Дидактический модуль по физике «Силы в природе» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 16 February 2016

Цели изучения модуля

Задачи модуля

Дидактические цели:

Формирование основных понятий:

сила,

сила тяжести,

вес тела,

сила упругости,

сила трения,

сила тяготения,

равнодействующая.

Формирование практических навыков:

графическое изображение сил,

измерение сил,

сложение сил,

3.Формирование умений:

анализировать и объяснять опыты и демонстрации действия сил,

интегрировать приобретённые знания и знания , полученные из повседневной жизни

применять знания, умения и навыки в практической деятельности.

Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.

Формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей,

Ожидаемые результаты освоения модуля:

освоение знаний о силе, как результате взаимодействия тел, о видах сил, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения взаимодействия тел, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать динамометр для измерения сил; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений физики для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 

 

Место модуля в курсе физики средней общеобразовательной школы:

программа

учебник

класс

тема

модуля

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по физике 7-9 кл.(Авторы программы:(Е.М.Гутник.,А.В.Пёрышкин)

Перышкин А.В. Физика-7, М., Дрофа, 2008г;

7

Взаимодействие тел

4

Уроки № 23-29

 

Методические рекомендации по использованию модуля

«Силы в природе» в 7 классе общеобразовательной школы.

Программа по физике 7 класса включает основные понятия, необходимые для формирования системы знаний по механике, строению вещества. Важное место в курсе физики 7 класса принадлежит теме «Силы природы». Тема модуля ориентирована на наиболее распространенные учебники по физике Громов С.В., Родина Н.А. Физика-7, М., Просвещение, 1999; Перышкин А.В. Физика-7, М., Дрофа, 1999; Гуревич А.Е., Физика-7, М. 9999

Рекомендую использовать модуль «Силы в природе» для использования на уроках физики в 7 классе, для организации итогового повторения в 7классе, при подготовке к экзаменам в 9 классе. Творческие работы учащихся по теме «Силы в природе» и дополнительные материалы по данной тематики могут быть использованы во внеклассной работе по физике. Опыт показывает, что использование модульной технологии в изучении модуля не исключает применение технологии критического мышления. В статье «О некоторых модулях технологии критического мышления» (статья отнесена к разделу: Преподавание физики, Общепедагогические технологии. Автор Телегина Наталия Михайловна, учитель физики) приводится "Понятийное колесо"

"Понятийное колесо" заполняется учащимися в ходе изучения модуля “Силы в природе”.

К работе с этим материалом можно подойти дифференцированно. В слабом классе может быть оценено заполнение самого “колеса”. Остальным можно предложить задание – пояснить каждую запись. На уроке может быть организована работа по принципу “Снежный ком”: начинает пояснять записи в “колесе” один, продолжает другой, затем третий и т.д. Может быть выделена группа учащихся, которые дополняют и исправляют ответы. Их работа оценивается. Учитель может провести урок по данному модулю в виде зачета. Использование "Понятийного колеса" дает возможность учителю дифференцированно оценить знания учащихся, как в параллели, так и в одном классе. Рекомендую применить прием “Концептуальная таблица” , который используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.

Силы

Вопросы

Сил тяжести

Вес

Сила упругости

Сила трения

1. Природа

 

 

 

 

2. Обозначение

 

 

 

 

3. Определение

 

 

 

 

4. Формула (закон)

 

 

 

 

5.Объекты взаимодействия

 

 

 

 

6.Точки приложения

 

 

 

 

7. Направление

 

 

 

 

8. В каких случаях действуют

 

 

 

 

В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.

При модульном построении учебных занятий по физике используются эвристические методы обучения: метод исследований (сравнение аналогий, классификации и др.), метод эвристического наблюдения, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод самоорганизации обучения, метод взаимообучения, метод самооценки. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний, при выполнении творческих заданий. Учитель выступает в роли организатора, консультанта, эксперта.

 

При модульном изучении материала необходимы условия:

Четкая организация всего учебного процесса

Постановка целей и задач обучения для всего блока темы

Сочетание словесных и наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов, схем)

Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах

Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль

 

В современном курсе физики можно выделите несколько тем и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль - устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;

II модуль - самостоятельные и практические работы. Ученики работают с различными источниками информации, отрабатывают материал темы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, семинары, игры

III модуль - повторение и обобщение материала темы.

