Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов.

22
8
Материал опубликован 9 December в группе

Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска



Пояснительная записка

Подготовка к выполнению заданий 1-3 на ЕГЭ по русскому языку должна начинаться как можно раньше. Автор предлагает материал в формате этих заданий для самостоятельной работы уже в 5 классе.

1-3 задание ЕГЭ по русскому языку 2025: практика для задания 1 (логико-смысловые отношения между предложениями), задания 2 (лексическое значение слова), задания 3 (стилистический анализ текста).


Алгоритм выполнения задания 1

1. Подчёркиваем название средства связи в формулировке. Вспоминаем примеры данного средства (вводные слова, наречия, сочинительные союзы, частицы, указательные местоимения и т.д.)

2. Еще раз перечитываем предложение с пропуском, а также то, которое ему предшествует. Подбираем варианты ответа, учитывая их функцию.

3. Подставляем предполагаемое слово, анализируем лексическую сочетаемость, а также грамматические связи.

4. Записываем ответ.


Алгоритм выполнения задания 2

Определяем стиль прочитанного текста.

Методом подбора определяем лексическое значение указанного в тексте слова, обязательно учитываем, что для анализа предлагаются многозначные слова.

Сопоставляем слово в предложенных вариантах с теми примерами, которые указаны после каждого толкования.

Делаем выводы.


Алгоритм выполнения задания 3


1. Читаем текст, отмечая приметы стиля и типа речи. Определяем стиль и тип, аргументируя собственное мнение.

2. Читаем утверждения и сопоставляем их с теми чертами, которые мы уже выделили, отмечаем то, что явилось для нас новой информацией.

3. Анализируем утверждения с точки зрения соответствия/несоответствия тексту. Внимательно оцениваем каждую мысль, каждое слово в утверждении.

4. Записываем ответ.


5 класс

1.

Прочитайте текст

Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та пустилась во все лопатки к Герасиму. Степан побежал за <…> вслед, начал ловить ее, но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась.

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.дюжий. Очень сильный, здоровый, крепкого сложения. Дюжий мужик был Герасим.

2.ловить. Уличать, изобличать кого-либо в чем-либо.  Разведчики, слушая Мамочкина, часто ловили его на вранье.

3.проворная. Такой, который все делает быстро, ловко, расторопный. Саша был мальчик умелый и проворный.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте используется два фразеологизма СЛОМЯ ГОЛОВУ и ВО ВСЕ ЛОПАТКИ, имеющие значение «очень быстро».

2) Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (побежал, начал ловить; давалась, прыгала и увертывалась), лексическими (устаревшее слово лакей, просторечное слово дюжий).


6 класс

1.

Прочитайте текст.

С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой. Хотелось идти по улице, открывать иногда рот, чтоб зуб блестел, чтоб прохожие видели, что на мне тельняшка, и думали: « <…> морской волк».

1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1. Мечтать. Представлять мысленно желаемое, предаваться воображению, фантазии.

2.Прохожие. Человек, идущий куда-нибудь пешком, пешеход.

3.ТельняшкА. Трикотажная рубашка с белыми и синими поперечными полосами, надеваемая на тело.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте используется имеющий разговорную окраску союз ЧТОБ.

2) Цель автора текста: убедить читателя в том, что в детстве он был морским волком.

3) Текст относится к художественному стилю речи, так как отличается эмоциональностью, экспрессией, в нем рисуется образ рассказчика.



2.

Прочитайте текст.

Первым уроком у нас был русский язык. Это всех и добило. Я честно пыталась сосредоточиться, но смысл того, что говорила русичка, от меня ускользал. Зачем мне запоминать стихи, если на Гугле я найду их в три секунды? Зачем самой придумывать все эти красивые слова, если они уже давно все написаны и выложены, украшенные разными шрифтами? Русичка бесилась, я висела на форуме с комика, параллельно скачивая откуда-то ответы на <…> вопросы.

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1. честно. Без обмана. Он поступил с друзьями честно.

2.красивые. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление. Красивый жест. Красивая фраза.

