Дидактические игры по теме «Род имен существительных»
Пожидаева Светлана Леонидовна, учитель-дефектолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Дидактические игры по теме «Род имен существительных»
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Исходя из игровой задачи, обучающиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Играя, ребенок обучается, сам того не подозревая.
Цель дидактического пособия: классификация имен существительных по родам.
Дидактические игры по теме «Род имен существительных» могут быть использованы на уроках русского языка 5-7 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с задержкой психического развития (начальные классы).
Дидактическое пособие «Род имен существительных» представляет собой три игры, направленные на изучение, закрепление, повторение материала. К играм прилагается картотека с правилами игры, карточки, игровое поле.
Игра «Род имен существительных»
Цель: изучение рода имён существительных.
Материал: карточки – тема «род имен существительных», мужской род (М.р.), женский род (Ж.р.), средний род (Ср.р.), опорные карточки: он/мой, она/моя, оно/моё, родовые окончания, имена существительные.
Ход игры: распределить имена существительные в три группы. Применяется при изучении темы урока одного рода, а затем и все три рода существительных. Задания можно выполнять у доски, за партой; индивидуально, в парах, группах.
Игра «Веселое чаепитие. Род имен существительных»
Цель: повторение рода имён существительных.
Материал: карточки 3 чайника - мужской, женский и средний род, 24 чашки с именами существительных.
Ход игры: распределить имена существительные в три группы без опорных карточек.
Задания можно выполнять у доски, за партой; индивидуально, в парах, группах.
Настольная игра «Род имен существительных»
Цель: закрепление умения определять род имён существительных.
Материал: два кубика разного цвета, на каждой из шести граней которых нанесены точки от 1 до 6; игровое поле: вариант 1 - имена существительные (картинки), которые учащиеся раскрасили цветными карандашами/фломастерами, вариант 2 – имена существительные (слова); жетоны.
Ход игры: Игроки по очереди бросают кубики (работа в парах/ групповая). По выпавшим значениям выбирается предмет. Игрок, сделавший ход, должен определить род этого существительного. За правильный ответ игрок получает жетон. Далее ход переходит к другому игроку. Он тоже бросает кубики, выбирает предмет и определяет его род. Тот, кто наберёт больше жетонов по итогам игры, объявляется победителем.
Например: кубики 4:2, СТОЛ (он мой) – мужской род.
Работа в парах, групповая. Игра может применяться не только на уроках, но и на перемене. Можно выбрать ребенка-ведущего, который будет следить за ходом игры и выдавать жетоны за верный ответ.
Таким образом, дидактические игры «Род имен существительных» выполняют следующие функции: обучающая, развивающая, коррекционная, коммуникативная, занимательная.
Легоцкая Вера Сергеевна
Красина Лидия Александровна