Урок по теме «Сила трения в природе и технике» (Физика, 7 класс)
Урок по теме
«Сила трения в природе и технике»
7 класс
Место урока в учебном плане:
Сегодня на уроке продолжается изучение темы “Взаимодействие тел». При изучении темы были получены определенные знания. Их на уроке необходимо повторить, систематизировать и продолжить раскрывать тайну трения. При таком подходе учащиеся получат научно – обоснованную информацию, которая поможет им глубже изучить данный вопрос, детально разобраться в сущности процессов и явлений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Смешанный с элементами исследовательской работы
Цель урока:
Сформировать у учащихся единое, целостное представление о физической природе силы трения, рассмотреть виды силы трения и применение силы трения в природе и технике
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать умение самостоятельно делать выводы.
Отработать навыки работы с физическими приборами.
Контроль знаний.
Развивающие:
Развивать речевые навыки.
Развивать теоретическое мышление.
Развивать способности к анализу и синтезу.
Привитие вкуса к исследовательской работе,
Воспитательные:
Развивать стремления к познанию.
Учить детей видеть практическую пользу знаний.
Продолжить формирование коммуникативных умений.
Методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемные (вопросы)
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная
Межпредметные связи:
изобразительное искусство
информатика
биология
литература
Комплексно-методическое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор
программа Mikrosoft Power Point,
физические приборы (желоб, штатив, цилиндр, шарик, динамометр, набор грузов, лупа, стеклышки, бумага, деревянные бруски, карандаши).
Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин § 30,31, 32.
Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, глава 15.
Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания, инструкция по ТБ, листок рефлексии).
Презентация «Сила трения в природе и технике».
Видеоролик "Сила трения"
Видеоролик "Трение в живой природе "
Аннотация:
Урок позволяет обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике. Продолжает формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развивает интеллектуальные способности учащихся.
План урока
Организационный момент (2 минуты)
Актуализация имеющихся знаний (10 минут)
Объяснение нового материала (15 минут).
Закрепление (5 минут).
Контроль знаний (10 минут)
Организация домашнего задания (3 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации (2 минуты)
Мотивация учеников: Сила трения играет очень большую роль в жизни каждого человека и во всех отраслях техники. С ней приходится бороться, а в каких-то случаях увеличивать. Поэтому о ней надо знать как можно больше. Лучший метод познания – исследование, эксперимент.
Учащиеся заходят в класс, занимают места за партами. На столах лежат физические приборы, листы с заданиями, опросные листы.
Формулировка темы урока и постановка цели урока
(Презентация, слайд № 1, 2)
II. Актуализация имеющихся знаний (10 минут)
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.
(Обсуждение проблемных вопросов, повторение основных понятий по данной теме на основе демонстрационных опытов)
С явлением трения мы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.
(Презентация, слайд № 3)
Опыт первый: толкните брусок по столу; он остановится через некоторое время.
Тело остановилось, значит, для постоянного движения его все время надо толкать или его что-то тормозило? Что же?
- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозится. На тело действует сила трения.
И как же она направлена?
- Против движения.
Почему вы так считаете?
- Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.
Опыт второй: Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
- На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
В чем тут дело?
Давайте рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу.
- Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.
Значит, в чем же причина трения?
- В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Опыт третий: Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.
Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает?
- Не так уж легко.
Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?
- Притяжение молекул взаимодействующих тел.
(Презентация, слайд № 4)
Вывод: Итак, мы вспомнили причины возникновения трения:
1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел
2. Притяжение молекул взаимодействующих тел
(Презентация, слайд № 5)
Опыт четвертый: демонстрация с цилиндром.
1. Скатывающимся по наклонному желобу;
2. Цилиндр не может скользить по желобу.
3. Демонстрация с шариком, скатывающимся по наклонному желобу.
Какие виды силы трения были продемонстрированы? Приведите свои примеры.
Трение
Трение покоя.
Как говорится, нет худа без добра. Трение ведь не только вредит движению, оно способствует также и устойчивости тел. Не будь его, все будет катиться, и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Мало того. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.
(Перельман Я.И. Занимательная физика. Если бы не было трения. с.39)
Выдержки из газет (декабрь 1927 г.)
“Лондон, 21. Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…”
“Париж, 21. Гололедица в Париже и его пригородах вызвала многочисленные несчастные случаи…” Видеоролик (Приложение 1)
Гимнастика для глаз (Приложение 1)
III. Объяснение нового материала (15 минут).
(Презентация, слайд № 6)
Давайте рассмотрим картину В.Перова “Тройка” с точки зрения естествоиспытателя. Какой вид трения имеет здесь место?
