Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Научить различать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
Сформировать умение правильно дифференцировать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях;
Закрепить умение правильного произнесения звуков [С] и [Ш];
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
Развивать фонематический слух;
Развивать артикуляционную моторику.
Воспитательные задачи:
Формировать активность и самостоятельность на занятии;
Воспитывать усидчивость, самоанализ.
Оборудование: предметные картинки для загадок: сад, шалаш; дыхательный тренажер "Ёжик в лесу"; предметные картинки для игры "Отправь слово в свой домик": сок, сом, фасоль, автобус, носок, самолет, шишка, мышка, ромашка, шкаф, шапка, шар, машина; домики с кармашками со звуками [С] и [Ш]; предметные картинки к игре "Угадай по определению": шуба, подушка, груша, кошка, стакан, сани, сумка; предметные картинки к игре "Придумай предложение": компас, совы, сабля, насос, школа, лошадь, рубашка, шоколад.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуй! Ты любишь отгадывать загадки? Сейчас я загадаю тебе загадки, а ты должен будешь разгадать их.
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.
Ребенок: Сад.
Логопед: Верно. Какой звук в слове "сад" стоит в начале?
Ребенок: Звук С.
Логопед: Верно. Послушай еще загадку.
Мы с ребятами гуляли,
ветки целый день таскали.
Мастерили домик наш,
под названием.......
Ребенок: Шалаш.
Логопед: Какой звук в этом слове первый?
Ребенок: Звук Ш.
Логопед: Правильно. Сегодня мы с тобой будем учиться различать звуки С и Ш.
II. Основная часть
1) Характеристика звука
Логопед: Давай вспомним характеристику звука [С].
Ребенок: Звук [С] согласный, глухой, твердый.
Логопед: Правильно!
Логопед: А теперь давай вспомним характеристику звука [Ш].
Ребенок: Звук [Ш] согласный, глухой, твердый.
Логопед: Правильно! Молодец! А чем отличаются эти звуки?
Ребенок: Тем, как мы их произносим. Когда мы произносим [С] язык за нижними зубами, а когда произносим [Ш] язык за верхними зубами.
Логопед: Молодец, все верно.
2) Артикуляционная гимнастика
Логопед: А сейчас мы с тобой сделаем гимнастику для язычка (улыбочка, заборчик, лопаточка, качели, почистим зубки, лошадка, грибок, часики)
Ребенок: выполняет артикуляционную гимнастику.
3) Дыхательная гимнастика ("Ёжик в лесу")
Логопед: Посмотри на картинку. Ёжик пошел в лес за грибами. Давай поможем ёжику найти грибы под листвой, для этого дуй на листья.
Ребенок: выполняет дыхательную гимнастику.
Логопед: Молодец, ты помог ёжику найти грибы!
4) Развитие фонематического восприятия (игра "Топни - хлопни")
Логопед: Я буду произносить различные слоги, а ты хлопай в ладошки, если услышишь звук С, топни, если услышишь звук Ш.
Слоги: са, ма, шо, жо, лу, су, ды, шы, аса, ушо, азо, ос, ыш.
5) Дифференциация на уровне слова (игра «Превращай-ка» с мячом)
Логопед: Давай поиграем в игру "превращай-ка" и будем превращать одни слова в другие. Я буду бросать мяч и говорить слово, а ты должен будешь заменить С на Ш или Ш на С и вернуть мне мячик.
Усы - уши Каска - кашка
Мишка - миска Маска - Машка
Басня - башня Иришка - ириска
Ребенок: выполняет задание.
Логопед: Молодец!
6) Дифференциация на уровне слова (игра «Отправь слово в свой домик»)
Логопед: Посмотри на картинки. Называй каждую картинку и отправляй ее в свой домик. Картинку, в названии которой есть звук Ш - в красный домик, а в названии которого есть звук С - в синий домик.
Ребенок: выполняет задание.
Логопед: Молодец!
7) Физминутка
Логопед: А теперь давай немного отдохнем. Слушай стихотворение и повторяй за мной.
Скок-скок, скок-поскок, |
На носочках скок-поскок, |
8) Дифференциация на уровне словосочетания (игра "Угадай по определению")
Логопед: Перед тобой картинки, назови их.
Ребенок: выполняет задание.
Логопед: А теперь я буду называть определение, то есть, говорить какой этот предмет, а ты должен будешь угадать, о каком предмете я говорю.
Ребенок: выполняет задание.
Логопед: Молодец!
10) Дифференциация в предложениях (игра "Придумай предложение")
Логопед: Перед тобой перевернутые картинки. Переворачивай картинки по очереди и придумывай предложение с тем словом, что на картинке.
Ребенок: выполняет задание.
Логопед: А теперь скажи, сколько предложений ты придумал со словами, в которых звук С? А сколько со словами, в которых звук Ш?
Ребенок: отвечает.
III. Итог занятия
Логопед: С каким звуком мы сегодня работали? Что у тебя сегодня получилось лучше всего? А что ты можешь сделать еще лучше?