3.придумывать.  Выдумывать то, чего не было, нет. Ребята весело беседовали и придумывали темы для карикатур.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) Слово добить употребляется в тексте в переносном значении -окончательно сломитьуничтожитьразбить до полной негодности.

2) Цель автора текста - передать чувства и эмоции читателю, информацию в неформальной обстановке (не деловой!). С этой целью используется разговорная лексика (русичка, в три секунды, бесилась).

3)  В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.


7 класс

1.

Прочитайте текст.

  На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. <…> для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.

1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.широкий. Имеющий большую протяженность в поперечникепротивопоставлено узкий.  Я сидел на низенькой скамеечке под широким кустом бузины. 

2.культура. Просвещенность, образованность, начитанность. Если у начинающего художника есть культура, то и мастерство появится.

3.общение. Взаимодействие, предполагающее обмен информацией. Общение с этим человеком обогащает.

4.ОПЫТ. Попытка осуществить что-либо, пробное осуществление чего-либо.  Первый опыт молодого писателя.

5. ЗНАТЬ. Иметь сведения о ком-либо или о чем-либоЯ не знал о ней почти ничего. 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (кругозор, национальный, опыт).

2)  Текст содержит грамматические особенности, характерные для публицистического стиля: отглагольные имена существительные (явление, понимание, общение), вводные конструкции (на мой взгляд), однородные члены.

3)  Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору («быть знакомым с основными явлениями и ценностями»), эпитет («национальной культуры»), олицетворения («каждый из нас знает»), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.

4)  Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается построением текста (тезис-доказтельство), наличием вводных конструкций.

5) Текст написан в научном стиле и информирует читателя о том, что необходимо каждому для формирования широкого кругозора.

2.

Прочитайте текст.

Яшка соскочил с крыльца, замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (2) У риги он вытащил из-под доски ржавый косарь и стал рыть землю. (3) Почти сразу же начали попадаться красные и лиловые холодные червяки. (4) Толстые и тонкие, они одинаково проворно уходили в рыхлую землю, <…> Яшка все-таки успевал выхватывать их и скоро набросал почти полную банку. (5) Подсыпав червям свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель - Володя.

1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.соскочиТЬ. Прыжком спуститься с чего-либо, прыгнуть вниз; спрыгнуть. Соскочить с лошади.

2.рыхлЫЙ. Лишенный энергии, способности к действию; безвольный, бесхарактерный. Это была натура рыхлая, ленивая 

3. СВЕЖИЙ. Недавно или только что полученный, добытый, приготовленный и т. п. и не потерявший своих естественных хороших качеств. Свежее мясо. Свежее масло.

4. ПЕРЕВАЛИТЬСЯ. С трудом перебираясь через что-либо, валясь, опуститься на другую сторону. Он ухватился за борт катера и с ходу перевалился через него.

ПРИЯТЕЛЬ. Формула фамильярно-дружественного обращения к незнакомому лицу (разг.). Эх, приятель, подвинься!

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляется разговорная лексика (задами, затрусил, косарь).

2) В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для создания образности (рига, червяки, сеновал).

3) В тексте представлены в равной степени повествование и описание.

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются однородные и обособленные члены.

5) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.


Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи формы слова.


Ключи


5 класс

Ней

13 (Значение слова ловить- стараться схватить, удержать того, кто бежит)

3.13

6 класс

1.

Это

13. (Значение слова прохожий - незнакомый человек, идущий (проходящий) мимо)

13

2.

Её.

12.

12.


7 класс

1.

А

35

24

2.

Но

134

145

2




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое, Вера Сергеевна! ::smile31::Отличная работа! ::smile2::

10 December

Спасибо, Юлия Васильевна!

10 December

Вера Сергеевна! Как всегда полноценный и содержательный ресурс!

10 December

Благодарю, Наталья Федоровна!

10 December

Всегда актуально! Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!

10 December

Спасибо за оценку моей работы, Марина Юрьевна!

10 December

Браво,Вера Сергеевна! Это очень актуальный материал! Спасибо за помощь коллегам!

11 December

Спасибо за спасибо, Галина Геннадьевна!

11 December