Статья «Дидактические игры онлайн: возможности и перспективы»
Дидактические игры он – лайн: возможности и перспективы
Анисимова В.В.,
учитель физики
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Тамбовской области
Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. "Двойственная природа” игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Управляя процессом игры, педагог одновременно руководит учебно-познавательной деятельностью, связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.
Выделяют следующую систему дидактических игр:
1 группа дидактических игр. В основе лежит объяснительноиллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы.
2 группа дидактических игр. К ним относятся игры для приобретения учащимися умений и навыков. Воспроизведение способа деятельности является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании умений устных и письменных вычислений и умений решать задачи. Решаются задачи повторения и закрепления.
3 группа дидактических игр. К ним относятся игры частично-поискового характера, когда ученики выполняют отдельные этапы самостоятельного решения проблем, задач. Решаются задачи обобщения ранее изученного.
Виды дидактических игр:
Викторина
В настоящее время особую популярность приобрели телевизионные и интернет викторины. Большое количество телевизионных шоу заключаются в ответах на вопросы ведущего, при этом ответ ищут индивидуально (Своя игра, Кто хочет стать миллионером?) или командой участников (Брэйн-ринг, Что? Где? Когда?). С расцветом эры смартфонов, викторина стала доступна и там, позволяя играть в любом месте и в любое время. Примеры: викторины "Электромагнитная индукция" (9 класс), "Парообразование или конденсация" (8 класс), "Эйнштейн- великий гений", игра "Воздухоплавание" (8 класс).
Кроссворд
Продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры. В разных странах есть свои любимые варианты кроссворда, причем они могут использоваться не только как полезное развлечение, но и в учебных целях. Примеры: кроссворды "Глаз как оптическая система" (7 класс), "Силы или количество движения" (9 класс)
Умные игры
Сервис Umaigra (примечание: требуется настройка плагина Adobe Flash Player) может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента - игрового, и в то же время эффективного, который можно использовать как в школе, так и дома, как индивидуально, так и для группы учеников. UI предлагает широкие возможности в создании и использовании игр на различных языках, в различных предметных областях, для разных возрастных категорий. Позволяет публикацию и свободный обмен играми между учителями и учениками. Примеры игр: "Простые механизмы" (7 класс), "Внутренняя энергия" (8 класс), "Магнитные явления" (9 класс).
Он-лайн тестирование
Конструкторы тестов занимают особое место в современном образовательном процессе. Они значительно помогают учителю в организации оперативного контроля знаний. Прежде всего, учителю необходимо определить для себя приоритеты: какие тесты ему нужны и в каком формате. Составляя тест, учитель должен четко ориентироваться или на дистанционное обучение, или на работу в компьютерном классе, или на групповые и фронтальные формы работы в классе с интерактивной доской, мобильными устройствами.
Примеры тестов "Световые явления. Цвета тел" (7 класс), "Электромагнитные явления" (8 класс), "Электростатика" (10 класс).
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физики способствует мотивации познавательной деятельности всех учащихся.
2