12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Анжелика Ивановна34

 


 

Дидактическое пособие

для детей среднего дошкольного возраста

«Цифровой мешочек»

Автор: Иванова Анжелика

Ивановна.

Должность: воспитатель.
 

2017 год.


 

 

Дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста

«Цифровой мешочек»

Автор: Иванова Анжелика Ивановна.
Должность: воспитатель.
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 города Галича Костромской области.

Описание: Дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста

Назначение материала: для педагогов ДОУ и заботливых родителей.


 


 

Пособие предназначено для среднего дошкольного возраста, совместной и самостоятельной деятельности педагога и детей.

Пособие «Цифровой мешочек» используется в решении следующих образовательных задач:

Развитие мелкой моторики,  тактильных ощущений, моторной памяти.

Развитие внимания, мышления, памяти, зрительного восприятия.

Знакомство с цифрами в пределах от 0 до 9.

Соотношение числа предметов с цифрой.

Количественный и порядковый счет.

Так же работа с данным пособием способствует обучению детей согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже, например: одна свечка, две свечки и т.д. 

Дидактическое пособие  «Цифровой мешочек» представляет собой небольшой мешок, в котором хранятся мягкие цифры из фетра в количестве 10 штук (от 0 до 9) и мягкие карточки к ним с изображение различного количества предметов. На предметах пришиты замочки, липучки, кнопки, яркие картинки из ткани разной фактуры

Основная цель данного пособия – знакомство детей с понятием цифра, закрепление навыка счета. Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают - 2 или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девать.

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов преимущество детей перед взрослыми. Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов), предмета быта (два стула), игры (три куклы), питания(две морковки).

Ещё до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают.

Ребёнка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учиться называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребёнка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Необходимо помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

Соответственно данное дидактическое пособие будет хорошим подспорьем педагогу в ознакомлении детей с цифрами и закреплении навыков счета не только на занятиях по математике, но и в совместной деятельности и индивидуальной работе.

На занятиях по ознакомлению с новой цифрой, педагог может использовать «Цифровой мешочек » в качестве сюрпризного момента в начале занятия.

Приведу отрывок подобного занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла!  

ДетиМешочек. 

ВоспитательМешочек этот не совсем простой, а цифровой. Как вы думаете, почему он так называется? 

Дети: Потому, что в нем лежат цифры. 

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. 

(Заглядывает в мешочек) Вы правы, в мешочке и правда цифра, только одна. А что это за цифра, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка.

Дети: Два! 

Воспитатель: Правильно, это цифра два» (Достает из мешочка).

Таким образом, можно использовать «Цифровой мешочек» при знакомстве с каждой последующей цифрой, сопровождая ее появление загадкой  (Приложение 1).

Отличительной особенностью использования «Цифрового мешочка» при знакомстве детей с новой цифрой, будет служить то, что дети могут не только увидеть цифру, запомнить ее наглядный образ, но и потрогать, тактильно ощутить. А если знакомство с новой цифрой сопровождать стихотворением, то будет задействован и слух детей   (Приложение 2).

Чем больше анализаторов задействовано при знакомстве с новым, тем быстрее и качественнее будет запоминание.

Кроме этого, «Цифровой мешочек» можно использовать при закреплении уже изученных цифр. Можно предложить ребенку на ощупь, определить какая цифра находится в мешочке.

Также, на закрепление изученного, можно предложить

детям игру «Найди соответствие»

Цель: учить соотносить цифру с числом предметов.

Ход игры: Ребенку предлагается разложить цифры на столе в один ряд, а затем к каждой цифре подобрать объемную карточку, в соответствии с этой цифрой. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении данного задания, педагог может на примере одной цифры показать ребенку принцип действия

( Воспитатель: Что изображено на данной картинке? 

Ребенок: Аквариум с рыбкой. 

Воспитатель: Сколько рыбок в аквариуме?

Ребенок: Одна. 

Воспитатель: Какая цифра соответствует числу - один? 

Ребенок: 1.

Яркость и разнообразие цветов содержимого «Цифрового мешочка» позволяет нам использовать его и для развития сенсорного восприятия детей. На закрепление материала, можно предложить детям такие упражнения как, «Цифра ….(5, 2, 7.) какого цвета?», «Назовите цифру …. (желтого, красного, зеленого) цвета». Здесь же можно использовать игру «Найди соответствие», только цель данной игры уже будет другой: учить детей соотносить цифру и картинку по цвету.

Объемные картинки можно использовать и без самих цифр, например, для закрепления навыка счета у детей, можно предложить им пересчитать ножки у осьминожки, яблочки на дереве или свечки на торте. 

