Повторительно - обобщающий урок по теме «Силы в природе» (Физика, 7 класс)
Технологическая карта урока |
|
Учитель: |
Троцкая Ж. Е. |
Предмет: |
Физика |
Класс: |
7 |
Автор УМК: |
А. В. Перышкин |
Тема урока: |
Повторительно - обобщающий урок по теме "Сила. Вспомнить все" |
Задачи: |
|
Образовательные: |
-обобщить материал по теме "Силы в природе" как систему знаний |
Воспитательные: |
-совершенствовать навыки общения |
Развивающие: |
-продолжить развитие умения сравнивать |
Планируемые результаты: |
|
Личностные: |
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
Предметные: |
-умения применять теоретические знания по физике на практике, -решать физические задачи на применение полученных знаний |
Метапредметные: |
-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, -овладение эвристическими методами решения проблем, -формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, -развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение |
Ресурсы: |
|
Основные: |
ПК учителя, медиапроектор, интерактивная доска |
Дополнительные: |
раздаточный материал |
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков |
Цель: |
-усвоение знаний о силах в системе |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||
Организационный этап |
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. |
Самоопределе-ние |
|
|
|
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Учитель обращается к обучающимся: «Этому слову принадлежит своеобразный рекорд. Почти в любом толковом словаре объяснению этого слова отводится едва ли не самое важное место. Разнообразие смыслов, в которых оно употребляется поистине удивительно!» |
Смыслообразо-вание |
формулирование познавательной цели |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) |
Целеполагание |
Актуализация знаний |
Учитель отмечает, что в ходе изучения темы обучающиеся познакомились с новыми физическими явлениями, величинами, единицами измерения. Учитель обращается к обучающимися: «Распределите объекты по группам: 1 - физические явления, 2- физические величины, 3 - единицы измерения» Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. Далее осуществляем проверку и выставляем оценки. |
Самоопределе-ние |
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Контроль |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) |
Учитель обращается к обучающимся: «Следующий этап нашей работы назовем образно "Сила. Вспомнить все!" |
Самоопределе-ние |
знаково-символические |
инициативное сотрудничество в сборе информации |
Контроль |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
Учитель обращается к обучающимся с вопросом: «С какими механическими силами вы познакомились в ходе изучения темы?» Затем переключает внимание обучающихся на раздаточный материал на столах. (Приложение 5.) На листах перечислены 8 прилагательных, 12 глаголов, 4 ключевых фразы, 4 существительных-резюме. Первое существительное в синквейнах у всех групп будет - СИЛА. Учитель обращается к обучающимся: «Используя правила написания синквейна, выбрав из перечисленных два прилагательных, три глагола, одну ключевую фразу и одно существительное-резюме, составьте синквейн для силы, название которой вы получили» |
Самоопределе-ние |
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) |
Контроль |
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция |
Учитель и обучающиеся заслушивают синквейны, составленные каждой группой, После представления выясняем, для какой силы он написан, правильные ли слова были выбраны из списка, если нет, то осуществляем корректировку. |
Самоопределе-ние |
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Коррекция |
Моделирование |
Учитель обращается к обучающимся: «Следующий этап работы будет заключаться в составлении опорного конспекта ОК - 2, который будет называться «Силы в природе» Каждая группа должна оформить опорный конспект следующего вида: - I группа – кластер (Приложение 6) -II группа – структурная схема (Приложение 7) -III группа – логико-смысловая модель (Приложение 8) -IV группа – образно-символический (Презентация 9) |
Самоопределе-ние |
Моделирование, |
Контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Прогнозирова-ние |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Группы демонстрируют свои опорные конспекты, делают комментарии. Далее в течение 1-2 мин. группы выставляют баллы за опорные конспекты других групп по критериям, которые находятся на рабочих столах. (Приложение 10), (Приложение 11) После чего, делаем вывод о том, какой опорный конспект наиболее удобен и информативен. В заключении учитель благодарит обучающихся за работу и обращается к обучающимся: «Урок хочу закончить словами Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…» и просит прокомментировать как эти слова связаны с темой урока. |
Самоопределе-ние |
|
|
Оценка |
Приложение 1.