IV модуль- контроль знаний учащихся по всей теме

Сочетание изучения нового материала с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

 

Весь изучаемый материал разделен на блоки.

Составлены специальные дидактические материалы по каждой теме, в которых выделены:

  • опорные конспекты
  • задания к каждому уроку
  • самостоятельные работы
  • тесты
  • зачетные работы
  • контрольные работы

Теоретический материал объяснятся в виде лекций, сопровождаемых опытами, с записью опорных конспектов.
Отработка материала проводится в парах или индивидуально. На каждом уроке проверяется степень усвоения материала с фиксацией в специальной ведомости. На вопросы для взаимоконтроля ребята отвечают консультантам.

Неудовлетворительные отметки не ставятся, но все задания должны быть выполнены до сдачи зачета. По мере усвоения учащимся материала он переходит на выполнение самостоятельной работы, тестов. Задания даются уровневые.
К зачету и контрольной работе допускаются те учащиеся, у которых все сдано.

В качестве примера предлагают материалы по модулю «Силы в природе»

 

Фрагмент тематического планирования курса физики 7 класса.

программа

учебник

класс

тема

модуля

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по физике 7-9 кл. (Авторы программы: (Е.М.Гутник. А.В.Пёрышкин)

Перышкин А.В. Физика-7, М., Дрофа, 2008г;

7

Взаимодействие тел

4

Уроки

23-29

 
     
     

урока/ № по модулю

тема урока

Формируемые

знания, умения, навыки

эксперимент

Формы контроля

Организация учебной деятельности

23/1

Сила. Сила тяжести.

Сила как мера взаимодействия тел. модуль, направление и точка приложения сил. Понятие силы тяжести.

Падение шарика.

Опыт по рис.. 55 и 56 учебника

Вводный

тест

диктант

Индивидуально-групповая; практикум.

24/2

Сила упругости. Закон Гука.

Сила упругости. Примеры действия. Деформация и её виды. Закон Гука.

Колебания пружинного маятника. Динамометр. прибор для демонстрации видов деформаций.

Уровневое тестирование.

Взаимоконтроль

Вариационная пара;

25/3

Вес тела. Невесомость.

Понятие веса. Вес неподвижного тела. Изменение веса при изменении скорости тела

Измерение веса тела

Фронтальный опрос

Индивидуально-групповая

урока/ № по модулю

тема урока

Формируемые

знания, умения, навыки

эксперимент

Формы контроля

Организация учебной деятельности

26/4

Сила трения.

Сила трения. Причины возникновения трения. Виды трения.

Измерение сил трения

диктант

Звеньевая;

практикум

27/5

Сложение сил, направленных по одной прямой

Понятие равнодействующей силы. Вычисление и построение равнодействующей сил.

Опыты по рис.74 и 76 в учебнике

Индивидуальные карточки-задания

Дифференцировано-групповая; практикум.

28/6

Практикум по решению задач

Решение качественных, графических, расчётных

 

Уровневое тестирование

Дифференцировано-групповая; практикум.

29/7

Обобщающий урок по модулю «Силы в природе»

Обобщение знаний по теме, умение применять полученные знания на практике

 

тестирование

Индивидуально-групповая

30 /8 уровневая контрольная работа по модулю

Индивидуальная

 

Фрагмент тематического планирования курса физики 7 класса (продолжение)

Технологическая карта урока №1

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Сила. Сила тяжести

урока / модулю

23/1

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цели урока

Обучающие:

Познакомить с понятием “сила”, “равнодействующая сил”, признаками действия силы и способами измерения силы.

Воспитательные:

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся. Формировать интерес учащихся к изучению физики.

Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.

Задачи урока

Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

Продукт

Примечание

1

Организация начала занятия.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

     
 


 

Записывают тему урока.

Ставят образовательные цели.

Проверяет готовности класса к уроку,

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока.

Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске (в слабом классе корректирует поставленные цели, задавая наводящие вопросы учащимся.)

Цель использования ИКТ

Используемые средства ИКТ

Презентация из личного портфолио учителя

 

Создать эмоциональный настрой учащихся на урок, наглядность

Программное обеспечение ИКТ

Программа

РоwerPoint

презентация слайд 1

Приложение№1

Аппаратное обеспечение ИКТ

Компьютер, проектор

 

2 вводный контроль

 
 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Форма контроля

Средства обучения

   
 

Читают предложенный учителем текст. Дают объяснение понятия «сила», основываясь на информации из повседневного опыта, прочитанных книг, из курса естествознания.

