Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов.

24
8
Материал опубликован 9 December 2024 в группе

Дидактический материал по подготовке к заданиям 1-3 в формате ЕГЭ по русскому языку для 5-7 классов

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска



Пояснительная записка

Подготовка к выполнению заданий 1-3 на ЕГЭ по русскому языку должна начинаться как можно раньше. Автор предлагает материал в формате этих заданий для самостоятельной работы уже в 5 классе.

1-3 задание ЕГЭ по русскому языку 2025: практика для задания 1 (логико-смысловые отношения между предложениями), задания 2 (лексическое значение слова), задания 3 (стилистический анализ текста).


Алгоритм выполнения задания 1

1. Подчёркиваем название средства связи в формулировке. Вспоминаем примеры данного средства (вводные слова, наречия, сочинительные союзы, частицы, указательные местоимения и т.д.)

2. Еще раз перечитываем предложение с пропуском, а также то, которое ему предшествует. Подбираем варианты ответа, учитывая их функцию.

3. Подставляем предполагаемое слово, анализируем лексическую сочетаемость, а также грамматические связи.

4. Записываем ответ.


Алгоритм выполнения задания 2

Определяем стиль прочитанного текста.

Методом подбора определяем лексическое значение указанного в тексте слова, обязательно учитываем, что для анализа предлагаются многозначные слова.

Сопоставляем слово в предложенных вариантах с теми примерами, которые указаны после каждого толкования.

Делаем выводы.


Алгоритм выполнения задания 3


1. Читаем текст, отмечая приметы стиля и типа речи. Определяем стиль и тип, аргументируя собственное мнение.

2. Читаем утверждения и сопоставляем их с теми чертами, которые мы уже выделили, отмечаем то, что явилось для нас новой информацией.

3. Анализируем утверждения с точки зрения соответствия/несоответствия тексту. Внимательно оцениваем каждую мысль, каждое слово в утверждении.

4. Записываем ответ.


5 класс

1.

Прочитайте текст

Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та пустилась во все лопатки к Герасиму. Степан побежал за <…> вслед, начал ловить ее, но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась.

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.дюжий. Очень сильный, здоровый, крепкого сложения. Дюжий мужик был Герасим.

2.ловить. Уличать, изобличать кого-либо в чем-либо.  Разведчики, слушая Мамочкина, часто ловили его на вранье.

3.проворная. Такой, который все делает быстро, ловко, расторопный. Саша был мальчик умелый и проворный.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте используется два фразеологизма СЛОМЯ ГОЛОВУ и ВО ВСЕ ЛОПАТКИ, имеющие значение «очень быстро».

2) Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (побежал, начал ловить; давалась, прыгала и увертывалась), лексическими (устаревшее слово лакей, просторечное слово дюжий).


6 класс

1.

Прочитайте текст.

С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой. Хотелось идти по улице, открывать иногда рот, чтоб зуб блестел, чтоб прохожие видели, что на мне тельняшка, и думали: « <…> морской волк».

1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1. Мечтать. Представлять мысленно желаемое, предаваться воображению, фантазии.

2.Прохожие. Человек, идущий куда-нибудь пешком, пешеход.

3.ТельняшкА. Трикотажная рубашка с белыми и синими поперечными полосами, надеваемая на тело.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте используется имеющий разговорную окраску союз ЧТОБ.

2) Цель автора текста: убедить читателя в том, что в детстве он был морским волком.

3) Текст относится к художественному стилю речи, так как отличается эмоциональностью, экспрессией, в нем рисуется образ рассказчика.



2.

Прочитайте текст.

Первым уроком у нас был русский язык. Это всех и добило. Я честно пыталась сосредоточиться, но смысл того, что говорила русичка, от меня ускользал. Зачем мне запоминать стихи, если на Гугле я найду их в три секунды? Зачем самой придумывать все эти красивые слова, если они уже давно все написаны и выложены, украшенные разными шрифтами? Русичка бесилась, я висела на форуме с комика, параллельно скачивая откуда-то ответы на <…> вопросы.

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено три слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1. честно. Без обмана. Он поступил с друзьями честно.

2.красивые. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление. Красивый жест. Красивая фраза.

