Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов.
Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Пояснительная записка
Подготовка к выполнению заданий 1-3 на ЕГЭ по русскому языку должна начинаться как можно раньше. Автор предлагает материал в формате этих заданий для самостоятельной работы уже в 5 классе.
1-3 задание ЕГЭ по русскому языку 2025: практика для задания 1 (логико-смысловые отношения между предложениями), задания 2 (лексическое значение слова), задания 3 (стилистический анализ текста).
Алгоритм выполнения задания 1
1. Подчёркиваем название средства связи в формулировке. Вспоминаем примеры данного средства (вводные слова, наречия, сочинительные союзы, частицы, указательные местоимения и т.д.)
2. Еще раз перечитываем предложение с пропуском, а также то, которое ему предшествует. Подбираем варианты ответа, учитывая их функцию.
3. Подставляем предполагаемое слово, анализируем лексическую сочетаемость, а также грамматические связи.
4. Записываем ответ.
Алгоритм выполнения задания 2
Определяем стиль прочитанного текста.
Методом подбора определяем лексическое значение указанного в тексте слова, обязательно учитываем, что для анализа предлагаются многозначные слова.
Сопоставляем слово в предложенных вариантах с теми примерами, которые указаны после каждого толкования.
Делаем выводы.
Алгоритм выполнения задания 3
1. Читаем текст, отмечая приметы стиля и типа речи. Определяем стиль и тип, аргументируя собственное мнение.
2. Читаем утверждения и сопоставляем их с теми чертами, которые мы уже выделили, отмечаем то, что явилось для нас новой информацией.
3. Анализируем утверждения с точки зрения соответствия/несоответствия тексту. Внимательно оцениваем каждую мысль, каждое слово в утверждении.
4. Записываем ответ.
5 класс
1.
Прочитайте текст
Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та пустилась во все лопатки к Герасиму. Степан побежал за <…> вслед, начал ловить ее, но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась.
1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1.дюжий. Очень сильный, здоровый, крепкого сложения. Дюжий мужик был Герасим.
2.ловить. Уличать, изобличать кого-либо в чем-либо. Разведчики, слушая Мамочкина, часто ловили его на вранье.
3.проворная. Такой, который все делает быстро, ловко, расторопный. Саша был мальчик умелый и проворный.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется два фразеологизма СЛОМЯ ГОЛОВУ и ВО ВСЕ ЛОПАТКИ, имеющие значение «очень быстро».
2) Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (побежал, начал ловить; давалась, прыгала и увертывалась), лексическими (устаревшее слово лакей, просторечное слово дюжий).
6 класс
1.
Прочитайте текст.
С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой. Хотелось идти по улице, открывать иногда рот, чтоб зуб блестел, чтоб прохожие видели, что на мне тельняшка, и думали: « <…> морской волк».
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1. Мечтать. Представлять мысленно желаемое, предаваться воображению, фантазии.
2.Прохожие. Человек, идущий куда-нибудь пешком, пешеход.
3.ТельняшкА. Трикотажная рубашка с белыми и синими поперечными полосами, надеваемая на тело.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется имеющий разговорную окраску союз ЧТОБ.
2) Цель автора текста: убедить читателя в том, что в детстве он был морским волком.
3) Текст относится к художественному стилю речи, так как отличается эмоциональностью, экспрессией, в нем рисуется образ рассказчика.
2.
Прочитайте текст.
Первым уроком у нас был русский язык. Это всех и добило. Я честно пыталась сосредоточиться, но смысл того, что говорила русичка, от меня ускользал. Зачем мне запоминать стихи, если на Гугле я найду их в три секунды? Зачем самой придумывать все эти красивые слова, если они уже давно все написаны и выложены, украшенные разными шрифтами? Русичка бесилась, я висела на форуме с комика, параллельно скачивая откуда-то ответы на <…> вопросы.
1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1. честно. Без обмана. Он поступил с друзьями честно.
2.красивые. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление. Красивый жест. Красивая фраза.
3.придумывать. Выдумывать то, чего не было, нет. Ребята весело беседовали и придумывали темы для карикатур.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Слово добить употребляется в тексте в переносном значении -окончательно сломить, уничтожить, разбить до полной негодности.
2) Цель автора текста - передать чувства и эмоции читателю, информацию в неформальной обстановке (не деловой!). С этой целью используется разговорная лексика (русичка, в три секунды, бесилась).
3) В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
7 класс
1.
Прочитайте текст.
На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. <…> для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.
1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1.широкий. Имеющий большую протяженность в поперечнике; противопоставлено узкий. Я сидел на низенькой скамеечке под широким кустом бузины.
2.культура. Просвещенность, образованность, начитанность. Если у начинающего художника есть культура, то и мастерство появится.
3.общение. Взаимодействие, предполагающее обмен информацией. Общение с этим человеком обогащает.
4.ОПЫТ. Попытка осуществить что-либо, пробное осуществление чего-либо. Первый опыт молодого писателя.
5. ЗНАТЬ. Иметь сведения о ком-либо или о чем-либо. Я не знал о ней почти ничего.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (кругозор, национальный, опыт).
2) Текст содержит грамматические особенности, характерные для публицистического стиля: отглагольные имена существительные (явление, понимание, общение), вводные конструкции (на мой взгляд), однородные члены.
3) Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору («быть знакомым с основными явлениями и ценностями»), эпитет («национальной культуры»), олицетворения («каждый из нас знает»), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.
4) Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается построением текста (тезис-доказтельство), наличием вводных конструкций.
5) Текст написан в научном стиле и информирует читателя о том, что необходимо каждому для формирования широкого кругозора.
2.
Прочитайте текст.
Яшка соскочил с крыльца, замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (2) У риги он вытащил из-под доски ржавый косарь и стал рыть землю. (3) Почти сразу же начали попадаться красные и лиловые холодные червяки. (4) Толстые и тонкие, они одинаково проворно уходили в рыхлую землю, <…> Яшка все-таки успевал выхватывать их и скоро набросал почти полную банку. (5) Подсыпав червям свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель - Володя.
1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1.соскочиТЬ. Прыжком спуститься с чего-либо, прыгнуть вниз; спрыгнуть. Соскочить с лошади.
2.рыхлЫЙ. Лишенный энергии, способности к действию; безвольный, бесхарактерный. Это была натура рыхлая, ленивая
3. СВЕЖИЙ. Недавно или только что полученный, добытый, приготовленный и т. п. и не потерявший своих естественных хороших качеств. Свежее мясо. Свежее масло.
4. ПЕРЕВАЛИТЬСЯ. С трудом перебираясь через что-либо, валясь, опуститься на другую сторону. Он ухватился за борт катера и с ходу перевалился через него.
ПРИЯТЕЛЬ. Формула фамильярно-дружественного обращения к незнакомому лицу (разг.). Эх, приятель, подвинься!
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляется разговорная лексика (задами, затрусил, косарь).
2) В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для создания образности (рига, червяки, сеновал).
3) В тексте представлены в равной степени повествование и описание.
4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются однородные и обособленные члены.
5) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи формы слова.
Ключи
5 класс
Ней
13 (Значение слова ловить- стараться схватить, удержать того, кто бежит)
3.13
6 класс
1.
Это
13. (Значение слова прохожий - незнакомый человек, идущий (проходящий) мимо)
13
2.
Её.
12.
12.
7 класс
1.
А
35
24
2.
Но
134
145
2
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна