Дидактическое пособие «Волшебная мозайка»
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Дидактическое пособие «Волшебная мозайка»
Учитель-логопед: Янькина Т.С.
2021 г.
2
Фонематическое восприятие- способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам- фонемам. Чтобы распознать фонему, необходимо различать ее звуковые признаки.
Восприятие звуков речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношение, но и на развитие фонематического слуха для создания внешней обратной связи и использования ее для нормализации фонематической стороны речи.
Нарушения, связанные с недоразвитием функций фонематической системы, наиболее распростанены среди детей. В русском языке к ним относятся твердость или мягкость ,звонкость или глухость, способ и место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В связи с этим В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:
-смыслоразличительную, соотнесение определенного сочетания фонем со смыслом;
-слухопроизносительную дифференциацию фонем;
-фонематический анализ.
В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, восприятие и анализ окружающей действительности- одна из основных условий развития речевой функции. Поэтому смыслоразличительная функция у говорящих детей не нарушается. Функции слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа часто оказываются недоразвитыми.
При недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются нарушения речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, неточном употреблении слов, бедности словарного запаса. У детей отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа как
3
при выделении звука на фоне слова. Если к концу дошкольного периода фонематическое недоразвитие не было скомпенсировано, то в начале
обучения детей грамоте могут возникнуть серьезные проблемы,которые в дальнейшем могут привести к проявлению определенных видов дислексии и дисграфии,
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии было разработано пособие «Волшебная мозайка», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсировать недоразвитие фонематического восприятия. Работа с пособием создает условия исследовательской деятельности детей, закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, развивает различные стороны психической деятельности- внимание, мышление, память, речь, формирует навык самоконтроля и самооценки.
Для занятий потребуются игровое поле – листы с начерченными сетками в 35 (5*7) квадратов , круглые жетоны желтого цвета. Дети должны свободно ориентироваться в пространстве игрового поля. Предварительно необходимо отработать понятия: «строка», «клетка», «1,2,.., 5 строка», «1, 2, ..7, клетка», закрепить понятия слов, обозначающих четыре основных направления перемещения (вправо, влево, вверх, вниз) в игре «Муха» .Дети перемещают «фишку-муху» по игровому полю в указанном направлении.
Задание: «муха» летает по полю, садится на первую строку во вторую клетку (или –третью строку, пятую клетку и …)» Постепенно задание следует усложнять . Например: «Пропусти две строки и посади «муху» в третью клетку. Определи положение «мухи» . Так же в дальнейшем дети могут самостоятельно задавать направления перемещения «мухи».
В результате данного вида работы у детей формируется умение свободно ориентироваться на плоскости листа , в пространстве игрового поля.
Пособие «Волшебная мозайка» используется для закрепления пройденного материала на подгрупповых занятиях по формированию звуковой стороны речи.
По заданию логопеда дети раскладывают жетоны, начиная с верхнего левого угла , сначала по первой строке, потом по второй, затем по третьей и т.д. Жетон нужно выкладывать,если в слове есть данный звук, если нет – клетку
4
пропустить. Постепенно получаем «фотографию» звука (слово «фотография» наиболее понятно для детей дошкольного возраста).
Лексический материал подбирается от в зависимости от задачи, решаемой на данном занятии:
-выделение звука на фоне слова в сильной позиции (предлагается ряд слов, содержащих и не содержащих этот звук);
-определеиие места звука в слове (выделить звук, определить, где он находится в слове: в начале , середине, конце);
-определение порядка следования звука в слове;
-определение количества слогов в слове.
При подборе материала можно закреплять изучаемую на данном этапе лексическую тему, отрабатывать некоторые грамматические категории.
Пособие может быть использовано как на индивидуальных , так и на подгрупповых занятиях.
Примеры работы с пособием.
Цель- уточнение обобщающих понятий.
Задание №1
Инструкция. Поставить фишку в клетку, если слышится звук {а} в начале слова.
1-я строка: июнь, август, июль;
2-я строка: автобус, поезд, автомобиль;
3-я строка: Антон, Андрей, Алексей;
4-я строка: артист, учитель, архитектор;
5-я строка: абрикос, лимон, апельсин.
Задание №2
Инструкция. Поставить фишку в клетку, если слышится звук {у}, определить положение звука {у} в слове.
5
1-я строка: удав, аист, гамак, танк, улица;
2-я строка: автомат, туфли, антенна, паук;
3-я строка: альбом, аллея, какаду, ателье;
4-я строка: тапки, туфли, майка, кофта;
5-я строка: утка, ворона, сорока, грач.
Задание №3
Цель-различение квазиомонимов.
Инструкция. Поставить фишку в клетку, если слышится звук {к}, определить положение звука {к} в слове.
1-я строка: ком, том, тон, кол;
2-я строка: куры, туры, куча, туча;
3-я строка: бок, бык, брат,бот;
4-я строка: почка, почта, марка, Марта;
5-я строка: брак, брат, бант, банк.
Задание №4
Инструкция. Поставить фишку в клетку, если слышится звук {с}, определить положение звука {с} в слове и количество слогов.
1-я строка: шут, суд, сок, сом;
2-я строка: сумка, домик, лимон, альбом;
3-я строка: сапоги, попугай, полено, малина;
4-я строка: нос, сон, шок, сок.
Усложнения задания: Поставить фишку ,если звук {с} слышится в конце слова.
5-я строка: шахматы, самовар, самолет, самокат.
По итогам обследования можно сделать вывод, что в результате коррекционной работы у детей в значительной степени было
6
скомпенсировано недоразвитие фонематического восприятия, отмечено улучшение оптико-пространственных представлений.
Это пособие может быть использовано в коррекционной работе для предупреждения возникновения нарушений письменной речи.