Дидактическое пособие «На что похожи «А» и «У»
Дидактическое пособие «На что похожи «А» и «У»
Цель пособия – учить детей запоминать графический образ буквы через создание ассоциаций со знакомыми предметами.
Актуальность. Я работаю логопедом в детском саду. Основной контингент – дети с задержкой психического развития. Соответственно, у меня часто возникает необходимость искать нестандартные и творческие подходы для решения поставленных задач.
В своей практике я часто использую ассоциативный метод, т.к. его применение является особенно важным для развития памяти ребёнка и активно способствует процессу запоминания материала. Важной особенностью данного метода является наличие у каждого человека своих ассоциативных образов, отличающихся от образов, возникающих у других людей. Это значит, что каждый должен провести свою собственную ассоциацию с определённым предметом или явлением.
Во время проведения занятий по обучению грамоте наступает момент знакомства с новой буквой. Важным условием для восприятия и запоминания образа буквы является создание ассоциации: «На что похожа буква?». Услышав такой вопрос, дети часто не знают, что ответить. В лучшем случае я слышу, что буква «О» похожа на цифру «0», а буква «З» - на цифру «3». Когда я предлагаю свой вариант, то дети запоминают именно его и собственных ассоциаций у них не возникает.
Для решения данной проблемы при знакомстве с первыми буквами «А» и «У» я не просто спрашиваю: «На что похожа буква?», а учу детей находить общие черты предмета и буквы, делающие их похожими друг на друга. Для этого мы внимательно рассматриваем карточки (приложены ниже), подробно обсуждаем, определяя, в чём состоит сходство буквы и предложенного изображения. Дети слушают небольшие стихи, соответствующие иллюстрациям. Этот процесс требует временных затрат, но, как показала практика, предъявление разнообразных вариантов изображения буквы и их подробное обсуждение на первых занятиях помогает решить следующие задачи:
- познакомить ребёнка с приёмом сравнения: показать на практике, как можно сравнить букву с окружающими предметами через выделение общих признаков;
- совершенствовать механизмы запоминания;
- стимулировать творческую активность;
- развивать логическое мышление;
- формировать интерес к самому процессу данной игры, желание продуктивно искать подходящие ассоциации.
Результат. Работы с двумя буквами оказалось достаточно, чтобы следующая буква «О» из «просто цифры 0» сразу превратилась у ребят в клумбу, баранку, обруч, колесо, пенёк, миску кота… Дети с удовольствием стали создавать собственные иллюстрации. Подбор ассоциаций к другим буквам тоже стал проходить активнее и успешнее, чем в предыдущих выпусках. В новом учебном году пособие снова оказалось актуально.
Применение:
- карточки применяю как демонстрационный обучающий материал на фронтальных занятиях, по необходимости использую во время индивидуальной работы;
- использую как основу для игры «Выложи букву» (из камушков, фасоли и т.д.);
- оставляю в «речевом уголке» группы для самостоятельных игр детей;
- использую как образец для консультирования педагогов и родителей по данному вопросу.
Особенности. Для создания дидактического пособия:
- Просмотрела изображения по данной теме, выложенные в свободном доступе в сети интернет, отобрала материал, нарисовала картинки и оформила в едином формате и стиле.
- Постаралась помочь детям увидеть букву, выделив её цветом на фоне чёрно-белой картинки.
- Подбирала преимущественно слова, в которых имеется звук, соответствующий изучаемой букве.
- Высокое разрешение позволяет распечатать картинку в размере, необходимом для организации подгрупповой и фронтальной работы, а также работы со слабовидящими детьми.
- Подобрала стихотворения, соответствующие иллюстрациям. Авторами использованных стихов опубликованы интересные сборники, в которых можно найти много интересного и полезного для работы с детьми. Ссылки на них ниже.
Использованные источники:
- Александр Шибаев «вот они какие!» https://allforchildren.ru/rus/shibaev01.php
- Борис Заходер «Азбука фантазёров» https://www.culture.ru/persons/9469/boris-zakhoder
- Григоре Виеру «Азбука» Пересказал В.Берестов https://allforchildren.ru/poetry/alphabet79.php
- Е. Останина «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»
- Инесса Агеева «Загадки-складки» https://allforchildren.ru/poetry/alphabet46.php
- Леонид Сорока «Буквы вокруг нас»https://allforchildren.ru/poetry/alphabet73.php
- Людмила Алдошина «Загадки о буквах» https://stihi.ru/avtor/llilli
- Самуил Маршак «Весёлое путешествие от «А» до «Я» https://allforchildren.ru/poetry/alphabet231.php
- Иллюстрации выполнила я, Наталья Ханькова
Буду очень рада, если материал окажется полезен!
На что похожи "А" и "У"PDF / 1.65 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна