Повторительно - обобщающий урок по теме «Силы в природе» (Физика, 7 класс)

1
1
Материал опубликован 27 October 2017 в группе

Технологическая карта урока

Учитель:

Троцкая Ж. Е.

Предмет:

Физика

Класс:

7

Автор УМК:

А. В. Перышкин

Тема урока:

Повторительно - обобщающий урок по теме "Сила. Вспомнить все"

Задачи:

Образовательные:

-обобщить материал по теме "Силы в природе" как систему знаний
-выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями полученными на предыдущих уроках по теме "Силы в природе"
-научить владению приемами запоминания теоретического материала

Воспитательные:

-совершенствовать навыки общения
-вовлечь в активную практическую деятельность

Развивающие:

-продолжить развитие умения сравнивать
-продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
-формировать умения работы с схемами
-продолжить развитие умения приводить примеры
-продолжить развитие умения выделять главное

Планируемые результаты:

Личностные:

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Предметные:

-умения применять теоретические знания по физике на практике,

-решать физические задачи на применение полученных знаний

Метапредметные:

-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

-овладение эвристическими методами решения проблем,

-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя, медиапроектор, интерактивная доска
 

Дополнительные:

раздаточный материал
ватман
маркеры

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Цель:

-усвоение знаний о силах в системе
-вооружение обучающихся необходимым материалом
-включение части в целое


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Самоопределе-ние

 

 

 

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель обращается к обучающимся: «Этому слову принадлежит своеобразный рекорд. Почти в любом толковом словаре объяснению этого слова отводится едва ли не самое важное место. Разнообразие смыслов, в которых оно употребляется поистине удивительно!»
Учитель обращает внимание обучающихся на доску, на которой появляются синонимы этого слова. (Приложение 1.)
Учитель задает вопрос: «Синонимы какого слова перед вами?»
Заслушав ответы обучающихся, учитель отмечает, что действительно это слово – СИЛА, и продолжает: «Конечно, на уроке физики сила интересует нас, как физическая величина. Колыбелью научного понимания слова «СИЛА» стала классическая механика Галилея и Ньютона. А целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний о силах в механике»

Смыслообразо-вание

формулирование познавательной цели
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание

Актуализация знаний

Учитель отмечает, что в ходе изучения темы обучающиеся познакомились с новыми физическими явлениями, величинами, единицами измерения.
На интерактивной доске появляются объекты. (Приложение 2.)

Учитель обращается к обучающимися: «Распределите объекты по группам: 1 - физические явления, 2- физические величины, 3 - единицы измерения»

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. Далее осуществляем проверку и выставляем оценки.

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Контроль
Коррекция
Оценка

Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Учитель обращается к обучающимся: «Следующий этап нашей работы назовем образно "Сила. Вспомнить все!"
На доске появляется слово СИЛА.
В ходе фронтальной беседы вспоминаем, что такое сила, чем она отличается от ранее изученных физических величин, какой буквой она обозначается и в каких единицах измеряется, от чего зависит результат действия силы.
В ходе работы на доске постепенно появляются ответы на вопросы, стрелки, рисунки.
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что на доске получился ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ, назовем его (ОК - 1). (Приложение 3.)
Учитель отмечает, что эта технология помогает запоминать теоретический материал, т. к. выделяются основные понятия, ключевые слова, символы, рисунки, помогающие воспроизвести весь материал.

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание
Нравственно-этического оценивания

знаково-символические
моделирование
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

инициативное сотрудничество в сборе информации

Контроль
Оценка

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель обращается к обучающимся с вопросом: «С какими механическими силами вы познакомились в ходе изучения темы?»
Заслушав ответы, продолжает: «Повторим основные сведения о каждой силе несколько необычно, написав СИНКВЕЙН».
Учитель подходит к каждой из четырех групп. Руководитель группы вытаскивает конверт, в котором указана сила.
Далее учитель обращает внимание обучающихся на доску, где написано правило составления СИНКВЕЙНА. (Приложение 4.)

Затем переключает внимание обучающихся на раздаточный материал на столах. (Приложение 5.)

На листах перечислены 8 прилагательных, 12 глаголов, 4 ключевых фразы, 4 существительных-резюме.

Первое существительное в синквейнах у всех групп будет - СИЛА. Учитель обращается к обучающимся: «Используя правила написания синквейна, выбрав из перечисленных два прилагательных, три глагола, одну ключевую фразу и одно существительное-резюме, составьте синквейн для силы, название которой вы получили»

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
поиск и выделение информации
моделирование
подведение под понятие, выведение следствий

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Контроль
Коррекция
Оценка

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Учитель и обучающиеся заслушивают синквейны, составленные каждой группой, После представления выясняем, для какой силы он написан, правильные ли слова были выбраны из списка, если нет, то осуществляем корректировку.

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
инициативное сотрудничество

Коррекция
Оценка

Моделирование

Учитель обращается к обучающимся: «Следующий этап работы будет заключаться в составлении опорного конспекта ОК - 2, который будет называться «Силы в природе»
В ходе работы вы должны собрать и систематизировать ту информацию, которую мы обсудили с вами на предыдущем этапе, оценивая синквейны.

