12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Колташева36
1

Проектно-исследовательская работа «Формирование сенсорных эталонов дошкольников с задержкой психического развития»


 

«Формирование сенсорных эталонов дошкольников с задержкой психического развития»

Здоровье детей во многом зависит от того, каким он увидит окружающий мир, как взрослый ему его представит.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсорной сферы.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, величине, а так же запахе, вкусе и т. п.

В области общей и специальной психологии вопросами формирования и развития сенсорной сферы занимались такие авторы как: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Луриа, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев и др., однако публикаций посвященных решению данного вопроса с детьми дошкольного возраста с ЗПР до сих пор не достаточно.

Цель исследования: разработать и апробировать программу по развитию у дошкольников с задержкой психического развития сенсорных эталонов.

Задачи:

Проанализировать психолого – педагогическую литературу об особенностях психолого – педагогического развития дошкольников с задержкой психического развития

Выявить особенности сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.

Разработать и апробировать содержание программы по коррекции и развитию сенсорной сферы у дошкольников с задержкой психического развития.

Сформулировать выводы по результатам данной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов и их возможно развивать если:

- Использовать сенсорные эталоны, направленные на развитие цвета, формы и величины различной модальности;

-При проведении занятий с детьми использовать принцип последовательности и индивидуальности;

- Использовать игру, как основной метод развивающей работы

- создать проблемные ситуации в дидактической игре;

Для проведения нашего исследования нами были выбраны три диагностические методики Е.А. Стребелевой

Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А Венгера

Разложи и сложи матрешку.

Задание методике «Дом животного» направлено на умение действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Мы кладем перед ребенком доску и предлагаем ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом на каждое животное. Затем мы по очереди и последовательно вставляем фишки в углубления и объясняем: «У собаки есть свой дом он желтый, у курицы домик белый, у рыбы голубой, у кошки вот какой - черный». Далее мы помогаем ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

2. Задание № 2 «Группировка игрушек» направлено на выявление уровня развития восприятия формы. Умения использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, т. е выполнение группировки по форме.

Мы расставили на столе коробки перед ребенком, обращая внимание ребенка на эталон образец: «Смотри. Здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь (квадрат)». Затем вынимаем из мешочка первый предмет(любой) и говорим: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), (показ квадрата) (показ треугольника?)». После того как ребенок указывает на один из эталонов, мы говорим: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимаем следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. А затем просим разложить все игрушки по коробкам ребенка самостоятельно.

Задание № 3 « Разложи и сложи матрешку» направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Мы показываем ребенку матрешку и просим его посмотреть, что там есть, т. е собрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просим собрать их все в одну. В случае затруднения проводим обучение.

Результаты исследования по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы.

Проанализировав второе задание, мы пришли к выводу , что среди детей контрольной группы с заданием справились (75%) 9 человек, но допускали ошибки, (66,7%) 8 человек действовали не ориентируясь на образец. (25%) 3 человека не принимали и не понимали задание. Среди детей экспериментальной группы также справились с заданием (75%) 9 человек, (25%) 3 человека не справились с заданием.

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения коррекционной работы».

Проанализировав третье задание оказалось, что и в контрольной и экспериментальной группе все справились с заданием. В контрольной группе 42% (5 человек) детей приняли и поняли задание, но выполнили его методом перебора вариантов. Остальные 58% (7 человек) приняли задание, но не учитывали величину частей матрешки. В экспериментальной группе 58% (7 человек) приняли задание, но выполняли его методом проб

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития до проведения программы

По результатам нашего обследования, можно сделать вывод, что результаты между подгруппами с задержкой психического развития не значимы. Дети имеют одинаковый уровень развития сенсорных эталонов. (приложение2, таблица 2)

Разработанная нами программа была апробирована в октябре – декабре 2017 года. Развивающие занятия проводились с одной подгруппой в количестве 12 человек. Дети увлеченно и с большим желанием выполняли задания, предусмотренные нашей программой.

Для выявления эффективности коррекционной программы нами была проведена повторная диагностика уровня сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Нами использовались те же методики, что и при первом исследовании (приложение 1) Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.

Результаты исследования умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета по методике «Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)» в контрольной группе и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программ

Проанализировав второе задание, мы видим, что показатели экспериментальной группы повысились, все дети справились с заданием. Из них (25%) 3 ребенка практически самостоятельно выполнили задание. В контрольной группе (17%) 2 ребенка так и не смогли справиться с посталенным заданиемю

Результаты исследования уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны по методике «Группировка игрушек
(адаптированный вариант методики Л.А. Венгера)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения коррекционной работы».

Проанализировав результаты третьего задания мы увидели, что дети с задержкой психического развития контрольной и экспериментальной группы стали успешнее справляться с заданием, стали выделять большие и маленькие предметы, различать их по высоте. (33%) 4 ребенка из экспериментальной группы правильно составили сериационный ряд.

Результаты исследования уровня развития ориентировки на величину по методике «Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)» в контрольной и экспериментальной группе детей с задержкой психического развития после проведения программы

Результаты между группами дошкольников с задержкой психического развития в контрольной и экспериментальной группе значимы, следовательно, мы можем сделать вывод о различии групп.

До проведения нашей развивающей программы дети обеих групп примерно одинаково справлялись с заданиями. То после апробации мы видим, что дети экспериментальной группы с заданиями стали справляться гораздо успешнее, а именно:

По методике «Дом животного» дети экспериментальной группы улучшили свои результаты, появились представления об оттенке цвета

При группировке игрушек дети научились словесно обозначать форму предметов, соотносить предметы друг с другом.

При методике разбери и сложи матрешку дети стали уметь выделять большие и маленькие предметы, научились составлять сериационные ряды.

Согласно итогов проведенной работы и полученных данных показатели развития сенсорных эталонов у дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной группы значительно улучшились.

Результаты коррекционной развивающей работы

По данным исследования мы установили, что уровень сенсорного развития у дошкольников с задержкой психического развития из экспериментальной группы в процессе коррекционной работы повысился. Дети усвоили сенсорные эталоны, умеют обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, величине.

Опубликовано


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 11.04.18 в 22:30 1Ответить Пожаловаться
Это не статья на тему конкурса!
Медведникова Инга Николаевна, 13.04.18 в 15:34 0Ответить Пожаловаться
исследовательская работа
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.