Вводный тест.

Выслушивает учащихся.

Анализирует первоначальные сведения учащихся о силе.

вводный тест.

текст «Сильные люди»

тесты на бумажном носителе.

   

3 изучение нового материала: 1) усвоение понятия « сила»

 
 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Цель использования ИКТ

ресурс

поставщик

 
 

приводят примеры, когда тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения, пытаются объяснить причины.

Просматривают фрагмент ЦОР.

Взаимодействие тел

1. 

Формулируют понятие «сила», пользуясь учебником.

Пишут контрольный диктант Приложение №3.

Просит учащихся привести примеры, когда тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения, и подумать, почему это так происходит.

Слушает формулировку определения. Даёт определение единицы измерения сил.

Фронтальная работа (просмотр ЦОР) овладение понятием «сила»

контрольный диктант

Взаимодействие тел.7 класс.

Взаимодействие тел

Бумажный носитель

ЗАО «Просвещение - Медиа».

Диктант составлен

Ю.А.Каверин. Физические диктанты 7-8кл

 

2) усвоение понятия « сила-вектор»

 
 

Работают с толковым словарём и учебником, дают определение векторной величины. Работают с ЦОР. Рисунок "Вектор силы и скорость тела"

 

В тетради отмечают ОК. (автор Ю.А. КАВЕРИН)

Сила: направление, вектор, величина.

Напоминает план изучения физической величины.

Цель использования ИКТ

Работа с ЦОР.

Рисунок "Вектор силы и скорость тела"
 

     

3)знакомство с силой тяжести

 

Просматривают ЦОР Презентация Отвечают на вопросы эвристической

беседы. Записывают

формулу расчёта. Проговаривают

термины, выполняют задания

по определению силы тяжести.

Выписывают формулу расчёта силы тяжести из учебника физики §24

Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела

Изучают устройство и действие динамометра. Анимация со звуком "Динамометр"
 


 

Даёт анализ зависимости силы тяжести от массы тела.

Организует беседу, даёт понятие «сила тяжести»

Цель использования ИКТ

Овладение термином «сила тяжести»

Наглядность, дополнительный занимательный материал формируют интерес к изучению темы

Используемые средства ИКТ

Презентация

слайды 6,7

Ресурс

Анимация со звуком "Динамометр"
 

Презентация из личного портфолио учителя

 

4.

Закрепление изученного материала

 

Цель использования ИКТ

Используемые средства ИКТ

Ресурс

поставщик

 

Решают устные задачи на определение

силы тяжести.

просматривают видеоролик "Сила

тяжести

и масса груза" ЦОР №186350

систематизируют термины:

Сила,

Ньютон,

яблоко,

килоньютон

Перечисленные термины

Распределяют по следующим

категориям:

Величины

Объекты (тела)

Единицы измерения

Заполняют «понятийное колесо»

модуля.

Выполняют контрольный тест. on-line Тест к уроку "Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела"

Самоконтроль, сравнивание с

эталонным ответом.

Контролирует решение задач.

Демонстрирует видеоролик

Консультирует учащихся

Слушает, комментирует ответ.

Проиллюстрировать рассказ о причинах возникновения силы тяжести и последствиях ее действия на тела.

on-line-тестирование

 

Раздаточный материал

 

 

Тест - задания

В

идеоролик "Сила тяжести и масса груза"

 

Видеоролик «сила тяжести и масса груза» №186350

 

 

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

5.Рефлексия. раздаточный материал

 

Оценивают себя по пятибалльной

шкале.

Дают оценку уроку.

Заполняют карточку удовлетворённости

уроком.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

Карточки самооценки. Карточки рефлексии

     

6

Домашнее задание

         
 

Записывают в дневник

Задаёт д/з §23,24. Л.№291-293.

Творческое задание по желанию учащихся: кроссворд, тест, доклад, рисунок, презентацию по изученной теме урока.

       


Технологическая карта урока № 2.

Предмет

физика

 

Класс

7

 

Тема урока

Сила упругости. Закон Гука.

 

урока / модулю

24/2

 

Тип урока

Урок-исследование

 

Цели урока

Обучающие: Изучение причин возникновения силы упругости, выяснение природы силы упругости

Воспитательные: Развитие умений работать в группе, развитие сотрудничества. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Развивающие: Развитие речевых навыков, умения говорить монологом. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу. Развитие теоретического мышления.

