План-конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков Ш-С. Магазин игрушек»
План – конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков Ш-С
«Магазин игрушек».
Цели:
I.Коррекционно – образовательные:
- закрепление представлений о правильной артикуляции звуков [С–Ш],
- активизация лексического запаса по теме: «Игрушки»,
- упражнять в согласовании числительного с существительными.
II.Коррекционно – развивающие:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- формирование умения дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звуки [С–Ш] в слогах, словах и предложения.
-развитие психических функций: слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти,
-развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
III.Коррекционно – воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям,
- привитие навыков коллективной и индивидуальной работы,
Оборудование: зеркало; предметные картинки « Игрушки» по 10 штук (плюшевый мишка, кошка, собака, машинка, пушка, самолет, посуда, самокат, велосипед, коляска, самосвал, совок, санки); билеты.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
- Здравствуйте, ребята! Давайте мы возьмемся за руки, улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева. Вдохнем глубоко, спокойно через нос, выдохнем через рот. Вы приветливы? Добродушны? Давайте начнем наше занятие.
Сегодня мы отправимся с вами в магазин игрушек, чтобы купить много игрушек для малышей нашего детского сада. Но прежде чем отправить в магазин, нужно как следует подготовиться. Мы учимся правильно говорить, и должны обязательно сделать артикуляционную гимнастику.
«Улыбочка»
«Заборчик»
«Лопатка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
А отправимся мы с вами на автобусе, на машине или на маршрутке? А вот и первая загадка. Мы с вами поедем на том транспорте, в названии которого есть свистящий звук. Давайте вспомним, какие звуки мы называем свистящими?
- При этом звуке зубы почти сомкнуты и все в « заборчике». Уголки рта улыбаются. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при этом звуке «И», струя воздуха направляется на передние зубы. Когда произносим звук «С» струя воздуха плавная и холодная.
– Ребята, чем похожи звуки [С]-[Ш]?
Правильно, мы отправимся на автобусе.
Итак, нам нужно приобрести билеты на автобус. А оплата билетов – это правильные ответы на вопросы.
Стоимость каждого билетика – три ответика.
Вопрос первый! Я буду называть вам слова, а вы хлопаете ладоши, если услышите слово со звуком ш.
Слова: шашка, суббота, касса, мышь, тишь, сито, сабля, шило, шалаш, ноша.
Измените звук [с ] в слове на звук [ш], и у нас с вами получатся новые слова.
Ваш – вас мыс – мышь сытый – шитый миска – мишка
усы – уши касса – каша нас – наш сутки – шутки.
Молодцы!
А последний вопросик – « Закончи слово слогом СА или ША»
колбаСА, крыША, колёСА,
полоСА, каША, роСА,
галоША, крыСА.
Вы молодцы, возьмите ваши билетики. Отправляемся в путь. Дорога нас ожидает интересная, со стихами и загадками.
Давайте мы с вами расскажем стихотворения.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет,
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
***
Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
Поиграем в игру «Путаница». Наши малыши стали сочинять стихи да все перепутали.
Помоги им, исправь их ошибки:
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Миша пляшет в «Машке»,
Кашу дали «маске».
Вот мы и приехали, перед нами магазин игрушек.
На полках стоят игрушки: Плюшевый мишка, кошка, собака, машинка, пушка, самолет, посуда, самокат, велосипед, коляска, самосвал, совок, санки.
Эти все игрушки нам с вами нужно взять. В группе пять мальчиков, значит мы возьмем, пять машинок ( дети берут игрушки, отсчитывая, одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок); пять самосвалов, пушек, пять самолетов.
И пять девочек, значит, мы берем пять колясок, пять плюшевых мишек, пять плюшевых собачек, плюшевых кошек и пять колясок.
(Дети берут игрушки, считая. Согласовывая существительное с числительным).
Всего малышей десять. Самокатов берем десять, велосипедов десять, санок и совков тоже десять.
Какие вы молодцы! Мы с вами купили очень много игрушек для наших малышей, они будут очень рады и благодарны вам. А теперь мы с вами сядем снова в автобус и вернемся в детский сад.
Список использованных источников:
1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.
2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].