Материал на проверке

Дидактическое пособие «На что похожи «А» и «У»

6
1
Материал опубликован Сегодня в 11:43 в группе

Дидактическое пособие «На что похожи «А» и «У»

t1729847106aa.png

     Цель пособия – учить детей запоминать графический образ буквы через создание ассоциаций со знакомыми предметами.

   Актуальность. Я работаю логопедом в детском саду. Основной контингент – дети с задержкой психического развития. Соответственно, у меня часто возникает необходимость искать нестандартные и творческие подходы для решения поставленных задач.

 В своей практике я часто использую ассоциативный метод, т.к. его применение является особенно важным для развития памяти ребёнка и активно способствует процессу запоминания материала. Важной особенностью данного метода является наличие у каждого человека своих ассоциативных образов, отличающихся от образов, возникающих у других людей. Это значит, что каждый должен провести свою собственную ассоциацию с определённым предметом или явлением.

  Во время проведения занятий по обучению грамоте наступает момент знакомства с новой буквой. Важным условием для восприятия и запоминания образа буквы является создание ассоциации: «На что похожа буква?». Услышав такой вопрос, дети часто не знают, что ответить. В лучшем случае я слышу, что буква «О» похожа на цифру «0», а буква «З» - на цифру «3». Когда я предлагаю свой вариант, то дети запоминают именно его и собственных ассоциаций у них не возникает.

  Для решения данной проблемы при знакомстве с первыми буквами «А» и «У» я не просто спрашиваю: «На что похожа буква?», а учу детей находить общие черты предмета и буквы, делающие их похожими друг на друга. Для этого мы внимательно рассматриваем карточки (приложены ниже), подробно обсуждаем, определяя, в чём состоит сходство буквы и предложенного изображения. Дети слушают небольшие стихи, соответствующие иллюстрациям. Этот процесс требует временных затрат, но, как показала практика, предъявление разнообразных вариантов изображения буквы и их подробное обсуждение на первых занятиях помогает решить следующие задачи:

  • познакомить ребёнка с приёмом сравнения: показать на практике, как можно сравнить букву с окружающими предметами через выделение общих признаков;
  • совершенствовать механизмы запоминания;
  • стимулировать творческую активность;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать интерес к самому процессу данной игры, желание продуктивно искать подходящие ассоциации.

  Результат. Работы с двумя буквами оказалось достаточно, чтобы следующая буква «О» из «просто цифры 0» сразу превратилась у ребят в клумбу, баранку, обруч, колесо, пенёк, миску кота… Дети с удовольствием стали создавать собственные иллюстрации. Подбор ассоциаций к другим буквам тоже стал проходить активнее и успешнее, чем в предыдущих выпусках. В новом учебном году пособие снова оказалось актуально.

      Применение:

  • карточки применяю как демонстрационный обучающий материал на фронтальных занятиях, по необходимости использую во время индивидуальной работы;
  • использую как основу для игры «Выложи букву» (из камушков, фасоли и т.д.);
  • оставляю в «речевом уголке» группы для самостоятельных игр детей;
  • использую как образец для консультирования педагогов и родителей по данному вопросу.

 Особенности. Для создания дидактического пособия:

  • Просмотрела изображения по данной теме, выложенные в свободном доступе в сети интернет, отобрала материал, нарисовала картинки и оформила в едином формате и стиле.
  • Постаралась помочь детям увидеть букву, выделив её цветом на фоне чёрно-белой картинки.
  • Подбирала преимущественно слова, в которых имеется звук, соответствующий изучаемой букве.
  • Высокое разрешение позволяет распечатать картинку в размере, необходимом для организации подгрупповой и фронтальной работы, а также работы со слабовидящими детьми.
  • Подобрала стихотворения, соответствующие иллюстрациям. Авторами использованных стихов опубликованы интересные сборники, в которых можно найти много интересного и полезного для работы с детьми. Ссылки на них ниже.

     Использованные источники:

Буду очень рада, если материал окажется полезен!


На что похожи "А" и "У"PDF / 1.65 Мб








​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный и полезный ресурс!

Сегодня в 12:51