Дидактический материал по теме «Лексический анализ слова»
Дидактический материал по теме «Лексический анализ слова»
(Подготовка к ОГЭ. Русский язык)
Пояснительная записка
Предлагаемое упражнение поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике, продолжит формирование навыков лексического значения слова и многоаспектного анализа текста. Может быть использовано на уроках, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
(1) Наш историк Лев просил меня расставить карточки, проверить, всё ли в них нормально. (2) Ну вот, как во все экспедиции звать, так Катерину, как муторное что сделать – это ко мне. (3) Снова я и опять я. (4) Пользуется тем, что я могу побыстрее, чем все другие, всё сообразить и переписать, что вкладываю душу во все, что делаю. (5) По-моему, какая-то бесполезная работа. (6) Если тебе надо узнать, что мы откопали, так посмотри карточки сам. (7) Всё равно, если сильно заинтересуешься, полезешь в каталог. (8) Но Льву разве это объяснишь? (9) Бесполезно. (10) Я с ним не спорю, нужно – сделаю. (11) Мне не то чтобы трудно, просто нудно. (12) Ну ладно, оукей. (13) На что не пойдёшь ради Льва. (14) Он тоже будет рядом, проверять тетради. (15) Можно поговорить. (16) Хотя это вряд ли. (17) Я ничего не могу сказать, когда никого из наших рядом нет. (18) Просто молчу и не могу выдавить ни слова. (19) Даже о погоде. (20) Со всеми людьми так, даже с самыми интересными. (21) Хотя нет, с Иркой мы всё время болтали. (22) Однажды мы с Иркой сидели после уроков у Льва, трындели о всяком. (23) Было весело, начиналась весна, с крыши капало, солнце в окно. (24) И я так разошлась, что историк даже бросил проверять тетрадки, сидел и слушал меня. (25) Сейчас не помню, что я там говорила, но говорила правильно, остроумно. (26) Когда заметила, что Лев сидит раскрыв рот и смотрит на меня, замолчала. (27) А он сказал:
(28) — Удивительная голова у тебя! (29) А на уроках молчишь!
(30) Я потом, когда шла домой, всё не могла вспомнить, о чём только что говорила. (31) До сих пор не вспомнила. (По М.Ботевой.)
1. Найдите в тексте синоним к слову НОРМАЛЬНО (предложение 1). Напишите этот синоним.
2. Замените разговорное слово ТРЫНДЕЛИ из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. В предложениях 1–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
4. В предложениях 2−12 найдите антоним к слову СКРЫТЬ. Выпишите этот антоним.
5. В предложениях 4−10 найдите слово с лексическим значением «Список, перечень каких-либо однородных предметов, составленный в определенном порядке». Выпишите это слово.
6. В предложениях 25–31 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
7. Найдите в тексте синоним к слову ИНТЕРЕСНЫМИ (предложение 20). Напишите этот синоним.
Ключи
1. Правильно
2. Говорили
3.Вкладывать душу
4. Узнать
5. Каталог
6. Раскрыв рот
7. Удивительная
Кащеев Константин Герасимович. Мы на урок приходим в класс. 1951
Использованная литература
1. «Немного о черепашестве». Мария Ботева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-dvenadtsatogo-sezona/nemnogo-o-cherepashestve-mariya-boteva (Дата обращения 18.08.2021)
2. Адрес изображения
https://img-fotki.yandex.ru/get/9362/121447594.7cb/0_1780e0_b27baefc_orig.jpg
Юлия Васильевна Воробьева
Потамошнева Наталья Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна