Дидактическое пособие «Волшебная цепочка» (1–3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка.
Проблема профилактики и коррекции причин неуспеваемости в обучении русскому языку младших школьников образовательных учреждениях особенно актуальна на современном этапе.
Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих школьников наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма.
Развитие языкового анализа и синтеза – это одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи.
Данный материал способствует решению следующих задач:
в образовательной области
Формирование умения делить слова на слоги.
Определение их количества в слове.
Выделение первого и последнего звука в словах.
Определение места указанного звука в слове ( в начале, середине, конце слова).
Последовательное перечисление всех звуков в слове.
Распознавание гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.
в воспитательной области
Воспитание выдержки, настойчивости, сопереживания и взаимопомощи.
Сглаживание отрицательных черт характера (застенчивость, обидчивость).
в развивающей области
Развитие интеллектуальных способностей, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать и систематизировать.
С помощью данных дидактических игр можно реализовывать задачи не только по развитию фонематических процессов, но и решать конкретные задачи самого урока, соотнося с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, я попыталась решить все эти задачи с помощью игровых методов обучения.
Игра – одно из наиболее продуктивных средств обучения, позволяющая избежать быстрого утомления, она позволяет:
- учить детей весело, радостно, без принуждения; ведь, о том, что игра это часть учебного процесса, знает только учитель, а ученик об этом не подозревает, он играет.
- помогает, кроме формирования навыков языкового анализа и синтеза, организовывать деятельность ребенка, обогащать новыми сведениями, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать развитие речи, в результате этого появляется интерес к урокам.
- игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках, помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а так же обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.
Актуальность. В современном мире все большие требования предъявляются к знаниям и умениям учащихся, повышается образовательный уровень поколения в целом. Обучение русскому языку всегда занимало ведущее положение в образовании подрастающего поколения, поскольку язык – это и средство человеческого общения, и по меткому выражению Н.И. Жинкина, канал формирования интеллекта. К сожалению, современный учитель поставлен перед фактом неуклонного роста количества учеников, испытывающих трудности в овладении родным языком как учебным предметам. В этом я и вижу актуальность рассматриваемой темы «Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза».
Весь представленный материал отвечает требованиям Программы (1-4) и соответствует планам групповых логопедических занятий.
Новизна. Упражнения на выработку навыков языкового анализа на начальном этапе используются на каждом уроке. Чем больше задания похожи на однотипные упражнения, тем с меньшей охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают.
Эту проблему позволяет решить использование игровых приемов. Используя данный материал однообразную работу можно разнообразить такими приемами, как называние, подписывание картинок, договаривание слов, сочинение чистоговорок и использование таких игр как: « Придумай слово», «Считай, не ошибись», «Зажги лучики», «Найди пару», «Где звук», «Слоговой абак» и многие другие.
Практической ценностью дидактического материала является то, что работа по нему позволяет выявить и классифицировать характер, специфичность речевых нарушений при овладении навыком письма, а также выявить уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требованиями школьной программы. Может оценить степень зрелости ребенка, определить причины трудностей в обучении и выбрать приоритетные направления в коррекционно-логопедической работе.
Работая с данным материалом, дети получают возможность обобщить сведения по звуко-буквенному составу слова, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, закрепить навык деления слов на слоги, опираясь на знание о слогообразующей роли гласных.
Карточки позволяют разнообразить урок, внести в него игровой момент, способствует развитию языкового чутья и орфографической зоркости.
Эффективность. Разработанный материал может применяться как для подгрупповой работы, так и для индивидуальной, и позволяет значительно облегчить задачу, как специалисту, так и детям, делая занятия интересными и занимательными. Это все повышает мотивацию обучения, укрепляет интерес детей к тому, что им дается с огромным трудом.
Аннотация.
Дидактическое пособие «Волшебная цепочка» предназначено как для учителей начальных классов, так и для учителей логопедов общеобразовательных школ, работающих над профилактикой и преодолением дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Занимаясь по данному пособию, дети получают возможность обобщить сведения по звуко-буквенному составу слова, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, закрепить навык деления слов на слоги, опираясь на знание о слогообразующей роли гласных.
Пособие представляет собой лист формата А3 с цепочкой букв и других картинок. Данную цепочку нужно пройти от старта до финиша, выполняя при этом различные задания. Переход от одного элемента к другому определяется игральным кубиком. Все элементы пособия являются съемными, что позволяет применять его в различных вариантах, обновляя при этом наглядный материал, и включать в него задания по русскому языку разноуровневого характера.
Эту дидактическую игру можно использовать, как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Данное пособие используется с соблюдением принципа поэтапности и последовательности.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он отрабатывается еще у детей в дошкольном возрасте. Более сложной формой является, вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова) и самой сложной формой языкового анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности.
1 уровень – детям предлагается задание придумать слово, начинающееся на конкретную букву, не зависимо от цветовых различений ( «к» -каша, «р»-репа, «о»-окно), также отрабатываются навыки слогового анализа и синтеза (определить в названии картинок первый, последний слог, придумать слово с заданным количеством слогов).
2 уровень – здесь уже обращается внимание на цветовое различие и предлагается придумать слово, где та или иная буква стоит в начале, в середине или в конце слова ( «а»- арбуз, платок, машина).
3 уровень – плюс ко всему этому еще и добавляется дифференциация твердых и мягких согласных, они также различаются по цвету («т'» в начале слова - театр, «т» в середине слова - батон).
Нарушение чтения и письма часто сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. В данное пособие включены задания, способствующие лучшему усвоению основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе и способствующие развитию орфографической зоркости.
1 уровень – придумать слово, где встречается орфограмма «жи - ши, чу - щу, ча - ща».
2 уровень - придумать слово, где встречается орфограмма « чк – чн».
3 уровень - придумать слово, где встречается орфограмма на безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением или на парную согласную.