 

Задачи урока

Постановка цели физического эксперимента. Отработка навыков работы с физическими приборами.

Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их опытным путем. Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов.

 

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

   

1

Организация начала занятия.

 
 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Используемые средства ИКТ

Продукт

 
 


 

Разгадывают ребусы Приложение№2 Записывают тему урока.

Ставят образовательные цели урока с помощью учителя.

Проверяет готовности класса к уроку,

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока. Тему урока представляет на доске в виде вопросов-ребусов.

 

Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске.

презентация Приложение№1 слайд 1 Цель использования ИКТ

Из личного портфолио учителя

 

Создать эмоциональный настрой учащихся на урок, наглядность

   

Программное обеспечение ИКТ

Программа

РоwerPoint

Аппаратное обеспечение ИКТ

компьютер , проектор

   

2. изучение нового материала: 1)введение понятия «сила упругости»

 
 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

оборудование

 
 

Слушают учителя. Смотрят опыты.

Вводит определение силы упругости. Демонстрирует на опытах действие силы упругости

Груз на пружине

 

3 изучение нового материала: 2) исследование силы упругости

 
 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Оборудование урока на данном этапе

 
 

Работают в группах. Проводят экспериментальные исследования

Выполняют экспериментальные задания

Отчитываются перед классом о приведённых экспериментах, зачитывают выводы.Записываю главные выводы в тетрадь: Сила упругости:

возникает при деформации (изменение формы или объема тела),

одновременно у двух тел,

перпендикулярна поверхности или направлена вдоль оси,

противоположна по направлению смещению,

при упругих деформациях выполняется закон Гука: F упр~ - х.

Консультирует учащихся по методике проведения исследования и оформлению результатов. Выдаёт задания группам.

Выводы показывает на экране, используя сканер и проектор.

Группа А: динамометр и набор грузов, губка.

Группа Б: кусок фанеры, гиря, два железных шарика.

Группа В: две одинаковых тележки, мягкая пружина, груз.

Группа Г: резиновый шнур, модель твердого тела.

Группа Д: груз на нити, мягкий мячик.

 

4.Закрепление изученного материала.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Оборудование урока на данном этапе

 
 

По предложенным рисункам рассказывают о силе упругости. Составляют опорные конспекты. Составляют по ним рассказРешают задачи. Заполняют «Понятийное колесо» модуля. Физический диктант Приложение №5 Заполняют «Колесо понятий»

Корректирует ОК. Приложение №4

Дополняет и уточняет ответы.

Иллюстрации (силы упругости)

 

5.

рефлексия

 

Литература к уроку

 

Заполняют оценочные листы. Делают анализ своей деятельности.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

Исследование силы упругости Урванцева Лариса Дмитриевна, учитель физики

6.

Домашнее задание

Д / з : § 26, 27, Р. № 156.


 

Технологическая карта урока № 3

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Вес тела. Невесомость

урока / модулю

25/3

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Обучающие: ознакомиться с понятием вес тела; изучить явления изменения веса тела;

уметь объяснять различную физическую природу веса тела и силы тяжести; уметь решать задачи на определение веса тела.

Воспитательные: Развитие умений работать в группе, развитие сотрудничества. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Развивающие: осознание мотивации познавательной деятельности. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу. Развитие теоретического мышления.

Задачи урока

Постановка цели физического эксперимента. Отработка навыков работы с физическими приборами.

Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их опытным путем. Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов.

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

примечание

1

организационный момент.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

 

примечания.

 


 

 

Высказывают гипотезы по решению проблемы.

Ставят образовательные цели урока с помощью учителя.

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Формулирует проблему, связанную с весом тела, которая не имеет известного решения (В быту часто говорят: “Взвесьте 0,5 кг колбасы, спортсмен поднял штангу весом 100 кг, борец полусреднего веса”. Что имеют в виду при этом? Что такое вес тела? Чем отличается вес тела от его массы? Сообщает тему урока. Тему урока записывает на доске. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске.

Используемые средства ИКТ

презентация приложение №1слайд 1

Цель использования ИКТ

Создать эмоциональный настрой учащихся на урок, наглядность.

2

изучение нового материала: 1) усвоение понятия « вес тела»

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

 

ресурс

поставщик

 

Изучают новый материал, работают индивидуально с интерактивной моделью "Вес  тела"

Индивидуальные консультации по использованию ЦОР.

