Дидактическое пособие по развитию речи для детей младшего и среднего дошкольного возраста «В гостях у сказок»

8
4
Материал опубликован 16 February 2019 в группе

Дидактическое пособие по развитию речи

для детей младшего и среднего дошкольного возраста:

лэпбук «В гостях у сказок».

Автор: Гостева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Б «Светлячок», филиал « Сказка», р. п. Благовещенка Благовещенский район.

Описание Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию лепбук по теме: «В гостях у сказок».

Почему была выбрана именно тема сказок?

Когда рассказываешь детям сказки, то для них как будто бы открываются волшебные дверцы в загадочный мир, где разговаривают звери и предметы, где есть сказочные существа и волшебство, необычные истории, чудеса и превращения.

Сказки надо рассказывать ярко.
Околдовывать речью цветной.
От беды, от вороньего карка,
Уходила б судьба стороной.

Сказки надо рассказывать с толком.
Чтобы даль расступалась. И ширь.
Чтобы после хоть с чёртом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Сказки надо рассказывать с чувством.
С потаённой лукавой игрой.
Жил бы вымысел в чуде изустном,
Рядом с правдою — старшей сестрой.

Сказки надо рассказывать тихо.
С расстановкой. Ничуть не спеша.
Чтобы в добрый конец, а не в лихо —
Успевала поверить душа... (Сергей Островой)

Именно этим и привлекают сказки детей. Они  являются прекрасным материалом для обучения детей развитию речи, начиная с младшего дошкольного возраста.

У детей начинают формироваться представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.

Персонажи первых сказок хорошо знакомы детям, дома мамы читают, в саду воспитатели, картинки с героями сказок ярко выражены, поступки героев сказок понятны детям.

Они учит человека жить, вселяя в него веру в добро и справедливости, вызывая у ребёнка сочувствие к обиженным героям. В результате сопереживания у детей появляются не только новые знания, но и самое главное – эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям.

Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Она помогают развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Актуальность

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Цели лэпбука:

 *Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр.

*Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

* Активизация знаний о сказках, их героях, последовательности содержания сказок.

Задачи:

-Развивать интерес к русским народным сказкам.

-Продолжать знакомить со сказками.

-Обогащать и расширять словарный запас детей.

-Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе.

- Развивать речь, мышление, воображение, внимание, память, наблюдательность, усидчивость и мелкую моторику.

- Учить инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические и творческие способности.

-Развивать желание выполнять совместные и индивидуальные игровые задания.

-Формировать навыки сотрудничества.

- Развивать коммуникабельность и умение общаться в различных ситуациях.

Лэпбук мне очень нравится тем, что большое количество материала находиться в одной папке и его можно использовать как на занятиях, так и для индивидуального развития детей.

Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает мышление, любознательность, наблюдательность, тренирует память, внимание, решает нравственные задачи; предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.

Мой лэпбук -это папка с разворотами, ширмой и фланелеграфом для показа сказок.

Содержание лэпбука представляет собой различные задания по четырём самым первым сказкам: "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Колобок".

1) Лэпбук содержит различные игры

Дидактическая игра «Собери картинку».

Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания.

Дидактическая игра «Лабиринт».

Цель: развивать логическое мышление, упражнять в ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить правильности выполнения задания, добиваться определенной цели.

Дидактическая игра «Теремок из геометрических фигур»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Речевые игра «Назови героев сказки».

Детям нужно в правильной последовательности расставить героев и составить описательный рассказ по сказке.

Речевая игра «Назови сказку по картинке»

Предлагается угадать название сказки или рассказать о ком эта сказка.

Речевая игра «Разложи по порядку»

Необходимо в правильной последовательности расставить карточки и составить описательный рассказ по сказке.

Речевая игра «Угадай, кто из какой сказки»

Предлагается угадать, герой какой сказки изображён на картинке.
Игра «Угадай, чья тень?», в которой нужно сопоставить реальную картинку с изображением героев сказки и их тенями.

2)Загадки о героях сказки.

Цель: развитие сообразительности, логического мышления.

Данный раздел представляет блокнотик, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки. Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно, страница переворачивается и на обратной стороне показывается отгадка.

3)Пазлы

Цель: развитие мышления, мелкой моторики

4)Книжечки – гармошки помогут ребёнку вспомнить сказки.

5)Задание «Назови сказку и раскрась картинки».

Это задание позволит ребенку вспомнить героев известных народных сказок и сделать их красочными с помощью разноцветных карандашей или фломастеров. Раскраски играют очень важную роль в развитии ребенка. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки ребенка, прививает художественный вкус, дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие, вырабатываются навыки использования карандашей и красок. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже доказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка.

6)Пальчиковые гимнастики.

Цель: развитие моторики.

7)Фигурки персонажей из сказок для различного вида театра, а именно: театр на палочках, театр на палочках «Эмоции героев сказки», пальчиковый театр, объёмный театр, маски, театр на прищепках. Для показа сказок в лэпбуке сделана ширма и фланелеграф.

Особенности лэпбука.

Для того чтоб детям было интересно заниматься с этой настольной книгой (а особенно детям младшего возраста) в данном пособия были сделаны: фигурки зверей на липучках, материал для тактильного ощущения и различные материалы, которые дети могут потрогать, потянуть, переставить местами.

Информация, которая представлена в лэпбуке, оформлена в виде разных карточек: открывающихся книжечек, вынимающихся листочков и прочих забавных деталей (например, дом с окошечками). Это прекрасный способ подать всю информацию в компактной форме. Задание « Молодец…» привлечёт детей, так как за выполненные задания можно в подарок самому выбрать картинку.

Большая часть игр и заданий направлена на организацию совместной деятельности взрослого с ребенком, так как дети младшего возраста ещё не владеют навыками самостоятельной деятельности.

Также есть игры и задания для самостоятельной работы (раскраски) для детей постарше.

Я бы хотела, чтобы этим пособием можно было пользоваться несколько лет, (по мере взросления детей) и поэтому сделала кармашки со снимающимися надписями. Задания в них можно размещать другие.

Таким образом, я думаю, такая необычная дидактическая книжка привлечёт внимание детей, они не раз будут возвращаются к ней, чтобы поиграть, посмотреть, закрепить полученные знания.

Ожидаемый результат использования лэпбука.

*Знакомство детей с русскими народными сказками будет проходить в интересной форме, что улучшит их запоминание.

* Использование пособия способствует развитию познавательной активности детей.

*Совместная деятельность взрослого с детьми будет организована, удовлетворена потребность малышей в общении и совместной деятельности со взрослым.

*Снимется эмоциональное напряжение в период адаптации.

*Будут развиваться основные психические процессы, речь детей, коммуникативные навыки.

* Развивающая среда группы пополнится новым интерактивным пособием.

В заключении хочется сказать, что использование лэпбука - это не просто метод, который будет развивать познавательный интерес и закреплять полученные знания, но это ещё и полёт фантазии ребёнка, который может дать непредсказуемый результат, это ещё исследования и открытия, которые, однажды начавшись у ребёнка, могут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять эти зёрна, они будут расти и увеличиваться.

(Все фотографии детей размещены  с разрешения родителей)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличное пособие!!! Уверена, что материал заинтересует коллег! спасибо!!!

16 February 2019

Ольга Александровна, поздравляю с победой в конкурсе!!!! Так держать!!!!!

1 April 2019

Ольга Александровна, с победой вас! Отличное пособие!

1 April 2019

Большое спасибо за поздравления!

9 April 2019

Похожие публикации