Дидактический тренажер "Собери сказку", направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития

4
0
Материал опубликован 16 October

Дидактический тренажер «Собери сказку», направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

Наталья Александровна Шелудякова,

учитель-дефектолог

МАОУ «СОШ №3»,

г. Северодвинск


Пояснительная записка


Дидактический тренажер «Собери сказку» разработан с целью формирования навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

Современная система образования предъявляет большие требования к качеству обучения школьников. Именно сформированный навык чтения способствует качественному овладению учебным материалом [1; 2].

В то же время, процесс овладения чтением вызывает значительные трудности у школьников с ЗПР. Затруднения вызывает как техническая (способ, правильность, выразительность, скорость и темп), так и смысловая (понимание прочитанного) стороны чтения [5]. Под смысловой стороной чтения следует понимать совокупное осознание читающим значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; содержания каждого предложения; содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав); основного смысла всего содержания текста [3].

Трудности освоения чтения у обучающихся с ЗПР вызваны также психолого-физиологическими особенностями развития данной категории детей. Для детей с ЗПР характерна неравномерность развития отдельных психических функций, эмоциональная незрелость, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормотипичного ребенка. В связи с вышеперечисленными особенностями для младших школьников с ЗПР необходимо создание специальных условий для организации обучения. Такие обучающиеся требуют более частого переключения с одного вида деятельности на другой, предоставления более яркого стимульного материала, опоры на зрительный образ. В учебном процессе таким требованиям отвечают различные дидактические игры и пособия [4].

Дидактический тренажер «Собери сказку» отвечает всем вышеперечисленным требованиям, т.к. содержит яркий стимульный материал и опору на наглядность.

Разработанное пособие представляет собой карточку формата А4, на которой в первом столбце представлен текстовый материал для чтения (сказка, разделенная на смысловые части), а во втором столбце – картинки, подходящие по сюжету к частям сказки из первого столбца. Картинки расположены в случайном порядке. Обучающимся предлагается следующая инструкция: «В сказке все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно», школьнику необходимо прочитать предложенный текст и соединить его с подходящей картинкой.

Данное пособие подойдет, прежде всего, специалистам, организующим коррекционно-развивающую работу с обучающими с ЗПР – учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, а также учителям начальных классов.


Список использованной литературы


1. Дебердеева Т.Х. Методические рекомендации. Приемы и стратегии смыслового чтения как средство формирования читательской грамотности школьников и повышения качества обучения. URL: https://viro33.ru/download/Метреки%20Дебердеева().pdf

2. Зелепукина О.Ю. Теоретические основы формирования навыка чтения у учащихся младших классов с ЗПР. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184221-teoreticheskie-osnovy-formirovanija-navyka-ch

3. Кулешова А. Е. Актуальные проблемы развития навыка осознанного чтения у подростков с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/7712-aktualnie-problemi-razvitiya-navika-osoznan

4. Новикова В.Н. Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-c.3698695/

5. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с ЗПР. / Н.А. Цыпина – М.: Просвещение, 1998


Дидактический тренажер «Собери сказку», направленный на формирование навыков осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.


t1729105866aa.png






Автор:

Шелудякова Наталья Александровна

учитель-дефектолог

МАОУ «СОШ №3»

г.Северодвинска









2024 год




В сказке «Курочка Ряба» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.

Жили-были дед да баба.




t1729105866ab.jpg

И была у них Курочка Ряба.




t1729105866ac.png

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.





t1729105866ad.jpg

Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.




t1729105866ae.png

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.




t1729105866af.png

Плачет дед, плачет баба.




t1729105866ag.png

А Курочка Ряба говорит им:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!




t1729105866ah.png



В сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.




t1729105866ai.png

Пошли они в лес дрова рубить.

Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.




t1729105866aj.png

Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем!




t1729105866ak.png

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег.




t1729105866al.png

Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась.

Лапоть упал в воду




t1729105866am.png

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.




t1729105866an.png

да и лопнул.




t1729105866ao.jpg







В сказке «Кораблик» все картинки перепутались. Помоги соединить предложения и картинки правильно.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.




t1729105866ap.png

Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.




t1729105866aq.png

Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал брызгать друзей.




t1729105866ar.png

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.




t1729105866as.png

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок — ореховую скорлупку.




t1729105866at.png

Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.




t1729105866au.png

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!




t1729105866av.png

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!




t1729105866aw.png

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…

И не догонишь!




t1729105866ax.png

Электронные ресурсы

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-skazki-pro-zhivotnyh/kurochka-ryaba/

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-skazki-pro-zhivotnyh/puzyr-solominka-i-lapot/

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-suteeva/korablik/

https://cdn.culture.ru/images/9c758f8b-04f4-5388-8fde-688ee6455bcf






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.