Индивидуальная работа с ЦОР

Интерактивная модель "Вес тела" (N 186716)

ЗАО «Просвещение - Медиа».

3

Закрепление изученного материала примечания.

 

Решают задачи приложение №2. Работают по индивидуальным карточкам- заданиям.

Заполняют «Колесо понятий»

Рассказывают ОК.приложение3

Проверяет решения и ответы.

Используемые средства обучения.

ИКТ( задачи - презентация)

Карточки – задания на бумажном носителе.

 

4Рефлексия примечания.

 

Заполняют оценочные листы. Делают анализ своей деятельности.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

   

5Домашнее задание§26 Сборник задач по физике для 7-9 классов / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. №№333,334

Использованы материалы к уроку: Конспекты уроков по физике для 7-го класса на тему "Сила. Виды сил"Нестерова Любовь Валерьевна, учитель физики Статья отнесена к разделу: Преподавание физики


Технологическая карта урока № 4

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Сила трения.

урока / модулю

26/4

Тип урока

урок изучения нового материала в сочетании с практической деятельностью учащихся

Цели урока

Образовательные:

формирование представления о силе трения;

показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;

выяснить, от чего зависит сила трения;

обеспечить в ходе урока развитие у школьников умение различать виды трения, увеличивать и уменьшать при необходимости;

создать условия для отработки навыков работы с динамометром и для знакомства с методами измерения сил трения;

содействовать развитию у школьников умение самостоятельно делать вывод.

Воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения;

развивать умение работать группой, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Развивающие:

развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;

Способствовать расширению кругозора.


 

Задачи урока

Постановка цели физического эксперимента. Отработка навыков работы с физическими приборами.

Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их опытным путем. Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов.

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

примечание

1

организационный момент.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

оборудование

примечания.

 


 

 

Смотрят демонстрацию опыта. Высказывают гипотезы по решению проблемы. Ставят образовательные цели урока с помощью учителя.

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Ставит проблемный опыт. (Шарик скатывается по желобу, останавливается). Ставит вопрос:

-что мешает шарику катиться?

Сообщает тему урока. Тему урока записывает на доске. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске.

Желоб, шарик

 

2

изучение нового материала: 1) формирование знаний о силе трения.

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

Средства обучения

примечания.

 

Индивидуальная работа

Работают с Большой Энциклопедией, справочником, учебником. Изучают новый материал. Выписывают определение силы трения.

Рассматривают картинки, указывают стрелкой силы трения.

Предлагает определить учащимся, что такое сила трения.

Предлагает на картинках указать силу трения

CD „Большая Энциклопедия», справочник по физике, толковые словари, учебники по физике.


 

картинки

 

3.

Изучение нового материала 2) измерение силы трения динамометром

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

Оборудование

примечания.

 

Работают парами. Измеряют силы трения динамометром. Анализируют. Указывают причины возникновения трения: шероховатость поверхности, взаимное притяжение молекул трущихся гладких тел

Предлагает учащимся измерять силу трения равномерно движущегося тела: 1)по гладкой поверхности 2) по шероховатой поверхности 3) слюды по полированному столу

Брусок, наждачная бумага, слюда, динамометр

 

4Изучение нового материала 3) определение видов сил трения

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

оборудование

Средства обучения

 

Индивидуальная работа

Высказывают предложения.

Проделывают опыт по определению силы трения качения.

Ставят опыт. Приходят к мнению, что карандаш удерживает сила трения.

Показывает картину Перова «Тройка». Предлагает ребятам вопрос, как облегчить труд детей, которые тащат бочку?

Предлагает проверить на опыте, легче ли катить тело, чем тащить.

Предлагает ученикам проделать опыт. Положить на книгу гранёный карандаш и поднять книгу.

Даёт ОК (приложение №1), объясняет существование трёх видов сил трения.


 


 


 

Книга, негранёный карандаш, динамометр.


 

Книга, гранёный карандаш

Картина Перова «Тройка»

ОК «виды сил трения»

5.

Закрепление изученного материала

 

Заполняют «Колесо понятий»

Просматривают ЦОР  Что такое трение?

Выполняют тест приложение №2

Взаимопроверка теста

Раздаёт тестовые работы.


 

Используемые средства обучения.

тест– задания на бумажном носителе.

примечания.

4Рефлексия примечания.

 

Заполняют оценочные листы. Делают анализ своей деятельности.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

   

5.