Армия, беда сколько, бездна, благодать, вага, вагон, вакана, вес, власть, влияние, во сколько, воз и маленькая тележка, войско, всевластие, всемогущество, всесилие, всесильность, гибель, давление, двужильность, действенность, держава, до черта, дух, дэ, жуть сколько, завались, залейся, засилье, значимость, значительность, интенсивность, кордебаталия, крепость, крупность, куча, магнетизм, масса, много, множество, могота, могучесть, могущественность, могущество, моченька, мочь, мощность, мощь, навалом, нажим, напряжение, напряженность, насилие, невпроворот, немало, неудержимость, неуязвимость, нещадность, основательность, острота, палка, пар, паренка, пневма, политсила, полным-полно, правомочность, преимущество, принуждение, промысел, пропасть, прорва, пруд пруди, рабсила, разительность, рать, сверхсила, светосила, секрет, силенка, силища, силушка, сколько угодно, стихия, стойкость, страсть сколько, страх сколько, суть, твердость, тьма, тьма тем, тьма-тьмущая, тяга, убедительность, ужас сколько, уйма, уймища,, цена, ценность,, экспрессия.
Приложение 2.
Физическая величина
Физическое явление
Единица измерения
СИЛА
ВСЕМИРНОЕ ТТЯГОТЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВЕС
Н/КГ
М/С
ДЕФОРМАЦИЯ
НЕВЕСОМОСТЬ
УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
МАССА
КГ
ТРЕНИЕ
ЖЕСТКОСТЬ
М
УДЛИНЕНИЕ
Н
Н/М
Приложение 3.
Приложение 4.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Состоит из 5 строк:
тема существительное,
два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
три глагола по теме,
осмысленная фраза на данную тему,
резюме к теме (желательно 1 слово)
Приложение 5.
Всемирная, вредная, иногда нулевая, электромагнитная, универсальная, возвращающая, полезная, непостоянная.
Притягивает, сохраняет, препятствует, действует, влияет, давит, восстанавливает, растягивает, тормозит, уравновешивает, удерживает, мешает.
Без нее не существовало бы ничего (ни морей и океанов, ни атмосферы, ни Солнечной Системы)
Без нее не обойтись ни в повседневном быту, ни в архитектуре, ни в строительстве, ни на транспорте.
Сопровождает нас везде и всюду.
В обиходе часто путают с массой.
Сопротивление.
Жесткость.
Гравитация.
Опора, подвес.
Приложение 6.
Приложение 7.
СИЛА
Природа:
Природа:
П
К1
К2
К3
К4
К5
Причина
Название
Природа
Точка приложения
Направление
Приложение 9.
Приложение 10.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
1. Лаконичность. Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов (300-400 печатных знаков). Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучающегося, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучающиеся, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. (Опорные конспекты для разных групп студентов могут быть разными — необходимо учитывать уровень базовых знаний студентов при составлении первых совместных опорных конспектов).
2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи. Всё эти навыки развиваются у студента незаметно для него — просто в ходе изучения материала.
3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
6. Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания. Обучаемые должны будут по памяти воспроизводить разобранные опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой форме воспроизводимой от руки на бумаге, а не в высокохудожественной манере. Сигналы должны быть логичны и понятны всем. Полезный приём при составлении опорных сигналов — использование удобно-читаемых аббревиатур.
7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т. е. воздействует на студента своими эстетическими качествами.
8. Компактность расположения учебного материала.
9. Занимательность и парадоксальность. Очень хорошо, если есть возможность вставить изображение, которое вызвало бы удивление, недоумение или восторг.
Приложение 11.
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
|
Лаконичность |
||||
Структурность |
||||
Наличие смысловых акцентов |
||||
Автономность |
||||
Ассоциативность и образность |
||||
Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания |
||||
Цветовая наглядность |
||||
Компактность расположения учебного материала |
||||
Занимательность и парадоксальность |
Спицына Любовь Ивановна