Таким образом, разработанное мной дидактическое пособие является актуальным, востребованным и интересным как для детей, так и для педагога. «Цифровой мешочек» можно использовать на занятиях по математике, в совместной деятельности педагога с ребенком и в индивидуальной работе.

 

 

 

 

Приложение 1


 

Проживают в трудной книжке 
Хитроумные братишки. 
Десять их, но братья эти 
Сосчитают всё на свете. 
Ответ: Цифры 

Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра... 
Ответ: семь 

Я устроила парад,
Цифры строю, как солдат!
И порядок четкий есть —
После пять шагает... 
Ответ: шесть 

В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят... 
Ответ: пять 

Решили фильм про цифры снять,
Стали камеры включать.
Откуда буква Ч в эфире?
Не бойтесь! Цифра я!... 
Ответ: четыре 

Букву З я обведу,
К цифрам в гости приведу.
Ты внимательней смотри —
Получилась цифра... 
Ответ: три


 

Ближе он подплыл едва —
Оказалась цифра... 
Ответ: два 

Не забьешь так просто гол,
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра... 
Ответ: единица 

 


Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра... 
Ответ: ноль 

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою... 
Ответ: четыре 

 

Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. 
Ответ: два 

Вот задачка, отгадайте!
К шестёрке тройку прибавляйте.
Получается она —
Кружок и форма завитка. 
Ответ: девять 

Два кружка соединилось,
Что за цифра получилась?
Два умножим на четыре —
И она уже в эфире. 
Ответ: восемь 


 

Палочка, но с завитком,
Как кочерга — такая же на вид.
Эта цифра первая во всём,
И в счёте впереди других стоит! 
Ответ: один 

Сколько в яркой радуге цветов?
Сколько на земле есть чудес света?
Сколько у Москвы всего холмов?
Нам цифра эта так подходит для ответа! 
Ответ: семь 

А с этой цифрой лишь сплошные суеверия,
И так обидно: ну, за что ей это всё?
И место в счёте нам внушает лишь доверие:
Между пятёркой и семёркою оно. 
Ответ: шесть 

У отличника повсюду
Эту цифру в дневнике найти.
Ещё одну подсказку не забуду —
Перед ней стоит шестёрка на пути. 
Ответ: пять 

Как поётся в песенке одной:
Дважды два — такая будет цифра.
Перед пятёркой юбилейной, золотой,
Стоит она... Ну, кто ответит быстро? 
Ответ: четыре 

На букву О она похожа, кругла собой.
Может в паре постоять с циферкой любой.
Не имеет ни начала, ни конца,
Носит гордое название нуля. 
Ответ: ноль 

Сколько раз в дверь нужно постучать?
Сколько будет двойка плюс один?
Поскорее нужно это отгадать,
Эта цифра с буквой З — один в один. 
Ответ: три 

Если эту цифру в школе получить,
То родители вас дома наругают.
С лебедем её легко сравнить,
Про цифру эту все детишки знают? 
Ответ: два


 

Эта цифра так похожа
На красивый парус!
Раздувается всё шире
Циферка.. 
Ответ: четыре 

Цифра эта так хитра,
Ты её переверни,
И начнутся чудеса —
Цифру шесть увидишь ты! 
Ответ: девять


Два кружочка рядом встали —
Что за дивные очки?
Поверни хоть вверх ногами,
Одинаковы они! 
Ответ: восемь 

Что за цапля, каждый знает,
За шестёркою ступает.
Да, она известна всем
Эта цапля — цифра... 
Ответ: семь 

Циферка, как бегемотик,
Круглый у неё животик,
Шейку ловко изгибает,
За пятёркою ступает. 
Ответ: шесть 



Циферка на крюк похожа,
Что на автокране.
И на двоечку похожа,
Если вверх ногами. 
Ответ: пять 

Необычна цифра эта,
Круглолица, так и знай.
И на букву З похожа,
Что за цифра? Отгадай! 
Ответ: три 

Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра... 
Ответ: два 

На стебелёк она похожа,
Стоит почтенно, как вельможа.
Прямая, ровная всегда,
После нуля идёт она. 
Ответ: один 

Эта цифра так похожа
На букву алфавита О.
Но без цифорок других
Она не значит ничего. Ответ: ноль 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 


 


 


 


В. Черняева

Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.

Как солдатик единица.
Ей никак нельзя садиться:
На посту она стоит.
Влево нос всегда глядит.

Где мы встретим единицы?
Клюв один у каждой птицы,
Есть один хвост у дельфина,
И один хвост у павлина,
Хобот у слона один,
Руль один у всех машин,
У Земли Луна одна,
Нам она в ночи видна.

В. Черняева

Выгнуть так, как двойка, шею
Я, пожалуй, не сумею.
Может, сможешь ты? Едва!
Смогут лебедь с цифрой 2.

