Дидактическая настольно-печатная игра «Цветок курая»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую настольно-печатную игру
Дидактическая настольно-печатная игра «Цветок курая»
Автор игры: воспитатель Елисеева Наталья Анатольевна
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
На современном этапе дошкольного образования перед педагогами встает вопрос об использовании наиболее эффективных форм работы с детьми дошкольниками. В «Концепции модернизации российского образования» отмечена особая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Это очень важно, так как мы живем в многонациональном государстве.
У воспитателей часто возникают затруднения с ознакомлением дошкольников с региональным компонентом, так как крайне мало методических разработок по данному направлению работы.
В связи с этим я разработала серию дидактических настольно-печатных игр по ознакомлению с родным городом - Мелеуз, а также творчеством народов, проживающих на территории нашей Родины.
Сегодня я хочу представить вам игру «Цветок курая».
Цель: расширять представления детей о музыкальных народных инструментах башкирского и русского народов.
Целевая аудитория: дети 4-7 лет
Задачи игры:
Расширять представления дошкольников о башкирских и русских народных инструментах, (внешний вид, тембр звучания, история возникновения, устройство).
Учить по звуку определять, какой музыкальный инструмент звучит.
Развивать слуховое внимание и восприятие.
Воспитывать интерес к народной музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Обогащать словарный запас дошкольников названиями народных музыкальных инструментов.
Расширять представления детей о национальной одежде башкирского и русского народа
Оборудование: два цветка курая, две карточки с изображением детей в национальной одежде, 13 карточек с изображением музыкальных инструментов, записи звучаний музыкальных инструментов.
Ход изготовления игры:
В фотошопе отрисовала цветок курая с семью лепестками (символизируют семь башкирских племен), оформила карточки с детьми в национальной одежде и карточки с изображением музыкальных инструментов. Распечатала на цветном принтере на плотной бумаге 180гр все детали игры, с помощью ламинатора – заламинировала все и вырезала. Чтобы картинки держались на цветке курая, использовала липучки.
Липучки заказывала на Джуме.
Получилось так:
Ход и правила игры:
В игре могут участвовать два человека, если распечатать два экземпляра - 4 человека.
Дети выбирают себе карточку с детьми в национальных костюмах, называют, какой национальности детей они выбрали, как они определили национальность детей (по одежде), рассказывают особенности национальной одежды русского и башкирского народов. Устанавливают карточку в цент цветка курая, как показано выше.
Далее можно использовать разные варианты игры:
Вариант 1: игра «Найди ошибку»
Воспитатель раскладывает карточки с изображением музыкальных инструментов на семи лепестках цветка курая, перепутав и прикрепив к одному или нескольким лепесткам музыкальные инструменты другого народа (башкирам – русские народные музыкальные инструменты, русским - башкирские). Дети должны найти ошибки, исправить их и назвать музыкальные инструменты, которые перепутал воспитатель.
Вариант 2: игра «Кто быстрее соберет цветок курая»
На столе разложены карточки с изображением музыкальных инструментов, у детей цветки курая с изображениями детей в национальных костюмах.
Дошкольники должны найти все свои музыкальные инструменты, разложить их на лепестках курая. Усложнение: дети должны назвать все музыкальные инструменты, которые они выбрали. Побеждает тот, кто первым и правильно выполнил все условия игры.
Вариант 3: игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Перед детьми на столе лежат карточки с изображением музыкальных инструментов, у детей цветки курая с детьми в национальных костюмах. Воспитатель включает магнитофон. Дети должны прослушать запись и определить, какой музыкальный инструмент прозвучал. Если дети не смогли определить, воспитатель включает следующую запись. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет музыкальные инструменты на своем цветке курая. Правило: ребенок может называть только свой музыкальный инструмент, если это звучит музыкальный инструмент другого игрока, то ребенок должен промолчать.
Справочный материал в помощь воспитателю:
Музыкальные инструменты башкир
Думбурзяк – ударный музыкальный инструмент типа большого барабана. Цилиндрическая деревянная бочка. Снизу натянута мембрана, к середине которой прикреплен пучок конских волос. При натягивании и отпускании волоса издаются низкие, глухие звуки.
Дунгур – ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.
Ятаган – струнный щипковый инструмент. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика. На верхнем деке натянуты семь медных струн, под которыми имеются подвижные подставки, при помощи которых изменяется высота звука. На нем играли щипком или ударом специальных палочек. К сожалению, репертуар и исполнительские приемы игры на этих инструментах не сохранились.
Предварительная работа перед игрой:
Чтение эпосов, преданий, народных песен и сказок о башкирских музыкальных инструментах – курае, кубызе, думбыре, кыл-кубызе и др. Например, в древнем национальном эпосе «Заятуляк и Хыухылу» говорится о думбыре, кыл-кубызе, сорнае.
Дети с интересом и удовольствием играют в игру «Цветок курая» и с легкостью запоминают сложные названия музыкальных инструментов. В дальнейшем планирую добавить новые музыкальные инструменты других народов нашей Родины и детей в национальных костюмах народов России.
/data/files/v1573231682.docx (игра)
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Елисеева Наталья Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Воропаева Лилия Алексеевна
Елисеева Наталья Анатольевна