д/задание §30 написать стихи или сочинение по теме «сила трения»

 

Технологическая карта урока № 5

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой

урока / модулю

27/5

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Обучающие: Дать понятие равнодействующей сил. Показать способ нахождения равнодействующей сил, направленных по одной прямой.

Воспитательные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся. Формировать интерес учащихся к изучению физики.

Развивающие: осознание мотивации познавательной деятельности. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу. Развитие теоретического мышления.

Задачи урока

 

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

примечание

1

организационный момент.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Используемые средства ИКТ

Ресурс

1.фронтальный опрос. Повторение пройденного на предыдущем уроке.

 

Просмотр анимация «Движение под действием силы трения».

Демонстрация ЦОР

Демонстрация ЦОР. Анимация «Движение под действием силы трения».

ЦОР «Физика. Библиотека наглядных пособий», ООО Дрофа, 2004г (раздел «Механика»

 


 

 

Высказывают гипотезы по решению проблемы.

Ставят образовательные цели урока с помощью учителя.

Слушают, анализируют, обобщают знания о силе.

С

оздаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. На экране из сканера появляется сказка “Репка”. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, тяжелая-претяжелая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет – вытянуть не может. Силы ему не хватает: упирается репка, неровностями и выступами за землю цепляется, своему движению противится. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут – вытянуть не могут: крепко корень в грунте держится. Нет и вдвоем им не справиться.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут – вытянуть не могут: все еще их общая сила тяги меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землей возникает. Силой трения покоя она называется.

Позвала внучка Жучку. Тянут, потянут – вытянуть не могут. Не хватает их общей силы справиться с силами тяжести репки и трением почвы.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут потянут – вытянуть не могут: на самую малость, но все же меньше внешняя сила оказалась, чем сила тяжести репки и сила трения между почвой и репкой.

Позвала кошка мышку. Стали все вместе тянуть и вытащили репку.

Только не подумайте, что маленькая мышка сильнее всех оказалась! Ее маленькая сила к общей силе тяги добавилась, и теперь результирующая сила даже превысила силу тяжести репки и силу трения.

Итак, мы видим, что над векторами можно производить действия: сложение и вычитание.

Продолжает изучение темы с басни Крылова “Лебедь, рак и щука” Ставит вопросы : Как вы думаете, почему воз не двигается с места? Как бы вы посоветовали поступить персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей? Какие тела взаимодействуют? Даёт задание: Работая в парах нарисуйте модель явления и укажите силы на рисунке, с которыми действуют персонажи басни

Сообщает тему урока. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске.

Приложения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (N 205935) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5241-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog&class=49&subject=30

Цель использования ИКТ Создать эмоциональный настрой учащихся на урок, наглядность.

3

изучение нового материала: 1) усвоение понятия « вес тела»

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

примечание

 

Слушают учителя.

Записывают определение равнодействующей.

Сообщает.

В природе на тела действует не одна, а сразу несколько сил. Но их действие можно заменить одной силой. Эта сила называется равнодействующей.

Слово равнодействующая – сила равного действия.

Равнодействующая двух сил, приложенных к телу, равна сумме этих сил, если их векторы сонаправлены, и разности этих сил, если их векторы противонаправлены. Равнодействующая сонаправленных сил направлена в ту же сторону, что и исходные силы, а равнодействующая противонаправленных сил направлена в сторону большей из исходных сил.

Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю.

 

4

Закрепление изученного материала примечания.

 

Решают разноуровневые задачи. Подборка заданий "Сложение сил"

Отвечают на вопросы учителя.
 

заполняют «Колесо понятий» Изучают материал Слайд-шоу "Действие сонаправленных сил" "

Изучают материал Интерактивная модель "Сложение сил при перетягивании каната"

Задаёт вопросы:

Как найти равнодействующую сил действующих на тело?

Куда направлена равнодействующая сил?

Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в одну сторону.

Почему в басне Крылова воз и ныне там?

Как найти равнодействующую этих сил?

А чему будет равна равнодействующая этих сил если воз не движется т.е не изменяет своей скорости?

Рассмотрим, как будет двигаться тело, если на него действуют силы направленные в противоположные стороны.

Как найти равнодействующую этих сил?

При каком условии тело не будет двигаться?

Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в противоположные стороны.


 

Используемые средства обучения.

Карточки – задания на бумажном носителе.

