Фрагмент урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность) на примере русской народной сказки «Два брата».

3
1
Материал опубликован 30 April

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательный центр № 3 «Созвездие» г. Вольска Саратовской области»

( корпус 2 «Вектор»)







Фрагмент урока литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

на примере русской народной сказки «Два брата».



















Тема: русская народная сказка «Два брата».

Цели: знакомство с новым произведением

развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

обучающие:

учить детей обобщать полученные знания

учить полно отвечать на вопросы, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительность в речи, элементы анализа литературного произведения.

воспитательные:

воспитывать любовь к чтению и своей Родине

воспитывать вдумчивого писателя;

воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества.

развивающие:

развивать умения видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;

развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями для работы в группах.

Ход урока:

1. Организационный момент.

.Добрый, добрый, добрый день! Давайте улыбнемся друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Ведь улыбка – это солнышко, которое согревает душу человека

Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

Наш урок мы начинаем , с чистоговорки. Давайте все вместе прочитаем её 3 раза!

Ре – ре – ре – стоит камень на горе.

Ыл – ыл – ыл - реку переплыл.

Бро – бро – бро – делай людям лишь добро.

Гру – гру – гру – мы закончили игру.

-А теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.



2. Актуализация знаний .

Эпиграфом нашего произведения будет пословица:

«Счастье и труд рядом живут.»

Как вы понимаете эти слова? (человек счастлив тогда, когда много трудится)- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять. Прочитайте вслух.

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

5. Формулирование темы урока.


Рассмотрите пожалуйста картинки на нашей доске.( картинки на доске)

Что общего? ( на доске картинки с изображением всех рисунков по паре, а так же два брата)

-С каким произведением будем работать сегодня на уроке??(Конечно же сказка «Два брата)

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив».

Л. Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

- Глядя на эти строки, предположите, о чём эта сказка? (о счастье)


Давайте вспомним , что такое фольклор и какие виды фольклора вы знаете?

Что означает фразеологизм? Подберите фразеологизм к произведению. (спрашиваем у детей, и вывешиваю на доску)



 «Два сапога пара, да оба на левую ногу».
В одну реку нельзя войти дважды.

Старый друг лучше новых двух.

За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь.

Скупой платит дважды.

Одна голова хорошо, а две лучше


(«Два брата»)

Сейчас мы с вами прослушаем сказку «Два брата»

Слушайте внимательно.


 На уроке мы проходим такие пункты, как Работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения,

6. Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники. Что бы найти ,нужную страницу мы находим по заглавию. Посмотрите иллюстрацию в учебнике и определите , о чем будет говориться в сказке?

- Кто из братьев старше? Кто младше? О чем могут беседовать между собой братья?

- Какая это сказка? Народная или литературная?

7. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух с остановками ( во время чтения проводится словарная работа)

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.





1 остановка

- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?


Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастье».


2 остановка

- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

- Что бы вы сделали на их месте?


Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

—        Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.


3 остановка

- Что предлжил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?


Тогда старший сказал:

        —        Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове тую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём ре ку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть,  она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёг кое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка кое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.


4 остановка

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?


А меньшой сказал:

—        По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.








5 остановка

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?



Тогда старший сказал:

—        И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—        А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.


6 остановка

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?


Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи цу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го род и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.



7 остановка

- Сбылось ли предсказание на камне?

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- Чем закончилось царствование младшего брата?

- Как могла сложиться его дальнейшая судьба?

- Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?

- А что произошло со старшим братом?


Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—        Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—        Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.


8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Как встретились братья?

- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?



8. Работа с текстом после чтения или прослушивания .

- Я хочу проверить, насколько вы внимательно слушали сказку.

Посмотрите у вас на парте лежат карточки. Выберите 2 походящие к нашему тексту

1группа «Искать большого счастья — малое потерять»

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»


2 группа «Волков бояться, в лес не ходить»

«Под лежачий камень вода не потечет»

Теперь мы решим кроссворд

.(Читаем вопрос, ответ ребята пишут на доске)

1) Выборочное чтение.

1группа: – Что было написано на камне? Прочитайте отрывок.

Проследите, как реагирует старший брат на надпись?

2 группа:– Как объясняет свой выбор старший брат?

Как поступает старший брат?

3 группа: – Можно ли согласиться с поступком старшего брата? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит).

Проследите, как реагирует младший брат на надпись.

4 группа: – Как объясняет свой выбор младший брат?

Как поступает младший брат?

5 группа: – Можно ли согласиться с поступком младшего брата? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому).

А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек).

6 группа:– Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении).

2) Закрепление прочитанного. Что бы понять хорошо ли вы слушали сказку, и все ли вам понятно, нам необходимо составить план сказки. Давайте найдем зачин сказки? Кульминацию. Концовка (На столе лежит 3 карточки, дети выбирают нужную и зачитывают)

Зачин

Кульминация или событие

Концовка

Так же с ребятами на следующим уроке мы проводим конкурс на лучшего рассказчика. Дети с удовольствием рассказывают сказку, используют интонацию и жесты.

2) Составление характеристики братьев.

Линии сравнения

Старший брат

Младший брат

Высказывания о надписи на камне



Пословицы, описывающие жизненную позицию



Как сложилась жизнь



Черты характера





Вам встретились следующие слова эгоист, оптимист, пессимист (на доске)

Кто знает значение этих слов? А где мы можно прочитать значение слова, если сомневаемся или не знаем его значение? ( В толковом словаре, в интернете). Давайте это сделаем. Один ученик находит значение слова в толковом словаре Ожегова, другой в интернете на телефоне.



-Как называют человека, который думает только о себе? (Эгоист)

- Какая характеристика подходит к каждому из братьев?

- Назовите положительные и отрицательные качества братьев.

- Посмотрите, у обоих братьев как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.

- Пришли ли братья к единому мнению, что такое счастье? (Нет)

Каждый видит счастье по-своему.

В старину на Руси счастье представляли в виде птицы. В каждом доме висели под потолком деревянные Птицы счастья. Люди верили, что эти птицы берегли от напастей и охраняли покой семьи

9. Рефлексия.

-Интересно, а в чем для вас заключается счастье. Напишите на листочках.

- Может, кто-то хочет прочитать, что вы написали?

- Для меня, например, счастье –это когда родные и близкие живы и здоровы

Сложите эти листочки гармошкой и давайте сделаем своих птиц. (На столах лежат вырезанные заготовки птиц, дети выбирают по цвету свою птицу и делают из листочков крылья).

10. Подведение итогов.

- Давайте подведем итог нашего разговора. С чем мы познакомились??

Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за то…

Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?

(На доске) Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба, жадность, зависть, трусость, ненависть, предательство).









10. Домашнее задание ( по выбору).


1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

3. Самим найти пословицы о счастье и объяснить их значение.



- Ребята, я очень хочу, чтобы вы были счастливыми.


Мы на Земле – частички мира,

Возможно, им неведом счет,

Но каждый в чем-то счастье видит –

Со счастьем встречи каждый ждет!  (Роман Маневич)

- Закончить наш урок я хочу песней с пожеланием всем счастья ( группа «Самоцветы» Мы желаем счастья вам)

- Будьте счастливы!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Грамотно и современно! Спасибо за труд!

30 April