12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плужникова Людмила Анатольевна16
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
0

Методическая разработка на тему: "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей младшего возраста"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:



«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»


















СОДЕРЖАНИЕ:


- ВВЕДЕНИЕ.


- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.


- ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.


- МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.


- ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.










ВВЕДЕНИЕ.


Современная наука и практика признает ранний возраст как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности детей. Великий русский физиолог В. М. Бехтерев доказал, что музыка очень рано влияет на организм младенца, и он уже в первые месяцы начинает на нее реагировать. Поэтому музыкальное развитие ребенка необходимо начинать очень рано и способствуют этому развитию музыкально-дидактические игры.


Музыкально-дидактические игры соединяют такие образовательные области как художественно-эстетическую, познавательно-речевую, коммуникативно-личностную и физическую.

«Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», утверждал В.А.Сухомлинский

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.

Несформированность осознанного отношения к музыкальным видам деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах ) предполагает необходимость создания условий для полноценного формирования музыкальных способностей младшего дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. И, главное, правильно организовать процесс музыкального развития с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений, учитывая изменение возрастных ступеней.

М.Ю. Кистяковская отметила значение потребности у детей младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.

Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней музыкально-дидактические игры направлены на развитие коммуникативных качеств : умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять ( подпевать) песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.

Использование музыкально-дидактических игр помогает последовательному развитию эмоционального восприятия музыки, певческих интонаций , элементарной ритмичности движений под музыку, то есть рассматриваются предпосылки активных проявлений детей в разных видах музыкальной деятельности, развитие у них ориентировки в музыкальных явлениях, осознанность ими действий на музыкальных занятиях.





ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:


Цель музыкально-дидактических игр в раннем возрасте - приобщение ребенка к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке,

элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

В этот период прежде всего формируется восприятие музыки ,поскольку исполнительская деятельность детей младшего возраста незначительна .Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей . Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком ,различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука ( высоты ,длительности ,тембра

и силы ) . Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности , в процессе которой малыш осваивает окружающее. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления .Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия.


В связи с этим определяются следующие задачи обучения и воспитания детей :


Развитие музыкальности :

-развитие музыкально-эстетического интереса;

-развитие элементарных музыкально-сенсорных способностей;

-развитие музыкальной памяти.


Развитие психических процессов:

-развитие эмоциональной отзывчивости;

-развитие внимания, памяти, мышления .


Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

-воспитание умения делиться игрушками, желание дружно играть.


ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.


Основное назначение музыкально-дидактических игр – помочь детям активно войти в мир музыки. Ценность этих игр в том , что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание учавствовать в них. В ходе музыкальных игр малыши учатся различать музыкальные звуки по высоте, тембру , громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха ( на 3 году музыкальный слух детей остается в основном интонационным, поскольку при условии плохого развития речи интонации (речевые и певческие ) помогают ребенку выражать свое состояние).В результате дети учатся любить и понимать музыку.

Все игры классифицируются:

-для развития звуковысотного слуха;

-для развития тембрового слуха;

-для развития чувства ритма;

-для развития динамического слуха;

-для развития музыкальной памяти;

-для развития восприятия характера музыки;

-для развития творческих навыков.

Для каждой игры характерным является наличие в ней:

Обучающей задачи;

Содержание;

Правила;

Игровые действия.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и эстетично оформлены, и соответствовать возрастным особенностям малышей. Их можно использовать индивидуально и подгруппой детей.



МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ.


Приобщение к игре происходит постепенно.

Начинается разучивание игры:

1.Знакомство с музыкой, показ игрушки, короткие пояснения по содержанию игры.

2.Инсценирование содержания, приобщение детей к звукоподражанию.

3.Осуществляется совершенствование навыков, способствование стойкому интересу к игре.

Основой методики разучивания музыкально-дидактической игры является привлечение внимания детей к содержанию, а именно выразительное и яркое исполнение. Очень важен словесный прием. Формирование речевых навыков в 2-3 года является приоритетным направлением развития малышей.

В первой младшей группе дети только начинают изъясняться отдельными словами и простыми предложениями. Поэтому в работе с детьми данного возраста важно обеспечивать малышам возможность слышать звучащую речь для формирования собственного речевого образа. Музыкально-дидактические игры позволяют обогатить тембровые, динамические характеристики речи малышей.

Наглядный метод, состоящий из наглядно-слухового приема (исполнение произведения педагогом или использование ТСО ) - является ведущим. Наглядно-зрительный - имеет вспомогательное значение, ( картины, иллюстрации, цветные карточки ) я применяю для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями ( какой-либо инструмент, персонаж) .

Практический метод также важен, так как показ педагогом приемов в пении ( правильное звукообразование, дикции , правильного дыхания ) , музыкально-ритмических движений ( тактильно-мышечная наглядность ) , игра на детских музыкальных инструментах стимулирует детей к активному участию в игре.



ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗНЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.


В первой младшей группе музыкально-дидактические игры используются не только на занятиях, они включаются в различные моменты жизни детей: в развлечения , на прогулке, в группе с воспитателем ,в семье, в свободное время . Первоначальные музыкальные проявления у малышей еще неустойчивы . Поэтому взрослый поддерживает у них интерес к музыкальной игрушке, к некоторым детским инструментам, показывает, как ими пользоваться .

Дети привлекаются к активному участию в развлечениях : поют знакомые песни, которые

присутствуют в игре, активно воспроизводят звукоподражания, выполняют доступные действия, получая от происходящего положительные эмоции и радость.

Таким образом, музыкально-дидактические игры, объединяя все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, музыкально-ритмические движения , создают благоприятные условия для формирования музыкальных способностей малышей. Воспитывается интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать , выполнять простейшие танцевальные движения .




Используемая литература.


1. Ветлугина Наталья Алексеевна «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г.

2. Ветлугина Н.А. «Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

3. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».

4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

5. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

6. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г.

7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г

8. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9. (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.