Статья «Методика работы с логическими задачами, направленными на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики»
Методика работы с логическими задачами, направленными на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики
Мальшакова Яна Алексеевна
учитель начальных классов ГАПОУ НТПК 1
Аннотация: в данной статье автор уделяет особое внимание влиянию логических задач на развитие познавательных УУД. Цель данной статьи: рассмотреть методику работы с логическими задачами, понять и представить, как они отражаются на развитие познавательных УУД у обучающихся с ЗПР.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, обучающиеся с задержкой психического развития, логические задачи, развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР.
В современной системе образования формирование познавательных универсальные учебные действия считаются неотъемлемой частью образовательного процесса. Для этого ФГОС НОО предусматривает наличие в начальной школе программы развития познавательных УУД, так же определяет в качестве одной из главных задач «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться». Достичь поставленной цели можно благодаря развитию познавательных учебных действий.
Познавательные учебные действия должны развиваться у всех обучающихся, а значит и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в России образование детей с задержкой психического развития – одна из актуальных и обсуждаемых проблем нынешнего образования. Вопрос обучения детей с ЗПР является важным в связи с тем, что численность данной группы значительно увеличивается в обществе с одной стороны, а с другой, появляются новые возможности для их адаптации в обществе
Познавательные УУД – это определенная система способов, с помощью которой можно познать окружающий мир, построить самостоятельно процесс поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В познавательные УУД входит: действия постановки и решения проблем, общеучебные, логические действия.
Логические универсальные учебные действия, которые являются частью познавательных УУД, включают в свой состав действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Курс математики в свете ФГОС НОО второго поколения призван «создать условия для развития познавательных УУД, сформировать логическое и абстрактное мышление у младших школьников с ЗПР, характерные для математической деятельности и необходимые на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения».
Высокими развивающими возможностями обладают логические задачи. Они позволяют развивать умения рассуждать, овладевать приёмами правильных рассуждений, мыслить последовательно. Так как их решение не держится на особых знаниях, объектом усвоения в процессе решения задач являются приёмы рассуждений. Информация, из которой необходимо сделать выводы, задаётся текстом, описывающим вполне обычные ситуации. Решение таких задач учит до конца придумывать незнакомые ситуации, не отступать перед трудностями.
Кроме этого нестандартные логические задачи способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математики [4, с. 32].
Цели, которые следует реализовать при решении логических задач:
1. Формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.
2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности.
3. Поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности).
4. Развитие качеств творческой личности обучающихся с ЗПР, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность.
5. Подготовка обучающихся с ЗПР к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
Логическая задача – это задача, способ решения которой учащимся неизвестен. Такие задачи не приводят в оцепенение обучающегося с ЗПР, так как предполагают собой несколько способов решения. Для решения такой задачи необходим поиск этого решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию [4, с. 43].
Метода, который позволит решить каждую логическую задачу нет, так как логические задачи являются уникальными. Однако при обучении решению логических задач можно и нужно следовать тем же педагогическим условиям, что и при работе со стандартными задачами. Рассмотрим некоторые из них.
Во–первых, необходимо вызвать у обучающихся с ЗПР интерес к решению той или иной задачи. Этому поспособствует тщательный отбор интересных задач. Это могут быть задачи – шутки, задачи - сказки, старинные задачи, превращения математические фокусы, отгадывание чисел и т.д.
Во–вторых, задачи должны быть среднего уровня, так как, не решив задачу или не разобравшись в ее решении, предложенном учителем, обучающиеся с ЗПР могут опустить руки и избегать таких заданий. Для этого необходимо соблюдать меру в оказании помощи. Подсказки должны быть, но их нужно свести к минимуму.
В–третьих, должна быть систематическая работа по обучению решать логические задачи.
При решении нестандартных задач применяются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифметический, графический практический, метод предположения и подбора [3, с. 142].
Не секрет, что успешность использования нестандартных логических задач во многом зависит от педагогических условий, а именно:
1. Сосредоточенность, концентрация внимания младших школьников на изучаемом материале.
2. Собственная инициатива младших школьников с ЗПР «узнать больше».
3. Положительные эмоциональные переживания младших школьников с ЗПР.
Для того, что бы у обучающихся возникло меньше трудностей при решении задач, необходимо придерживаться следующих этапов решения, полное выполнение которых признано считать завершением работы над задачей:
1. Анализ текста задачи
2. Составление плана решения.
3. Осуществление выработанного плана.
4. Исследование полученного решения.
Особенно труден для обучающихся с ЗПР первый этап – анализ текста задачи. Для того, что бы у обучающихся этот этап не вызывал такое количество затруднений, необходимо развивать у них умение анализировать текст задачи с самого начала обучения решению задач.
С этой целью используют построение рассуждения от данных к искомым величинам и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным величинам. Также возможна их комбинация. Составлять план решения задачи можно, опираясь на аналогию, установив похожесть отношений в данной задаче с решенной задачей ранее. [1, с. 95].
Для того, что бы решить логическую задачу, необходимо друг за другом применить две основные операции.
1. Сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной.
2. Разбиение нестандартной задачи на несколько вспомогательных стандартных подзадач.
Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения и моделирования, полезно с самого начала при решении нестандартных задач приучить обучающихся с ЗПР к построению вспомогательной модели задачи – схемы, чертежа, графа, графика, таблицы. Это способствует развитию конкретного и абстрактного мышления во взаимосвязи между собой, так как модель задачи, с одной стороны, дает возможность конкретно представить зависимости между величинами, входящими в задачу, а с другой – способствует абстрагированию от сюжетных деталей, от предметных, описанных в тексте задачи [4, с.16].
Осуществление выработанного плана не вызовет особого труда у обучающихся.
Исследование полученного решения – необязательный этап, но желательно его осуществить, если такая возможность есть.
Знакомство обучающихся с логическими задачами лучше начать с:
1. Задач с данными, которых недостаточно для решения.
2. Нерешаемых задач, развивающих умение осуществлять анализ новой ситуации.
3. С заданий, которые направлены на определение закономерности.
4. С заданий на формирование умения проводить дедуктивные рассуждения (при их решении учащиеся должны проявить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает).
Работа с логическими задачами положительно влияет на развитие познавательных УУД у младших школьников с ЗПР, обеспечивается положительная среда для мыслительных операций.
Логическая задача — это задача, для которой в курсе предмета нет правил и положений, определяющих точность его решения. Задачи подобного типа учат обучающихся использовать не только готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения задач, то есть способствуют умению находить оригинальные варианты решения задач, носят исследовательский характер; оказывают влияние на развитие смекалки, сообразительности обучающихся; разрушают неправильные ассоциации в знаниях и умениях школьников, предполагают нахождение новых связей в знаниях, к переносу знаний в новые условия, к овладению разнообразными приемами умственной деятельности; способствуют повышению прочности и глубины знаний учеников, обеспечивают сознательное усвоение математических понятий [1, с. 65]. Кроме того, они являются мощным средством активизации познавательной деятельности, то есть вызывают интерес и желание работать.
На формирующем этапе познавательных универсальных учебных действий средствами логических задач обучающимся следует предложить разнообразные методы и приемы на разных этапах урока. Включить учеников в регулярную мыслительную деятельность, направленную на поиск решения нестандартных задач, создать им положительные условия для умственного развития [2, с. 32].
Для решения логических задач на уроке математики учитель должен использовать систему методов, которая поможет достичь желаемого результата. Например: метод проблемного обучения, метод анализа и синтеза при решении задач, метод моделирования, исследования, перебора вариантов, переформулировки задачи, решения задачи с конца. Данные методы являются составляющими познавательных УУД.
Опираясь на все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что включение логических задач не требует большой подготовки со стороны учителя, не занимает много времени от урока, вместе с этим позволяет максимально мотивировать обучающихся с задержкой психического развития на самостоятельное мышление, поиск решений, вырабатывает ценные умственные качества: последовательность мысли, логичность, сообразительность, смекалку, то есть способствуют развитию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР.
Библиографический список:
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2013, - 151с.
Гришина С. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности // Молодой учёный. – 2018. - № 20. - С. 31-34. - https://moluch.ru/archive/206/50441.
Староварова М. С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староварова, Е.В. Ковалев, А. В. Захарова. - Москва: ВЛАДОС, 2014, - 167с.
Степанова О. В. Развитие логических универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. https://moluch.ru/archive/106/25198/
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: от 06.10.2009 г., № 347 / Мин-во образования и науки РФ. –-Москва: Просвещение, 2016. - 7с.