Используемые средства ИКТ

Подборка заданий "Сложение сил"

ЗАО "Просвещение -МЕДИА"

Слайд-шоу "Действие сонаправленных сил"

Ресурс №

Интерактивная модель "Сложение сил при перетягивании каната"

5Рефлексия

 

Заполняют оценочные листы. Делают анализ своей деятельности.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

 

примечания.

6

д/задание

 

При подготовке и проведении урока использован материал http://festival.1september.ru/articles/501517/

 

§ 23, 29 упр11(2), № 231

 

 

Технологическая карта урока № 6.

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Практикум по решению задач

урока / модулю

28/6

Тип урока

урок решения задач

Цели урока

обучающая: Формирование умения применять полученные знания при решении задач.

развивающая: Развивать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.

воспитывающая: Создать условия для раскрытия учащимися своих творческих способностей. Воспитывать аккуратность ведения своих записей.

Задачи урока

Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

Продукт

1

Организация начала занятия.

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

     

 

Записывают тему урока.

Ставят образовательные цели.

Проверяет готовности класса к уроку,

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока.

Используемые средства ИКТ

презентация

Цель использования ИКТ. Создать эмоциональный настрой учащихся на урок, наглядность

Презентация из личного портфолио учителя

   

2. проверка знаний учащихся по теме « Силы в природе»

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Форма контроля

Средства обучения

примечание

 

Выполняют тестовую работу

"Сила. Единицы силы"

Пишут физический диктант Приложение №1

 

диктант

текст диктанта на бумажном носителе.

 

3 решение задач ( игровой момент)

 
 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Цель использования ИКТ

ресурс

примечание

 

Фронтальная работа. Игра-презентация по решению устных задач по теме. Ученики выбирают задачи, решают их

Объясняет правила игры - набрать наибольшее количество баллов при решении задач и вопросов.

Создание эмоционального настроя на решение задач.

из портфолио учителя

Презентация составлена учителем

2) решение разноуровневых задач

 
 

повторяют алгоритм решения задач по механике. Выполняют решение базовых задач (1 балл) и решение усложнённых задач по теме модуля «Виды сил»(3балла)3х уровней приложение№4

Акцентирует внимание на необходимость учитывать как величину, так и направление сил.

Средства обучения

Карточки с условиями задач и баллами

примечание

5).Рефлексия, раздаточный материал

 

Оценивают себя по пятибалльной

шкале.

Дают оценку уроку.

Заполняют карточку удовлетворённости

уроком.

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

Карточки самооценки. Карточки рефлексии

 

6).Домашнее задание

 
 

Записывают в дневник .Сборник задач по физике для 7-9 классов / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. №№286, 291, 298*, 309, 336, 337,350, 427. Творческое задание по желанию учащихся: кроссворд, тест, доклад, рисунок, презентацию по модулю «силы в природе».

 


 

Технологическая карта урока №7

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Обобщающий урок по модулю «Силы в природе»

урока / модулю

29/7

Тип урока

обобщающий урок

Цели урока

1.Обучающая - через систему познавательных задач сформулировать знания о силах тяжести, упругости, трения.

2. Развивающая - формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её, устанавливать закономерности, развивать познавательную активность.

3. Воспитательная - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе; умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия.

Задачи урока

Обобщить и систематизировать знания о силах в природе

Структурный элемент урока

примечание

1 организационный момент.

Деятельность учеников

Слушают учителя. Ставят образовательные цели урока.

Деятельность учителя.

Проверяет готовности класса к уроку,

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока.

 

2.обобщение знаний по модулю (зачёт по теории).

Повторяют теоретический материал, смотрят ЦОР Видеоролик "Силы в природе и технике".

Тест «силы»

Показывают творческие проекты.

Просматривают ЦОР. Силы в природе

Заполняют таблицу «Виды сил» приложение№2

Проводит индивидуальные консультации. Анализирует домашнюю творческую работу учащихся. Отмечает положительные результаты. Задаёт вопросы по просмотренному видеофрагменту.

Оборудование.

Компьютеры с выходом в Интернет

3.закрепление умений и навыков по модулю

Решение задач

Составляют ОК «Виды сил» ( работают парами)

Подготавливает оборудование. Выдаёт карточки. Проверяет решения задач.

Карточки с задачами

5Рефлексия

 

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. "Снятие" и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. ( Был ли достигнут мой первоначальный замысел?).

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

Оценочные листы

6д/задание. Подготовиться к контрольной работе.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.