Дидактический тренажер "Собери сказку", направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Дидактический тренажер «Собери сказку», направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
Наталья Александровна Шелудякова,
учитель-дефектолог
МАОУ «СОШ №3»,
г. Северодвинск
Пояснительная записка
Дидактический тренажер «Собери сказку» разработан с целью формирования навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
Современная система образования предъявляет большие требования к качеству обучения школьников. Именно сформированный навык чтения способствует качественному овладению учебным материалом [1; 2].
В то же время, процесс овладения чтением вызывает значительные трудности у школьников с ЗПР. Затруднения вызывает как техническая (способ, правильность, выразительность, скорость и темп), так и смысловая (понимание прочитанного) стороны чтения [5]. Под смысловой стороной чтения следует понимать совокупное осознание читающим значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; содержания каждого предложения; содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); основного смысла всего содержания текста [3].
Трудности освоения чтения у обучающихся с ЗПР вызваны также психолого-физиологическими особенностями развития данной категории детей. Для детей с ЗПР характерна неравномерность развития отдельных психических функций, эмоциональная незрелость, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормотипичного ребенка. В связи с вышеперечисленными особенностями для младших школьников с ЗПР необходимо создание специальных условий для организации обучения. Такие обучающиеся требуют более частого переключения с одного вида деятельности на другой, предоставления более яркого стимульного материала, опоры на зрительный образ. В учебном процессе таким требованиям отвечают различные дидактические игры и пособия [4].
Дидактический тренажер «Собери сказку» отвечает всем вышеперечисленным требованиям, т.к. содержит яркий стимульный материал и опору на наглядность.
Разработанное пособие представляет собой карточку формата А4, на которой в первом столбце представлен текстовый материал для чтения (сказка, разделенная на смысловые части), а во втором столбце – картинки, подходящие по сюжету к частям сказки из первого столбца. Картинки расположены в случайном порядке. Обучающимся предлагается следующая инструкция: «В сказке все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно», школьнику необходимо прочитать предложенный текст и соединить его с подходящей картинкой.
Данное пособие подойдет, прежде всего, специалистам, организующим коррекционно-развивающую работу с обучающими с ЗПР – учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, а также учителям начальных классов.
Список использованной литературы
1. Дебердеева Т.Х. Методические рекомендации. Приемы и стратегии смыслового чтения как средство формирования читательской грамотности школьников и повышения качества обучения. URL: https://viro33.ru/download/Метреки%20Дебердеева().pdf
2. Зелепукина О.Ю. Теоретические основы формирования навыка чтения у учащихся младших классов с ЗПР. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184221-teoreticheskie-osnovy-formirovanija-navyka-ch
3. Кулешова А. Е. Актуальные проблемы развития навыка осознанного чтения у подростков с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/7712-aktualnie-problemi-razvitiya-navika-osoznan
4. Новикова В.Н. Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-c.3698695/
5. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с ЗПР. / Н.А. Цыпина – М.: Просвещение, 1998
Дидактический тренажер «Собери сказку», направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
Автор:
Шелудякова Наталья Александровна
учитель-дефектолог
МАОУ «СОШ №3»
г.Северодвинска
2024 год
В сказке «Курочка Ряба» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.
Жили-были дед да баба. | ||||
И была у них Курочка Ряба. | ||||
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. | ||||
Дед бил — не разбил. | ||||
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. | ||||
Плачет дед, плачет баба. | ||||
А Курочка Ряба говорит им: |
В сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. | ||||
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. | ||||
Лапоть говорит пузырю: | ||||
— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. | ||||
Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду | ||||
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул. | ||||
да и лопнул. |
В сказке «Кораблик» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. | ||||
— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду. | ||||
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал брызгать друзей. | ||||
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. | ||||
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку. | ||||
Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку. | ||||
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик! | ||||
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! | ||||
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! |
Электронные ресурсы
https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-suteeva/korablik/
https://cdn.culture.ru/images/9c758f8b-04f4-5388-8fde-688ee6455bcf