Фрагмент урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность) на примере русской народной сказки «Два брата».
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательный центр № 3 «Созвездие» г. Вольска Саратовской области»
( корпус 2 «Вектор»)
Фрагмент урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
на примере русской народной сказки «Два брата».
Тема: русская народная сказка «Два брата».
Цели: знакомство с новым произведением
развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
обучающие:
учить детей обобщать полученные знания
учить полно отвечать на вопросы, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительность в речи, элементы анализа литературного произведения.
воспитательные:
воспитывать любовь к чтению и своей Родине
воспитывать вдумчивого писателя;
воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества.
развивающие:
развивать умения видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями для работы в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
.Добрый, добрый, добрый день! Давайте улыбнемся друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Ведь улыбка – это солнышко, которое согревает душу человека
Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.
Наш урок мы начинаем , с чистоговорки. Давайте все вместе прочитаем её 3 раза!
Ре – ре – ре – стоит камень на горе.
Ыл – ыл – ыл - реку переплыл.
Бро – бро – бро – делай людям лишь добро.
Гру – гру – гру – мы закончили игру.
-А теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.
2. Актуализация знаний .
Эпиграфом нашего произведения будет пословица:
«Счастье и труд рядом живут.»
Как вы понимаете эти слова? (человек счастлив тогда, когда много трудится)- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять. Прочитайте вслух.
- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)
5. Формулирование темы урока.
Рассмотрите пожалуйста картинки на нашей доске.( картинки на доске)
Что общего? ( на доске картинки с изображением всех рисунков по паре, а так же два брата)
-С каким произведением будем работать сегодня на уроке??(Конечно же сказка «Два брата)
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив».
Л. Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
- Глядя на эти строки, предположите, о чём эта сказка? (о счастье)
Давайте вспомним , что такое фольклор и какие виды фольклора вы знаете?
Что означает фразеологизм? Подберите фразеологизм к произведению. (спрашиваем у детей, и вывешиваю на доску)
«Два сапога пара, да оба на левую ногу».
В одну реку нельзя войти дважды.
Старый друг лучше новых двух.
За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь.
Скупой платит дважды.
Одна голова хорошо, а две лучше
(«Два брата»)
Сейчас мы с вами прослушаем сказку «Два брата»
Слушайте внимательно.
На уроке мы проходим такие пункты, как Работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения,
6. Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебники. Что бы найти ,нужную страницу мы находим по заглавию. Посмотрите иллюстрацию в учебнике и определите , о чем будет говориться в сказке?
- Кто из братьев старше? Кто младше? О чем могут беседовать между собой братья?
- Какая это сказка? Народная или литературная?
7. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух с остановками ( во время чтения проводится словарная работа)
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.
1 остановка
- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?
Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастье».
2 остановка
- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?
- Что бы вы сделали на их месте?
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
— Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.
3 остановка
- Что предлжил младший брат?
- Какой ответ мог дать ему старший?
Тогда старший сказал:
— Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове тую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть, всё это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём ре ку, как мы переплывём её? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёг кое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка кое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
4 остановка
- Согласился ли старший брат с младшим?
- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?
- Согласны ли вы с доводами старшего брата?
- Согласится ли с ними младший?
А меньшой сказал:
— По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
5 остановка
- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?
- Почему?
- Как он рассуждал?
- Согласны ли вы с младшим братом?
- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?
Тогда старший сказал:
— И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
А меньшой сказал:
— А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.
6 остановка
- Пришли ли братья к единому мнению?
- Объясните смысл пословиц.
- Будут ли они действовать сообща?
- Чем может закончиться спор братьев?
- С кем бы вы пошли?
- Почему?
- Что произойдёт дальше?
Меньшой брат пошёл, а старший остался.
Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи цу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го род и сделали царём.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.
7 остановка
- Сбылось ли предсказание на камне?
- Стал ли младший брат счастливым?
- В чём было его счастье?
- Чем закончилось царствование младшего брата?
- Как могла сложиться его дальнейшая судьба?
- Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?
- А что произошло со старшим братом?
Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
— Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царём, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
— Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
8 остановка
- Как сложилась жизнь старшего брата?
- Доволен ли он ею?
- Как встретились братья?
- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?
- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?
- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?
8. Работа с текстом после чтения или прослушивания .
- Я хочу проверить, насколько вы внимательно слушали сказку.
Посмотрите у вас на парте лежат карточки. Выберите 2 походящие к нашему тексту
1группа «Искать большого счастья — малое потерять»
«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»
2 группа «Волков бояться, в лес не ходить»
«Под лежачий камень вода не потечет»
Теперь мы решим кроссворд
.(Читаем вопрос, ответ ребята пишут на доске)
1) Выборочное чтение.
1группа: – Что было написано на камне? Прочитайте отрывок.
– Проследите, как реагирует старший брат на надпись?
2 группа:– Как объясняет свой выбор старший брат?
– Как поступает старший брат?
3 группа: – Можно ли согласиться с поступком старшего брата? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит).
– Проследите, как реагирует младший брат на надпись.
4 группа: – Как объясняет свой выбор младший брат?
– Как поступает младший брат?
5 группа: – Можно ли согласиться с поступком младшего брата? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому).
– А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек).
6 группа:– Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении).
2) Закрепление прочитанного. Что бы понять хорошо ли вы слушали сказку, и все ли вам понятно, нам необходимо составить план сказки. Давайте найдем зачин сказки? Кульминацию. Концовка (На столе лежит 3 карточки, дети выбирают нужную и зачитывают)
Зачин
Кульминация или событие
Концовка
Так же с ребятами на следующим уроке мы проводим конкурс на лучшего рассказчика. Дети с удовольствием рассказывают сказку, используют интонацию и жесты.
2) Составление характеристики братьев.
Линии сравнения | Старший брат | Младший брат |
Высказывания о надписи на камне | | |
Пословицы, описывающие жизненную позицию | | |
Как сложилась жизнь | | |
Черты характера | | |
Вам встретились следующие слова эгоист, оптимист, пессимист (на доске)
Кто знает значение этих слов? А где мы можно прочитать значение слова, если сомневаемся или не знаем его значение? ( В толковом словаре, в интернете). Давайте это сделаем. Один ученик находит значение слова в толковом словаре Ожегова, другой в интернете на телефоне.
-Как называют человека, который думает только о себе? (Эгоист)
- Какая характеристика подходит к каждому из братьев?
- Назовите положительные и отрицательные качества братьев.
- Посмотрите, у обоих братьев как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.
- Пришли ли братья к единому мнению, что такое счастье? (Нет)
Каждый видит счастье по-своему.
В старину на Руси счастье представляли в виде птицы. В каждом доме висели под потолком деревянные Птицы счастья. Люди верили, что эти птицы берегли от напастей и охраняли покой семьи
9. Рефлексия.
-Интересно, а в чем для вас заключается счастье. Напишите на листочках.
- Может, кто-то хочет прочитать, что вы написали?
- Для меня, например, счастье –это когда родные и близкие живы и здоровы
Сложите эти листочки гармошкой и давайте сделаем своих птиц. (На столах лежат вырезанные заготовки птиц, дети выбирают по цвету свою птицу и делают из листочков крылья).
10. Подведение итогов.
- Давайте подведем итог нашего разговора. С чем мы познакомились??
Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за то…
Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?
(На доске) Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба, жадность, зависть, трусость, ненависть, предательство).
10. Домашнее задание ( по выбору).
1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
3. Самим найти пословицы о счастье и объяснить их значение.
- Ребята, я очень хочу, чтобы вы были счастливыми.
Мы на Земле – частички мира,
Возможно, им неведом счет,
Но каждый в чем-то счастье видит –
Со счастьем встречи каждый ждет! (Роман Маневич)
- Закончить наш урок я хочу песней с пожеланием всем счастья ( группа «Самоцветы» Мы желаем счастья вам)
- Будьте счастливы!
Легоцкая Вера Сергеевна