Каждая группа должна оформить опорный конспект следующего вида:

- I группа – кластер (Приложение 6)

-II группа – структурная схема (Приложение 7)

-III группа – логико-смысловая модель (Приложение 8)

-IV группа – образно-символический

(Презентация 9)
Перед вами маркеры, листы ватмана, приступайте"

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание

Моделирование,
синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов,
знаково-символические,
поиск и выделение информации,
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Прогнозирова-ние
Планирование
Контроль

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Группы демонстрируют свои опорные конспекты, делают комментарии.

Далее в течение 1-2 мин. группы выставляют баллы за опорные конспекты других групп по критериям, которые находятся на рабочих столах.

(Приложение 10), (Приложение 11)

После чего, делаем вывод о том, какой опорный конспект наиболее удобен и информативен.

В заключении учитель благодарит обучающихся за работу и обращается к обучающимся: «Урок хочу закончить словами Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…» и просит прокомментировать как эти слова связаны с темой урока.

Самоопределе-ние
Смыслообразо-вание
Нравственно-этического оценивания

 

 

Оценка

Приложение 1.

Армия, беда сколько, бездна, благодать, вага, вагон, вакана, вес, власть, влияние, во сколько, воз и маленькая тележка, войско, всевластие, всемогущество, всесилие, всесильность, гибель, давление, двужильность, действенность, держава, до черта, дух, дэ, жуть сколько, завались, залейся, засилье, значимость, значительность, интенсивность, кордебаталия, крепость, крупность, куча, магнетизм, масса, много, множество, могота, могучесть, могущественность, могущество, моченька, мочь, мощность, мощь, навалом, нажим, напряжение, напряженность, насилие, невпроворот, немало, неудержимость, неуязвимость, нещадность, основательность, острота, палка, пар, паренка, пневма, политсила, полным-полно, правомочность, преимущество, принуждение, промысел, пропасть, прорва, пруд пруди, рабсила, разительность, рать, сверхсила, светосила, секрет, силенка, силища, силушка, сколько угодно, стихия, стойкость, страсть сколько, страх сколько, суть, твердость, тьма, тьма тем, тьма-тьмущая, тяга, убедительность, ужас сколько, уйма, уймища,, цена, ценность,, экспрессия.

Приложение 2.

 

Физическая величина

Физическое явление

Единица измерения

 

 


 

 

СИЛА

ВСЕМИРНОЕ ТТЯГОТЕНИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

 

 

ВЕС

Н/КГ

М/С

 

 

 

ДЕФОРМАЦИЯ

 

 

 

НЕВЕСОМОСТЬ

УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ

 

 

 

МАССА

КГ

 

 

 

ТРЕНИЕ

ЖЕСТКОСТЬ

 

 

 

М

 

 

 

УДЛИНЕНИЕ

Н

Н/М

 

 


 


 


 


 

Приложение 3.

Приложение 4.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Состоит из 5 строк:

тема существительное,

два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

три глагола по теме,

осмысленная фраза на данную тему,

резюме к теме (желательно 1 слово)


 


 


 


 

Приложение 5.

Всемирная, вредная, иногда нулевая, электромагнитная, универсальная, возвращающая, полезная, непостоянная.


 

Притягивает, сохраняет, препятствует, действует, влияет, давит, восстанавливает, растягивает, тормозит, уравновешивает, удерживает, мешает.

Без нее не существовало бы ничего (ни морей и океанов, ни атмосферы, ни Солнечной Системы)

Без нее не обойтись ни в повседневном быту, ни в архитектуре, ни в строительстве, ни на транспорте.

Сопровождает нас везде и всюду.

В обиходе часто путают с массой.

Сопротивление.

Жесткость.

Гравитация.

Опора, подвес.

Приложение 6.

Приложение 7.

 

СИЛА

 

 

Природа:

Природа:


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

П

К1

К2

К3

К4

К5

Причина

Название


 

Природа


 

Точка приложения


 

Направление


 

риложение 8.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 9.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 10.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

1. Лаконичность. Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов (300-400 печатных знаков). Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучающегося, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучающиеся, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. (Опорные конспекты для разных групп студентов могут быть разными — необходимо учитывать уровень базовых знаний студентов при составлении первых совместных опорных конспектов).

2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи. Всё эти навыки развиваются у студента незаметно для него — просто в ходе изучения материала.

3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

6. Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания. Обучаемые должны будут по памяти воспроизводить разобранные опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой форме воспроизводимой от руки на бумаге, а не в высокохудожественной манере. Сигналы должны быть логичны и понятны всем. Полезный приём при составлении опорных сигналов — использование удобно-читаемых аббревиатур.

7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т. е. воздействует на студента своими эстетическими качествами.

8. Компактность расположения учебного материала.

9. Занимательность и парадоксальность. Очень хорошо, если есть возможность вставить изображение, которое вызвало бы удивление, недоумение или восторг.

Приложение 11.

 

I группа

II группа

III группа

IV группа

Лаконичность

       

Структурность

       

Наличие смысловых акцентов

       

Автономность

       

Ассоциативность и образность

       

Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания

       

Цветовая наглядность

       

Компактность расположения учебного материала

       

Занимательность и парадоксальность

       


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С благодарностью за интересные приложения и выполненные заготовки к уроку, что делает урок универсально-комбинаторным.

28 October 2017