3.придумывать.  Выдумывать то, чего не было, нет. Ребята весело беседовали и придумывали темы для карикатур.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1) Слово добить употребляется в тексте в переносном значении -окончательно сломитьуничтожитьразбить до полной негодности.

2) Цель автора текста - передать чувства и эмоции читателю, информацию в неформальной обстановке (не деловой!). С этой целью используется разговорная лексика (русичка, в три секунды, бесилась).

3)  В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.


7 класс

1.

Прочитайте текст.

  На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. <…> для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.

1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.широкий. Имеющий большую протяженность в поперечникепротивопоставлено узкий.  Я сидел на низенькой скамеечке под широким кустом бузины. 

2.культура. Просвещенность, образованность, начитанность. Если у начинающего художника есть культура, то и мастерство появится.

3.общение. Взаимодействие, предполагающее обмен информацией. Общение с этим человеком обогащает.

4.ОПЫТ. Попытка осуществить что-либо, пробное осуществление чего-либо.  Первый опыт молодого писателя.

5. ЗНАТЬ. Иметь сведения о ком-либо или о чем-либоЯ не знал о ней почти ничего. 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (кругозор, национальный, опыт).

2)  Текст содержит грамматические особенности, характерные для публицистического стиля: отглагольные имена существительные (явление, понимание, общение), вводные конструкции (на мой взгляд), однородные члены.

3)  Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору («быть знакомым с основными явлениями и ценностями»), эпитет («национальной культуры»), олицетворения («каждый из нас знает»), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.

4)  Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается построением текста (тезис-доказтельство), наличием вводных конструкций.

5) Текст написан в научном стиле и информирует читателя о том, что необходимо каждому для формирования широкого кругозора.

2.

Прочитайте текст.

Яшка соскочил с крыльца, замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (2) У риги он вытащил из-под доски ржавый косарь и стал рыть землю. (3) Почти сразу же начали попадаться красные и лиловые холодные червяки. (4) Толстые и тонкие, они одинаково проворно уходили в рыхлую землю, <…> Яшка все-таки успевал выхватывать их и скоро набросал почти полную банку. (5) Подсыпав червям свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель - Володя.

1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должно стоять на месте пропуска. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1.соскочиТЬ. Прыжком спуститься с чего-либо, прыгнуть вниз; спрыгнуть. Соскочить с лошади.

2.рыхлЫЙ. Лишенный энергии, способности к действию; безвольный, бесхарактерный. Это была натура рыхлая, ленивая 

3. СВЕЖИЙ. Недавно или только что полученный, добытый, приготовленный и т. п. и не потерявший своих естественных хороших качеств. Свежее мясо. Свежее масло.

4. ПЕРЕВАЛИТЬСЯ. С трудом перебираясь через что-либо, валясь, опуститься на другую сторону. Он ухватился за борт катера и с ходу перевалился через него.

ПРИЯТЕЛЬ. Формула фамильярно-дружественного обращения к незнакомому лицу (разг.). Эх, приятель, подвинься!

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляется разговорная лексика (задами, затрусил, косарь).

2) В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для создания образности (рига, червяки, сеновал).

3) В тексте представлены в равной степени повествование и описание.

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются однородные и обособленные члены.

5) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.


Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи формы слова.


Ключи


5 класс

Ней

13 (Значение слова ловить- стараться схватить, удержать того, кто бежит)

3.13

6 класс

1.

Это

13. (Значение слова прохожий - незнакомый человек, идущий (проходящий) мимо)

13

2.

Её.

12.

12.


7 класс

1.

А

35

24

2.

Но

134

145

2




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое, Вера Сергеевна! ::smile31::Отличная работа! ::smile2::

4
10 December 2024

Спасибо, Юлия Васильевна!

2
10 December 2024

Вера Сергеевна! Как всегда полноценный и содержательный ресурс!

1
10 December 2024

Благодарю, Наталья Федоровна!

1
10 December 2024

Всегда актуально! Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!

2
10 December 2024

Спасибо за оценку моей работы, Марина Юрьевна!

1
10 December 2024

Браво,Вера Сергеевна! Это очень актуальный материал! Спасибо за помощь коллегам!

1
11 December 2024

Спасибо за спасибо, Галина Геннадьевна!

1
11 December 2024