЕГЭ сдавать надо будет! Готовимся! Спасибо, Татьяна Петровна, за отзыв!

7 April 2020

Полезные материалы! Спасибо, Раиса Поликарповна, за помощь нашим детям в подготовке к экзаменам!

8 April 2020

Спасибо за новую дидактическую карточку!

17 April 2020