Дидактический материал по русскому языку в 9 классе по теме «Лексический анализ слова»

14
3
Материал опубликован 18 August 2021 в группе

Дидактический материал по теме «Лексический анализ слова» № 2

(Подготовка к ОГЭ. Русский язык)


Пояснительная записка


Предлагаемое упражнение поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике, продолжит формирование навыков лексического значения слова и многоаспектного анализа текста. Может быть использовано на уроках, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Текст взят из повести Нины Дашевской «Творогов/Поиск звука»


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


(1) Я лентяй и двоечник, так привык. (2) Мне удобно. (3) Потому что я не хочу, не хочу ничего делать! (4) По крайней мере, ничего лишнего. (5) Зачем?

(6) Я обычный, у меня и имя самое обычное — Иван. (7) Не надо мне ставить целей, бить в одну точку. (8) Не надо никаких конкурсов и олимпиад. (9) Даже уроки так, почти не надо, только для себя посмотреть, если что непонятно. (10) Так что я в целом школьную программу знаю, экзамены сдам. (11) Но отвечать на уроках совершенно необязательно. (12) Плевать я хотел. (13) Я буду курьером. (14) Или барменом. (15) А в свободное от работы время — ходить и читать. (16) Читать, читать и потом ходить, когда глаза устанут. (17) Курьером — это ближе к ходьбе: будет такая работа, ходить –а остальное время можно читать. (18) А если барменом — то наоборот, это ближе к еде. (19) От хлеба насущного никуда не деться, но я хочу обходиться самым минимумом. (20) Мне хватит. (21) Чтобы всё остальное время — читать и ходить, ходить и читать, в этом смысл. (22) Это можно делать совершенно бесплатно. (23) Так жить комфортно. (По Н.Дашевской).


t1629316228aa.png


1. Найдите в тексте синоним к слову УДОБНО (предложение 2). Напишите этот синоним.

2. Замените разговорное слово ПЛЕВАТЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

3. В предложениях 1–10 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

4. В предложениях 2−12 найдите антоним к слову СПРАШИВАТЬ. Выпишите этот антоним.

5. В предложениях 6−16 найдите слово с лексическим значением «Содержание и план предстоящей деятельности, работы». Выпишите это слово.

6. В предложениях 11–23 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

7. Найдите в тексте синоним к слову ЦЕЛЕЙ (предложение 7). Напишите этот синоним.

Ключи

1. Комфортно

2. Все равно

3.Бить в одну точку

4. Отвечать

5. Программа

6. От хлеба насущного

7. Смысл



Использованная литература

1. «Творогов / Поиск звука». Нина Дашевская. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-dvenadtsatogo-sezona/tvorogov-poisk-zvuka-nina-dashevskaya (Дата обращения 18.08.2021)

2. Адрес изображения

https://refdt.ru/tw_files2/urls_6/10/d-9006/9006_html_36ce71d7.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Текст - супер, с удовольствием прошла по ссылке!

18 August 2021

Да, сейчас пишут для подростков на понятном для них языке.

18 August 2021

Подтверждаю. Супер.

19 August 2021