Дидактический материал по теме «Повторение в начале года» (Русский язык, 8 класс)
Дидактический материал по теме
«Повторение в начале года. 8 класс»
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
(1) Это был городок, каких на нашей земле осталось всего (не)сколько десятков. (2) Ему было больше восьмис… лет. (3) Николай Николаевич хорошо знал, высоко ценил и любил его историю, как живую встававшую перед ним, когда он бродил по жив..писным окрес(?)ностям с древними курганами, заросшими густыми кустарниками жимолости и березняком.
(4) Городок за свою историю пережил (н…)одно бедствие.
(5) Здесь стоял когда(то) княжеский двор, и русская дружина (на)смерть дралась с (не)сметными полчищами ханских воинов, вооруже(н,нн)ых луками и кривыми саблями, которые на своих низкорослых крепких конях тщетно пытались переправи(т,ть)ся с противоположного берега реки на этот, чтобы ра..громить дружину и прорва(т,ть)ся к Москве.
(6) И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. (7) Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой арти(л,лл)ерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, пр..вратив и без того худые мес(?)ные дороги в спл..шное месиво. (8) А потом по этим же дорогам русские солдаты с (не)имоверной, почти (не)человеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измуче(н,нн)ых французов обратно, хотя совсем было (не)понятно, (от)куда они взяли силы. (9) После такого дли(н,нн)ого отступления, голода и эп..демий.
(По В. Железникову)
1. Выпишите слова и словосочетания (где это необходимо) с пропущенными буквами, раскройте, где необходимо, скобки, обозначьте орфограммы.
2. Выпишите из текста фразеологизм, объясните его значение, укажите, к какому стилю речи он относится.
3. Подберите синоним и антоним к слову ХУДЫЕ из 7 предложения.
4.Укажите способ словообразования слова ПЕРЕДЫХ из 8 предложения. Запишите словообразовательную пару.
5.Запишите поморфемно все глаголы и глагольные формы из предложения 3.
6.Выпишите все местоимения из предложений 1-2 и укажите их разряд по значению.
7. Выпишите все наречия из предложения 5 и укажите их разряд по значению.
8. Выпишите из текста деепричастие и укажите его грамматические признаки.
9. Выпишите из текста все союзы и укажите их разряд по значению.
Ответы
1. Несколько десятков, больше восьмисот лет, по живописным окрестностям, не одно бедствие, когда-то, насмерть дралась, несметные, вооруженных, пытались переправиться, чтобы разгромить и прорваться, артиллерия, превратив, местные, сплошное, неимоверной, нечеловеческой отвагой, измученных, непонятно, откуда, длинного, эпидемий.
2. Не щадя живота своего- мужественно, бесстрашно, не жалея своей жизни. Книжный стиль.
3. Плохие. Хорошие.
4. Передых- передохнуть+0 (бессуффиксный)
5. Зн-а-л, цен-и-л, люб-и-л, в-ст-а-ва-вш-ую, брод-и-л, за-рос-ш-ими.
6.Это (указат.), каких (относит.), несколько (неопред.), ему (личн.).
7. Здесь (места), когда-то (времени), насмерть (меры и степени), тщетно (образа действия).
8. Превратив -деепричастие, совершенный вид, невозвратное.
9. И (сочин. соединит.), как (подчинит. сравн.), когда (подчинит.времени), чтобы (подчинит. цели), а (сочинит. противит.), хотя (подчинит. уступки).
Использованная литература
1. Железников. В. Чучело. Электронный ресурс. http://rubook.org/book.php?book=144263 (дата обращения 31.08.18)
Горбачёва Марина Юрьевна