Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный лес»
Название проекта - дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный лес»
ФИО автора проекта и должность - Аминова Расима Булатовна
учитель – дефектолог
Тип продукта - многофункциональное игровое пособие
Дата создания продукта - 2022 г.
Материалы, из которых создан продукт - пособие состоит из ДВП, картона, предметных картинок на разные темы и на разные звуки с липучками, которые крепятся по определенным принципам и темам. Все предметы легко снимаются и могут быть перенесены в любое место. Можно использовать вертикально, имеется подставка.
Размеры и вес продукта – картина на котором изображен лес, в формате А3, вес – 230 грамм
Необходимость использования дополнительного оборудования- нет
Целевая аудитория продукта – дети в возрасте 5 – 10 лет
Цели и задачи продукта –
Цель данного пособия: повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- автоматизация звуков в слогах, словах, предложении;
- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация звуков в речи
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
- развитие навыков связной речи;
- развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;
-развитие психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
Аналоги и прототипы продукта других авторов – дидактическое многофункциональное пособие «Волшебная полянка»
автор: Давлянова Светлана Рифовна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад «Ёлочка» г.Лянтор.
В чем принципиальное отличие вашего продукта от аналога? –
пособие «Волшебный лес» отличается от аналога, тем, что за основу пособия я использовала сюжетную картину «Лес», оформила дидактические игры на автоматизацию звуков, развитие умения делить слова на слоги, умения правильно использовать в речи предлоги, развитие речевого дыхания, умения согласовывать существительные с числительными.
Аннотация продукта – предлагаю многофункциональное логопедическое пособие для детей дошкольного и школьного начального возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов , учителей начальных классов и воспитателей логопедических групп.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Все элементы на игровых страницах закреплены на липучках. Картинки (животные, птицы, насекомые, цветы) легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Благодаря яркому дизайну и интересным заданиям, дети с удовольствием идут на контакт и выполняют задания педагога. Данные игры направлены на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию звуков, закрепление навыков грамматического строя речи, развитие мелкой моторики. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями.
Данное игровое пособие соответствует требованиям ФГОС ДО, в частности:
- обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета (помещения) для коррекции недостатков речевого развития воспитанников;
- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;
- обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей;
- пособие является содержательно насыщенным, полифункциональным,
вариативным, доступным и безопасным;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
Перечень игр с логопедическим пособием «Волшебный лес»
1.Игра «Чудесный цветок»
Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, мелкую моторику рук.
Ход игры: на столе лежат предметные картинки со звуками С З Ц Ш Ж Р, дети в ходе игры должны правильно прикрепить картинки к лепесткам цветов, ориентируясь на схему слогов в середине цветка. В серединку цветка помещается схема слога, цифра 1- один слог, 2 – два слога, 3 – три слога. Ребенок на лепестки выкладывает подходящие картинки, названия которых состоят из нужного количества слогов. Например: 1 слог – мяч, мышь,
2 слога – рыба, чашка, 3 слога – самолет, капуста.
2.Игра «Найди нужную картинку»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки в словах, развивать слуховое восприятие.
Ход игры: на столе лежат предметные картинки со звуками С З Ш Ж Л Р. Дети должны правильно прикрепить картинки к лепесткам цветов, ориентируясь на буквы в середине цветка.
В серединку цветка помещаются буквы С З Ш Ж Л Р. Ребенок на лепестки выкладывает подходящие картинки, в названии которых есть заданный звук. Определяют место звука в словах (в начале, середине и конце слова).
Например: С-сани, капуста, ананас, Ш- шар, груша, мышь,
Ж - жук, ножницы, еж, З - зонт, грузовик, арбуз, Л- лопата, молоток, стул,
Р- рыба, пирамида, тигр.
3. Игра «Кто где находится?»
Цель: закрепить умение составлять предложения с предлогами НА; В; К; НАД; ПОД; ОКОЛО, учить детей составлять предложения по наглядной ситуации, развивать грамматический строй речи.
Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и составить по ним предложение с предлогами.
Например:
Птица села на ветку.
Птица летит над деревом.
Бабочка села на цветок.
Жук летит над цветком.
Лиса сидит под деревом.
Лебедь плавает в пруду.
Заяц сидит около елки.
Заяц бежит к дереву.
4. Игра «По дорожке мы пройдем – красиво звук произнесем»
Цель: автоматизировать отрабатываемый звук изолированно.
Ход игры: Логопед ребенку дает задание «Постарайся правильно, на одном дыхании произнести звук»
Позвенеть, как «комар» з-з-з.
Пошипеть, как змея ш-ш-ш.
Пожужжать, как жук ж-ж-ж.
Порычать, как тигр, собака р-р-р.
Погудеть, как самолёт л-л-л.
Ребенок передвигает фигурку по дорожке, непрерывно произнося отрабатываемый звук.
5.Игры на развитие речевого дыхания
Цель: развивать длительный и плавный выдох, учить делать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох ртом.
«Бабочки, летите!»
«Посмотрите, какие красивые бабочки! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?»
«Тучка»
Логопед предлагает подуть на тучку, чтобы «капли дождя» сдувались за верхний край картинки.
6.Игра «Один – Одна»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки в словах, развивать слуховое восприятие.
Ход игры: дети называют предметы на картине, к которым подходит слово один, затем одна. Например: один жук, заяц, одна бабочка, ромашка, птица, лиса, пчела.
7.Игра «Посчитай - ка»
Цель: развивать грамматический строй речи, закрепить умение согласовывать существительные с числительными 1,2,5, тренировать детей в счете предметов до 5, автоматизировать звук Ж в словах.
Ход игры: ребенок соотносит картинки с цифрой, правильно проговаривая окончания слов. Например: один жук, два жука, три жука, четыре жука,
пять жуков.
8. Игра «Чего не стало?»
Цель: развивать внимание, память, речь.
Ход игры: логопед просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать, чего не стало.
9. Игра «Один — много»
Игра: закрепить умение образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, развивать словарный запас.
Ход игры: логопед называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Например: заяц – зайцы, птица – птицы, бабочка – бабочки, цветок – цветы.
10. Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: развивать воображение, внимание, связную речь.
Ход игры: ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно», а дети отгадывают. Например: Лиса – животное, с пушистым хвостом, хитрая, рыжая.
Игра «Чудесный цветок»
Игра «Найди нужную картинку»
Игры: «Кто где находится?», «Один - одна», «Посчитай - ка»,
«Чего не стало?», «Один — много», «Опиши, мы отгадаем».
Игра «По дорожке мы пройдем – красиво звук произнесем»
Игры на развитие речевого дыхания:
«Тучка», «Бабочки, летите!»