Дидактическая разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся на примере сказки В.Даля «Что значит досуг?»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» р.п. Крестцы Новгородской области
Дидактическая разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся на примере сказки В.Даля «Что значит досуг?»
Разработала: Гапонова Татьяна Алексеевна,
учитель МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы,
высшая квалификационная категория
2022 год
Пояснительная записка
Сохраняя метапредметность как ключевую идею стандартов, обновлённый ФГОС выдвигает новую идею – формирование функциональной грамотности обучающихся. Смысл её сводится примерно к такой формулировке: функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эта идея выдвигается как новый результат образования.
Само понятие «читательская грамотность» в российском образовании ещё недавно определялось направлением международных исследований:
— PIRLS: читательская грамотность – способность понимать письменную речь во всем разнообразии её форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида;
— PISA: читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Основу этой работы составляют четыре группы умений:
1) находить и извлекать информацию;
2) интегрировать и интерпретировать информацию;
3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
4) использовать информацию из текста. Информационные тексты (а в учебнике литературы это биографические, литературоведческие, историко‑литературные тексты) позволяют формировать читательские умения с опорой на эту классификацию.
Формулируя предметные и метапредметные результаты по курсу литературы, учитель-словесник наполнит четыре группы читательских умений содержанием, отражающим специфику нашего предмета. Очевидно, что в своей основе классификация групп читательских умений относится и к чтению художественных текстов. Операции осмысления содержания текста, его интерпретации, оценки строятся на единых для читателя базовых логических действиях: выявлять и характеризовать существенные признаки художественных текстов, литературных героев, литературных направлений, этапов историко‑литературного процесса, классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа и др.
Для развития читательской грамотности на уроках литературы можно использовать карточки как для ознакомления с текстом, так и для проверки знания текста (карточка № 1-2, 16).
С помощью карточек № 3аб-15аб можно выстроить парную работу в классе, организовав исследование текста, а карточки № 17 и 18 помогут ребятам сделать вывод.
Работа с текстом Владимира Даля — Что значит досуг: Сказка
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, – Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш [до окончания дела (прим.)], до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом [в виде стен]; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке – три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников [спичек] наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру [широкий горшок] слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице [пеликану] приказал на уху стерлядей наловить; дятлу – дворец нарубить; воробью – припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается – да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, – так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки [вязальные спицы] растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
– Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке – и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, – так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
– Так, – говорит, – и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую [утоптанную] дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису [карман], в зоб, запрятала – и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху – да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Находить и извлекать информацию
Обязательным условием знакомства с тексом является составление Словарика
Карточка №1
Объясните значение слов, используя текст сказки: ШАБАШ-_______________________________ СРУБ-___________________________________ СЕРНИКИ-_______________________________ МАКИТРА-________________________________ ПРУТКИ-__________________________________ КИСА-_____________________________________ Допишите слова, встретившиеся в тексте, которые вызвали затруднение в понимании. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Следующий этап- это знакомство с героями произведения.
Карточка №2
Перечислите зверей, которым Георгий Храбрый распределил задания. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Работа с карточками позволяет выстроить как индивидуальную, так и парную работу в классе. Работа со следующими карточками строится на первом этапе индивидуально, а потом обучающиеся, чьи номера карточек совпали, попарно объединяются и работают со следующими карточками.
Карточка №3а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал Медведю
|
Карточка №4а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал волку
|
Карточка №5а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал лисе
|
Карточка №6а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал кошке
![]() |
Карточка №7а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал козлу
![]() |
Карточка №8а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал коровушке
|
Карточка №9а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал Журавлю
|
Карточка №10а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал Гусю
|
Карточка №11а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал Тетереву
|
Карточка №12а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал бабе-птице
|
Карточка №13а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал дятлу
|
Карточка №14а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал воробью
|
Карточка №15а
Запишите задание, которое Георгий Храбрый дал пчёле
|
Карточка №3б
Запишите ,что делал Медведь
![]() |
Карточка №4б
Запишите, что делал волк
![]() |
Карточка №5б
Запишите, что делала лиса
![]() |
Карточка №6б
Запишите, что делала кошка
![]() |
Карточка №7б
Запишите, что делал козёл
![]() |
Карточка №8б
Запишите, что делала коровушка
|
Карточка №9б
Запишите, что делал Журавль
|
Карточка №10б
Запишите, что делал Гусь
|
Карточка №11б
Запишите, что делал Тетерев
|
Карточка №12б
Запишите, что делала баба-птица
|
Карточка №13б
Запишите, что делал дятел
|
Карточка №14б
Запишите, что делал воробей
|
Карточка №15б
Запишите, что делала пчела
|
Карточка № 16
Установите соответствие между персонажами «Что значит досуг» и их поступками и характеристиками: для каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.(здесь могут быть и другие персонажи из сказки)
ПЕРСОНАЖИ | ПОСТУПКИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Пчела Кошечка Георгий Храбрый | А)…созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе Б) …усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают В) …управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой |
Интегрировать и интерпретировать информацию
Карточка № 17
Почему животным не удалось выполнить задание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему сказка так называется?__________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Карточка № 18
Какие признаки жанра сказки в этом произведении вы можете назвать?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ К какому виду сказок относится это произведение и почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Шкавро Светлана Анатольевна