- Трение скольжения.
Почему так тяжело вести детям сани?
- Очень тяжелый груз.
Значит, если бы груз не был таким тяжелым, сила трения была бы меньше?
- Да.
Следовательно, сила трения зависит еще и от веса груза. Как?
- Чем больше вес, тем больше сила трения.
(Презентация, слайд № 7)
1. Фронтальный опыт (учащиеся записывают в тетради показания динамометра)
А) Положите на брусок три груза и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра.
Б) Теперь оставляем на бруске два груза и, наконец, снимаем все грузы. Выполните все действия и запишите показания динамометра.
В) Сравните полученные результаты измерений, и сделайте вывод.
- Чем больше нагрузка, тем больше сила трения.
Какими еще способами можно уменьшить трение?
(Убрать неровности, т.е. отшлифовать поверхности)
2. (Презентация, слайд № 8)
Способы уменьшения и увеличения трения
3. Иллюстрации о применении силы трения в природе (слон, мамонт, змея, обезьяна, растения) (Презентация, слайд № 9-13). Сообщение по этому вопросу делают учащиеся класса.
Видеоролик (фрагмент) " Трение в живой природе"(Приложение 1)
4. Применение силы трения в технике.
Работа с учебником (А.В. Перышкин, Физика 7 класс) с. 64 – 65
(Презентация, слайд № 14,15,16)
Вывод: трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
Вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Ибо, как сказал А.Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем – источник истинной науки”.
Открыв одну тайну, мы стоим на пороге другой.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но давайте заглянем “в себя” как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители? (Презентация, слайд № 17)
Психологический тест (Презентация, слайд № 17)
1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху?
Запишите результат буквами “Л” или “П”.
2. Возьмите лист с небольшим отверстием. Расположив его на расстоянии примерно 20 см от глаз, посмотрите через отверстие на авторучку, которая находится в вытянутой руке. Поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрытии какого глаза авторучка становится не видна? Результат также запишите.
3. Скрестите руки на груди (“поза Наполеона”). Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.
4. Изобразите “бурные аплодисменты”. Ладонь какой руки у вас сверху?. Запишите.
Подведем итоги, учитывая, что результат “ЛЛЛЛ” соответствует художественному типу личности, а “ПППП” - типу мыслителя (это связано с функциональной асимметрией мозга человека: у “ художников” более развито правое полушарие и преобладает образное мышление, у “мыслителей” - соответственно левое полушарие и логическое мышление)
Пусть ваши способности помогут вам при выполнении следующих заданий.
Физкультминутка (Приложение 2)
IV. Закрепление.(5 минут)
(Презентация, слайд № 18)
Ответить на вопросы:
- С какой целью подножки и поверхности педалей управления для сельскохозяйственных машин изготовляют с рельефным рисунком?
- Почему при завязывании мешков с сельскохозяйственной продукцией не используют шелковые шнурки?
- Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации?
- Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. С какой целью?
- Почему проходимость груженого автомобиля больше, чем порожнего?
- Почему большим цистернам придают обтекаемую форму?
- Почему, если заржавел болт (или гайка), то перед тем как поставить его (ее) на место, надо смазать эту деталь или окунуть в солярку?
V. Контроль знаний. (10 минут)
Тестовая работа (Приложение 3)
Текст работы получает каждый ученик.
Варианты ответов записываются в таблицу
VI. Домашнее задание: (Презентация, слайд № 20)
1. Параграф 30, 31,32
Почемучка рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня – несколько поперечных рисок. «Для чего это?», – спросил он папу, который строил сарай. Что ответил папа?
Народ сложил множество поговорок о трении. Например: «не подмажешь – не поедешь», «колодезная веревка сруб перетирает». Какие пословицы о трении вы знаете? Объясните их физический смысл.
Творческое задание. Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”.
Заключение
Основу научного метода познания заложил итальянский ученый Г. Галилей. И мы на уроке изучили новый материал, идя именно этим путем, совершая свои маленькие открытия о трении. Достигли ли мы цели урока?
Рефлексия (Приложение 4)
Все известно вокруг,
Тем не менее
На Земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.
Большое спасибо за урок!
Источники информации: (Презентация, слайд № 21)
Диск «Библиотека электронных наглядных пособий», Физика, 7-11 класс (Кирилл и Мефодий)
Материалы Интернета (картинки)
Энциклопедия для детей. Том 16.ч.1-М.:Аванта +,2000
Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 7 класс - М.: Дрофа, 2012.
Перышкин А.В. Физика. 7 кл. М.: Дрофа, 2013.
Перельман Я.Н. Занимательная физика. Кн. 1,2 – М.,: Наука, 2006