На кого похожа двойка?
Может быть на утку? Стой ка!
Нет сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.

Где есть двойки? Знаешь? Нет?
Вспомни-ка велосипед!
Это ведь не чудеса —
У него два колеса.
Есть два глаза у куницы,
Два крыла у каждой птицы.
Помнишь, что у человека
Есть два глаза и два века.
Две руки и две ноги…
Что ещё? Мне помоги!

М. Придворов

Цифра тройка как угрозу
Выставляет три занозы,
Три крюка для рыбной ловли,
Между ними две оглобли.


В. Черняева

Полкольца и полкольца
Мы сложили, посмотри,
И спаяли два конца —
Получилась цифра 3!

Тройки где? Вопросик сложный!
Это – стул, причём трёхножный.
По три ножки у роялей,
Что стоят в концертном зале

Тонкое колечко
Упало на крылечко.
Раскололось! Посмотри-
Получилась цифра три.

В. Черняева

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою 4!


Где четвёрки? Есть ответ:
Это – в кухне табурет.
А у легковой машины
Черные четыре шины.
Ножек столько у жирафа,
У комода и у шкафа.
По четыре, точно, ножки
У собаки, льва и кошки.

Деревянный стул сломался,
Но совсем не растерялся:
Вверх ногами встал в квартире.
И стал цифрою четыре.

В. Черняева


Посмотри на цифру 5.
Взяв пятёрочку за ручку,
Можно как ковшом черпать
Воду и песок-сыпучку.
 

Я уверен, что знаешь ты,
Пять лучей у морской звезды.
На руке пальцев сколько? Пять.
А ты сможешь мне их назвать?

Знает дело рыбачок!
Цифра пять — ему крючок.
Если эту цифру пять
Леской к палке привязать,
Станет удочкою палка…
Будет славная рыбалка!

В. Черняева


Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру шесть.
Замочили мы зерно.
Быстро проросло оно.
У него росточек есть.
С ним зерно как цифра 6!

Я скажу вам для примера:
Есть шесть ног у водомера.
И по шесть ног у жуков,
Пчёлок, мух и мотыльков.

А. Сосина
Шесть на яблоко похоже:
Тот же хвост, округлость тоже.
А сестра её – девятка.
Но, давайте по порядку.

С. Маршак
Цифра шесть-дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

В. Черняева

Этой цифрой не смогу 
Поработать на лугу.
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра 7.

Знаешь, это не вопрос:
Сколько в радуге полос.
По порядку ты готов
Перечислить семь цветов?
Семь деньков в любой неделе,
Больше мы б и не хотели.
День за днём, названий ряд
Назови-ка вслух подряд.

Цифру семь перевернём 
И с утра на луг пойдём.
Чем семёрка не коса?
Так коси, пока роса!

А. Сосина
Семь – казак лихой с усами,
Мы его узнаем с вами.
Только нужно не забыть
Саблю на бок прицепить.

С. Маршак
Вот семерка кочерга.
У нее одна нога.

В. Черняева

Две баранки вместе сложим,
Выйдет цифра. Это – 8!
8 – вместе два руля,
Или вместе два нуля.
 

У природы вместе спросим,
У кого чего есть восемь?
Восемь ног у паука,
Ножка тоньше волоска.
Восемь ног у осьминога,
На ногах присосков много.

Наверно, со мной догадались вы тоже —
На снежную бабу восьмёрка похожа.
Весна пусть приходит, и лето, и осень,
Не тает на солнце она — цифра восемь.

А. Сосина
Восемь – гордая краса,
В перехвате, как оса.
Щечки, словно яблочки
И под юбкой каблучки.

С. Маршак
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

В. Черняева

Цифра девять — колобок?
Или, может быть, клубок?
Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.

Шёл котёнок через мост,
Сел на мост и свесил хвост.
«Мяу! Так удобней мне ведь…» 
Стал котёнок цифрой 9!

Где найдём, друзья, девятки?
Что ж они играют в прятки?
Я везде искал их, вроде,
Но девяток нет в природе.
Извините за промашку,
Вижу девятиэтажку!

С. Маршак
Цифра девять иль девятка-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

К. Зеленая
Ноль похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.

Т. Шатских
На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль – когда чего-то нет!

А. Сосина
Ноль – задумчивый мудрец.
Где начало, где конец
Сам не может разобрать.
Как его нам не узнать!

О. Жукова
Вот один, а рядом ноль-
Стал он важным как король.
К единичке прислонился-
Сразу в десять превратился.

В. Черняева
Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут 10.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Рагулина Любовь Давыдовна, 27.11.17 в 21:19 0Ответить Пожаловаться
Волшебный мешочек!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.