Разработка заданий по читательской грамотности
- Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».
Автор: Глыбина Ирина Васильевна, учитель русского языка МБОУ «СОШ№14» (НОЦ) г. Губаха Пермский край
«Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное»
К. Д. Ушинский
Класс: 7
А.П. Чехов
Моя "она"
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя "она", не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...
Ее зовут - Лень
Задание 1 - 3
- Соответствует ли предложенное заглавие содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.
- Какое настроение героя передает текст?
- С чем ассоциируется у автора Лень? Какие образы помогают нам понять замысел автора?
Задание 4
1. Составить по одному типу вопросов к тексту (по технологии «Искусство задавать вопросы» В. Р. Шмидта).
Фактический вопрос направлены на определение следующих характеристик:
- кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.);
- когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться...);
- где (как далеко это находится от..., как туда добраться...);
- как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать...)
Конвергентный вопрос
Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем...», «Каковы причины...», «Почему...» ( С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).
Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.
Дивергентный вопрос
Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если...». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.
Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)
Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.
Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)
На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.
Задание 5
Выберите несколько правильных ответов из предложенных вам по содержанию текста:
a.Чехов с юмором представляет нам сущность одного из недостатков героя –лени.
b.В предложенном произведении Антон Павлович Чехов описывает свою привязанность, родившуюся еще до него самого, а также преследующую многих людей в течение всего существования человечества.
c.Известный писатель на первый план выдвигает тот факт, что лень у человека отнимает все: карьеру, славу, будущее – но люди все равно слишком привязаны к ней, чтобы отпустить.
d.Герой рассказа в восхищении от своего недостатка.
e.С ленью всегда нужно бороться, пытаться изживать ее, пока она не уничтожила человека, она всегда была символом зла – не зря же лень считается одним из смертных грехов человека.
Ответы: abce
Задание 6
Соотнесите вопросы к тексту и суждения учеников:
1.Как лень влияет на человека? | А. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» причина всех несчастий « я ненавижу ее, презираю», с другой стороны, его герой и не пытается противостоять этому пороку. |
2.В чем проявилась авторская позиция в тексте? | Б Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать. |
3. Что нужно воспитывать в себе, чтобы избавиться от лени? | В. Лень захватила героя , поработила, и он уже не пытается сопротивляться. |
4.Способен ли герой противостоять лени? | Д. Автор считает, что с ленью можно и нужно бороться. Его история – прекрасный пример того, что может сделать с человеком лень. |
Ответы:
1-В
2-Д
3-Б
4-А
Задание 7
Инструкция. Указать неправильно использованные по смыслу слова.
Задание: Найдите слова/ словосочетания, не соответствующие авторскому замыслу:
«А. П. Чехов считает, что с ленью не нужно бороться. Его история – прекрасный пример того, что может сделать с человеком активная жизненная позиция. Люди все чаще перекладывают ответственность на других, откладывают дела, упускают свои возможности, и даже мечты, благодаря лени.
Правильный ответ: не нужно бороться (нужно бороться), активная жизненная позиция (бездействие), благодаря (из-за).
Критерии оценивания. Если правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов.
Написать отзыв по поводу восприятия текста.