Эссе «Перспективы развития образования: возможности и риски»
Наумова Юлия Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 191 с углублённым изучением иностранных языков Красногвардейского района г. Санкт-Петербург
ЭССЕ
«Перспективы развития образования: возможности и риски»
Я очень люблю детей, свою работу. Мне небезразлично, что будет с образованием в нашей стране. Именно качественное образование, лежащее в основе профессионализма, на мой взгляд – залог разумных решений, продуманного и обоснованного выбора во всех областях жизни. Жизнь нашего общества меняется очень стремительно и в политическом, и в социальном, и в техническом плане. Эти изменения в различных сферах диктуют необходимость модернизации образования, придают новый вектор его развитию. Каковы перспективы развития образования?
Исторически сложилось, что роль образования изменялась в зависимости от складывающихся общественных взаимоотношений, заставляющих человека на разных этапах его развития включаться в систему этих отношений, адаптироваться к ней, проходя периоды становления как личности. Семья, наставники, дошкольные учреждения, школа, коллектив – те институты социализации, проходя через которые формируются человеческие качества, необходимые для жизни в обществе. Ребенок овладевает практической социальной деятельностью, социальным общением и поведением. Я абсолютно согласна с мнением А.А. Майером, что «образование – управляемый пространственно-временной контекст социализации ребенка». Этот процесс сопровождает социализацию ребенка и результатом является человек, адаптированный, освоивший, усвоивший и присвоивший знания, культуру и опыт своего общества. Таким образом, осуществляется социальное становление, расширяется количество социальных контактов и все в конкретных политических, социальных, технических условиях. Элементы образования складывались тысячелетиями и прогресс в развитии общества, новые практические и интеллектуальные задачи однозначно требовали изменений в системе образования.
Сейчас мы наблюдаем процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация – это объективная тенденция, отражающая общую растущую взаимозависимость мира. Глобализация образования – часть общего процесса глобализации. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают со стороны государства и общества современные требования к образованию, требуют его модернизации. Ключевые направление изменений российского образования: стандартизация, информатизация, обновление финансово-экономических механизмов, инновационная активность, диверсификация образования.
Главное в текущий момент времени - воспитание конкурентоспособного, высокообразованного, высококвалифицированного, инициативного и компетентного гражданина России, нравственного и ответственного за свою жизнь и способного брать ответственность за жизнь окружающих, способного делать выбор и принимать решения в практической жизни. Запрос семьи, общества и государства - повышение качества образования, доступность образования, он-лайн образование.
Приоритетом развития развития образования до 2025 года является самообразование учащихся. Все три направления модернизации образования связаны эти приоритетом. Среди них: 1 направление - это функциональная грамотность. 2 направление - это ИУП. 3 направление - сетевая форма реализации программы (расширение образовательной среды).
На мой взгляд, благоприятными возможностями глобализации для развития российского образования являются:
1.Развитие образовательных информационных технологий.
2. Широкие возможности для получения образования (вариативность форм получения образования для людей с различными образовательными потребностями, финансовыми возможностями и возможностями здоровья), возможность непрерывного образования.
3. Рост профессионализма педагогов, интеллектуальное развитие.
Риски глобализации для развития российского образования:
1. Разрушение национальных приоритетов, национальной образовательной системы.
2. Потеря интеллектуальных резервов (уезжают, выбирают более экономически выгодные условия или условия для профессионального роста).
3. Быстрое устаревание результатов образовательной деятельности.
Одной из ключевых «точек роста» в развитии образования считаю человеческий капитал (учителя – профессионалы своего дела, талантливая и инициативная молодежь, команды педагогов, которые в короткий временной промежуток смогут приложить свои знания и реализовать появившиеся возможности в полной мере).
Таким образом, прогнозируемый положительный результат в российском образовании – человеческий ресурс станет новым параметром конкурентоспособности.